Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Общая характеристика рекламной деятельности в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Напоминающая реклама. Напоминающая реклама крайне важна на этапе зрелости, для того чтобы заставить потребителя вспомнить о товаре. Главной целью дорогих объявлений хорошо известной продукции фирм, имеющих всеобщее и давно устоявшееся признание - напомнить людям о своем существовании, а вовсе не в том, чтобы проинформировать или убедить их приобрести товар/услугу.

Задачами данной рекламы являются - напоминание потребителям о том, что товар может потребоваться в ближайшее время; напоминание потребителям о том, где можно купить товар; удержание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья; поддержание осведомленности о товаре.

Часто на практике границы между вышеприведенными видами размыты, поскольку одна реклама может носить (или совмещать) как и информационный характер, так и, к примеру, увещевательный. Все зависит от конкретной рекламной ситуации, в которой находится фирма. Приведем пример, в магазин поступила партия новой продукции. Фирма информирует об этом потребителя (действует информационная реклама) и напоминает адреса своих магазинов (действует напоминающая реклама) [9, с.114].

Также, существует понятие социальной рекламы, она является по сути одним из видов обычной рекламы, но наряду вместе с этим имеет совершенно иные цели. Социальная реклама представляет собой информацию, которая распространяется любым способом и в любой форме, адресованная неопределенному кругу лиц. Основной задачей является достижение благотворительных и других общественно полезных целей.

Создатели социальной рекламы зачастую не стремятся получить прибыль за счет продвижения своего товара, они продвигают скорее идею или же убеждение, которое должно найти отклик в сердцах зрителей указанной рекламы. При этом в роли создателей социальной рекламы выступают как физические, так и юридически лица, органы государства и органы местного самоуправления, органы муниципалитета, одним словом лица, которые заинтересованы в распространении своих идей [13, с.167].

Таким образом, в соответствии с проведенным исследованием, подведем некоторые выводы. Рекламная деятельность – это особый вид деятельности, или же процесс взаимодействия ее участников, результатом которого считается производство, продвижение, а также исследование рекламного продукта с целью стимулирования потребительской деятельности или же создания особого имиджа, общественного мнения (о компании, товаре, услуге, продукте и т.д.)

Как правило, рекламная деятельность заключается непосредственно в донесении до потребителя специальной информации о предмете рекламы. Основными принципами данной деятельности являются: законность, достоверность, точность, использование форм и средств, которые не причиняют потребителю рекламы физического, морального или же психического вреда.


Законодателем достаточно широко рассмотрено понятие рекламы. При этом следует отметить, что проблемы законодательного регулирования рекламной деятельности связаны преимущественно с ее коммерческим воплощением, а именно с предпринимательской деятельностью, которая формирует в ее рамках особое пространство со своими нормами и целями.

Отношения, которые возникают в процессе создания, производства, а также распространения рекламы, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Целями данного Федерального закона являются: защита от недобросовестной конкуренции в области рекламной деятельности, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или же нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

2. Основные правовые аспекты регулирования рекламной деятельности в РФ

2.1. Нормативно-правовое регулирование рекламной деятельности

Как было верно отмечено в предыдущей главе, на современном этапе развития рыночных отношений реклама считается основным двигателем торговли. Поскольку реклама представляет собой отражение общественных симпатий, настроений и фобий, на которые она реагирует быстрее, нежели большинство иных социальных институтов [7, с.180].

Если рассматривать с одной стороны, то реклама обеспечивает потребителей информацией, а также способствует достижению высокого уровня спроса, поддерживает стимулы к повышению уровня жизни и выступает непосредственно средством контроля качества товаров.

С другой же стороны, реклама может предоставлять информацию, которая несколько преувеличена, способная вводить в заблуждение, что может создавать некие препятствия для честной конкуренции, используя различные методы и подходы, выходящие за пределы этических норм.

В связи с этим, правовое регулирование рекламной деятельности имеет большое значение, ведь именно оно направлено на предотвращение, а также пресечение недобросовестной рекламы, способной повредить общественным интересам, имущественным и неимущественным правам физических и юридических лиц [15, с.229].


Многие ученые, при освещении определенной проблемы правового регулирования рекламной деятельности, проводят анализ общего состояния нормативного регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации, а также и в отдельных зарубежных странах и поднимают вопрос нормативного регулирования рекламной деятельности по ее видам и так далее. Помимо изложенного, на сегодня в России существует содержательная законодательная база по рассматриваемой тематике.

Верно, отмечают некоторые правоведы и ученые, что общие положения и принципы, касающиеся правового регулирования рекламы, содержатся в Гражданском кодексе РФ [18, с.273].

К примеру, в соответствии со ст. 60 ГК РФ реорганизуемое юридическое лицо дважды периодичностью один раз в месяц помещает в «уполномоченных» средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации [2], а согласно ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), в частности, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения, гарантийный срок, если он установлен, правила и условия эффективного и безопасного использования [12, с.362].

Но несмотря на указанное основным правовым актом, регулирующим отношения в области рекламы, является Закон «О рекламе». В ст. 4 Закона о рекламе признается его приоритетность по сравнению с иными нормативными актами, регламентирующими порядок и способы регулирования рекламы.

Итак, основным нормативным документом, регулирующим рекламную деятельность в России, является ФЗ «О рекламе», он определяет основы рекламной деятельности в РФ, регулирует отношения, которые возникают в процессе производства, распространения и потребления рекламы. Указанный Закон определил положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности. Данный акт также ввел понятийный аппарат, общие требования к рекламе, специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль в лице антимонопольного органа за соблюдением законодательства РФ о рекламе и ответственность за его нарушение [4]. Закон «О рекламе» распространяется на использование рекламы, полностью или же частично является предметом авторского права и смежных прав. Данный вывод может быть сделан на основании анализа ст. 4 Закона, с уточнением, что использование рекламы также должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ об интеллектуальной собственности, в частности, авторского права и смежных прав.


Поскольку если реклама является предметом авторского права и смежных прав, то они подлежат защите в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Законом «О рекламе», она должна быть четко отделена от иной информации, независимо от форм или же средств распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу.

Для того, чтобы отделить рекламу от другой информации, которая таковой не является, ст. 16 Закона «О рекламе» содержит специальное правило: «размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы» [4]. Логотип телерадиоорганизации, которая осуществляет трансляцию программ, передач, не может считаться рекламой.

Итак, для признания иного, авторского или редакционного материала рекламой избраны два критерия: во-первых, это целенаправленность его на обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции или на ее производителя для формирования интереса и содействия реализации продукции; во-вторых, это наличие в информации исходных данных (реквизитов) лица, производящего и распространяющего указанную продукцию [16, с.58].

Исходя изученного материала, запрещается реклама в скрытой, завуалированной форме, говоря иными словами размещение таких рекламных материалов, публикуемых в прессе, передаются на радио, демонстрируются на телевидении как редакционные, например, в новостях и редакционных статьях газет.

Подобные требования содержатся не только в Законе «О рекламе», а также и в других законах. Так, в ст. 25 Закона «О средствах массовой информации» [5] указано, что журналист обязан воздерживаться от распространения в коммерческих целях иных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (адрес, контактный телефон, банковский счет и т.п.).

Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения. Следует отметить, что подобные ограничения, в том числе по объему вещания или издания не распространяются на теле-, радиопрограммы, средства массовой информации, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера [22, с.285].


Специальные же требования к рекламе отдельных видов товаров четко

и подробно указаны в Законе о рекламе применительно к конкретному товару как объекту рекламирования. В ст. 2 указанного Закона обозначена сфера его применения и установлено правило о том, что Закон не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Из данного правила можно заключить, что законодатель умышленно обозначает политическую рекламу как более емкое понятие, включающее в себя и различные виды агитации (предвыборную и по вопросам референдума).

Политической рекламой нередко подменяется социальная реклама в силу повышенной «политизированности». Существует мнение, к примеру, В.В. Мыльникова отмечает, что законодательно произошло отождествление политической рекламы не только с предвыборной агитацией, но и, по сути, с рекламой социальной [23, с.149].

Законом «О рекламе» указано, что к рекламной информации предъявляется ряд требований, в основном реклама должна быть достоверной и добросовестной. Однако рассмотрим общие требования к рекламе. Это такие требования, которые обращены к любой рекламе, независимо от вида товара/услуг, от вида рекламируемой деятельности или от каких бы то ни было других критериев.

  1. реклама должна быть понятна потребителю, который не обладает специальными знаниями. Законом о рекламе установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит исключительно рекламный характер. Один из вариантов такого сообщения - пометка «на правах рекламы» [28, с.612];
  2. реклама должна быть распознаваема без применения каких-либо технических средств именно как реклама в момент ее представления;
  3. т.к. реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации, соответственно она должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках;
  4. если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган ее выдавший;
  5. не допускается реклама товаров, которые законодательно запрещены к производству и реализации на территории РФ;
  6. использование в рекламе объектов исключительных прав допускается лишь в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;
  7. реклама не должна побуждать к агрессии, насилию, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям;
  8. не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних и мн.др [23, с.198].