Файл: Проблема личности в социальной психологии (Понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшими условиями действия механизма смыслового связывания является развитое воображение, владение широкой временной перспективой, наличие иерархической смысловой сферы. Таким образом, этот механизм может существовать лишь в интегрированной, зрелой личности, ведь в таком виде процесс саморегуляции является сугубо индивидуальным и связанным с системой ценностей и мотивов данного субъекта, его восприятием мира и т.п. Отсюда можно выделить такие последовательные этапы становления саморегуляции в системе интеграции личности:

- базальная эмоциональная саморегуляция;

- волевая саморегуляция;

- смысловая, ценностная саморегуляция [5, с. 177].

В то же время, следует помнить, что предыдущие звенья не исчезают в процессе становления, они становятся вспомогательными и второстепенными, но продолжают существовать. В какой-то мере правильно сказать, что преобладание определенных механизмов саморегуляции поведения следует рассматривать как показатель уровня развития интегративных процессов личности.

Поэтому целиком закономерно возникает проблема смысла. На определенном этапе своего развития человек встречается с новым для себя переживанием – страданием от ощущения внутренней пустоты и недостаточности смысла жизни. Это так называемый экзистенционный вакуум. Появление этого переживания означает, что у человека появилось стремление открыть смысл жизни. Это стремление В. Франкл назвал фундаментальной мотивационной силой человека [5]. Нам необходимо найти смысл буквально во всем – в событиях, в поведении других людей, собственных переживаниях. Существует также понятие высшего жизненного, или экзистенционного, смысла.

Открытие смысла обозначает открытие личности к внешнему миру. Это очень важный, кардинальный и переломный момент человеческого существования: человек перестает находиться внутри собственного Я, лишь внутри житейских ситуативных интересов – он выходит за конкретную ситуацию и становится человеком всего мира. Здесь, мы видим, пересекаются линии интеграции и взаимоотношений с миром – перестает быть «напротив» человека, и наоборот, он оказывается внутри мира, «окутывается» им и роднится с ним.

1.2. Структура личности

Структура личности является целостной моделью, системой качеств и свойств, полно характеризующей психологические особенности личности. В психологии на данный момент существует огромное количество моделей психологической структуры личности, в то же время, в рамках личностно-деятельностного подхода ученые выделяют следующие психологические составляющие личности:


- темперамент;

- характер;

- способности и задатки;

- эмоции;

- воля;

- самосознание;

- психические процессы, состояния и свойства;

- психический опыт.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в силе, скорости, напряженности, уравновешенности, ходе его психической деятельности, в сравнительно большей или меньшей стойкости его расположения духа [15, с. 218].

И. Павлов связал типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Для изучения личности сегодня применяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы, характеризуется высокой активностью, энергичностью, живостью и богатством выразительных движений, мимики. Он товарищеский, легко меняет одно занятие на другое. В проблемных ситуациях ведет себя адекватно и конструктивно. Как правило, хорошо учится. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, поверхностность, легкомыслие в поступках, невнимательность.

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности, которая характеризуется спокойствием и ровным расположением духа. Мимика и движения флегматика невыразительны. Он медленный и рассудительный, долго раздумывает перед работой, но последователен и терпелив.

Холерик – сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Он активный, энергичный, быстрый, резкий, порывистый, несдержанный. Склонен к быстрым изменениям расположения духа, к эмоциональным срывам, зажигательный, иногда агрессивный.

Меланхолик – слабый тип высшей нервной деятельности, который характеризуется низким уровнем психологической активности, замедленностью движений, сдержанностью языка и быстрой утомляемостью. Меланхолику присущи высокая эмоциональная активность, глубина и стойкость эмоций, но извне его черты выражены слабо [15, с. 219].

Знание особенностей проявления различных темпераментов необходимо при выборе профессии, комплектовании коллективов, управлении организацией, управлении группой работников.

Характер – это совокупность стойких индивидуальных свойств личности, проявляющихся в типичных способах деятельности и общении, в типичных обстоятельствах и определяющиеся отношением личности к ним [14, с. 101].

Основанием для определения характера является стойкое проявление конкретных черт личности в разнообразных ситуациях, мера выразительности этого проявления, соотношение с другими чертами.


Относительно типологии характера, то сегодня единая типология отсутствует. Так, например, Э. Кречмер определял тип темперамента по строению тела, выделив: астенический тип – это худой человек с узкими плечами, тонкими руками, слаборазвитыми мышцами; ему присущи аристократичность, эгоистичность, неумение находить общий язык с другими людьми, склонность к отдаленности и т.п.; атлетический тип – у такого человека сильно развита грудная клетка и мускулатура, широкие плечи, он высокий или средний по росту; он характеризуется сдержанностью жестов и мимики, склонностью к спокойной ситуации и т.п.; пикнический тип – это человек со строением тела, склонным к полноте, имеет короткую шею и средний рост; ему присущи энергичность, коммуникабельность, склонность к юмору и проч. [12, с. 322].

Классифицируя характеры, А. Личко выделяет типы людей, имеющих так называемую акцентуацию характера – чрезмерную выразительность отдельных черт. Исследовательница выделила основные типы акцентуаций характера и их признаки: циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого расположения духа с разным периодом; гипертимный – постоянно поднятое расположение духа, повышенная психическая активность с желанием деятельности и тенденцией не доводить дело до конца; лабильный – резкое изменение расположения духа в зависимости от ситуации; астеноневротический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (болезненности, задавленности); сенситивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, к постоянным сомнениям; шизоидный – замкнутость, эмоциональная холодность, отсутствие сопереживания, трудности в установлении эмоциональных контактов; эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому расположению духа с агрессией, приступы злости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, скрупулезная педантичность; демонстративный (истероидный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к фантазированию; шаткий, неустойчивый – склонность легко подвергаться влиянию окружения, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакт; конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мыслей других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму [24, с. 126].

Типология людей И. Павлова основывается на учении о двух сигнальных системах: образной и словесной. Преимущество первой сигнальной системы характеризует художественный тип, второй – умственный тип, а их равновесие – средний тип.


Способности – это личностно-психологические особенности личности, являющиеся предпосылкой успешного выполнения ею определенной деятельности.

Формирование способностей происходит на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы мозга. В основе одинаковых достижений по определенному виду деятельности могут быть разные способности, вместе с тем, одна и та же способность является условием успешности различных видов деятельности [27, с. 59].

Способности по основным видам деятельности бывают общими и специальными. К общим способностям относят психические свойства человека (внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, рассудительность и др.). К специальным способностям – психологические особенности индивида, обеспечивающие ему успех в определенном виде деятельности: изобразительные способности (чувство линии, пропорции и т.п.), математические способности (склонность к анализу и синтезу) и т.п.

Способности формируются в деятельности, развиваются на основе генетически обусловленных задатков. Естественные задатки как потенциальные возможности человека еще не являются ручательством его успешной деятельности в будущем, их нужно развивать, что возможно в социуме, составляющей которого является практика жизнедеятельности.

Эмоции – это психическое отображение в форме непосредственного переживания жизненного содержания явлений и ситуаций [27, с. 60].

Эмоции являются субъективной формой выражения потребностей, предопределяют деятельность, побуждают и направляют ее. Успех и неудача, достижение цели и крах идеалов – все это воспринимается человеком, прежде всего, эмоционально. Разнообразие жизненных ситуаций порождает и многообразие человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных и т.п.

Благодаря эмоциям людям легче объясниться, объективнее оценить состояние собеседника и ситуацию, общую деятельность и общение. Такие базовые эмоции, как страх, удивление, отвращение, удовлетворение, заинтересованность, радость, гнев, пренебрежение на лице, например, африканца отображаются почти так же, как и на лице европейца. Т.е., люди различных культур одинаково воспринимают и оценивают выражение лица по эмоциональному состоянию. Это свидетельствует о врожденном характере основных эмоций. Но врожденными являются не все эмоции, немало их люди приобретают в процессе обучения и воспитания.

К основным эмоциональным состояниям человека, кроме собственно эмоций, принадлежат чувства и аффекты. Чувство – это психические состояния и процессы, отображающие эмоциональный аспект духовного мира человека, его субъективное переживание событий, эмоциональное отношение к окружающей действительности. Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств [27, с. 62].


Какими бы не были эмоции, они всегда неотделимы от личности, поскольку связаны с ее нуждами, воссоздают состояние, процесс и результат их удовлетворения. Усовершенствование высших эмоций и чувств предусматривает личностное развитие человека.

Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции деятельности и различных психических процессов.

Волевые акты индивида связаны с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Волевое действие предусматривает наличие продуманного плана осуществления поступка. Особым признаком волевого действия является усиленное внимание к деятельности и отсутствие непосредственного удовлетворения в процессе и результате ее осуществления. Иногда человек направляет волевые усилия на то, чтобы не победить обстоятельства, а преодолеть себя [28, с. 354].

Воля проявляется в таких свойствах личности, как сила воли, энергичность, выдержка и т.п. Это первичные волевые качества, которые определяют поведение человека. Волевую личность отличают решительность, смелость, уверенность в себе. Волю человека характеризуют и ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.

Самосознание является самым высокоорганизованным психическим процессом, обеспечивающим единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я». Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле [28, с. 357].

Именно на уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой. Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего – вовне, на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект. В то же вреся, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называют экстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь, – интровертами.