Файл: Проблема личности в социальной психологии (Понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

5) исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности (личность как сумма психических свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности) [21, с. 97].

В рамках системно-деятельного подхода К. К. Платонов описывает в структуре личности следующие подструктуры – рис. 2.2.

Структура личности

|

Подструктура направленности

←|→

Подструктура опыта

|

Подструктура форм отображения

←|→

Биологически обусловленная подструктура

Рис. 2.2. Структура личности по К. К. Платонову

Подструктура направленности объединяет направленность, отношение и моральные качества личности. Она не порождается естественными задатками, а формируется путем воспитания и является социально обусловленной. Направленность личности как система побуждений является главным структурным компонентом личности.

Подструктура опыта включает в себя знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в индивидуальном опыте через обучение, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности.

Подструктура форм отображения охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, как форм отображения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре проявляется еще более четко.

Биологически обусловленная подструктура включает в себя темперамент, половые и возрастные особенности личности [21, с. 98].

К. К. Платонов называл предложенную структуру личности основной, общей, динамической, функциональной и психологической:

- основной она является потому, что, кроме указанных четырех главных, выделяют еще две наложенные на них подструктуры – характера и способностей;

- общей она является потому, что присуща каждой личности, но каждая конкретная личность имеет свою индивидуальную структуру;

- динамической – потому, что не остается неизменной ни у одной конкретной личности: с детства и до смерти она изменяется;

- функциональной – потому, что она как целое, так и ее составляющие элементы рассматриваются как психические функции;

- психологической – поскольку обобщает психические свойства личности [21, с. 98].


В отечественной психологии в изучении личности развитым яляется акмеологический подход, сосредоточивший внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, дающих ему возможность лучше всего реализоваться. Одним из основателей подхода стал Борис Ананьев. Сперва акмеология исследовала факторы, обеспечивающие высший уровень достижений в любой области деятельности зрелых взрослых людей. Однако дальнейшие разведки ученых подтвердили, что развитие умений и навыков, обретение социально-морального опыта, ценностного отношения к деятельности, мотивационной готовности, что являются неотъемлемыми показателями мастерства и профессионализма, закладываются в человеке еще в детстве. Зрелым человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу. Проявление ее зависит от предыдущих этапов развития индивида. Например, не сформированная в начале профессиональная культура в дальнейшем тяжело компенсируется, что отрицательно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида [10, с. 93].

В работах Б. Г. Ананьев, разработавшего идею интеграции знаний о человеке, дается развернутая характеристика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности». Ученый приходит к выводу, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека, создавая его биографию. Б. Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает.

Б.Г.Ананьев рассматривал человека в единстве четырех сторон:

- человек как биологический вид;

- онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

- человек как личность;

- человек, как часть человечества [2].

В конце 70-х гг. XX в. изучение личности приходит к применению системного подхода.

Так, А. Н. Леонтьев рассматривает личность как внутренний момент развития предметной деятельности: «Личность – это специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности». Потребности, сознание и личность человека «производятся» – создаются общественными отношениями [13].

Положение о деятельности, как единице психологического анализа личности, – это основной теоретический постулат А. Н. Леонтьева, на основе которого он проводит разграничение между понятиями индивид и личность. Индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Процесс формирования личности по А. Н. Леонтьеву предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта [13].


А.Г. Асмолов утверждал, что, будучи наделенным от рождения определенными биологическими качествами, человек становится личностью по мере усвоения социального опыта в различных его проявлениях (через способы и средства производства, духовной культуры и т.д.). В связи с этим, ученый выделяет следующие компоненты структуры личности – таблица 2.1.

Таблица 2.1.

Компоненты структуры личности (по А.Г. Асмолову) [7]

Короткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждение, мировоззрение, личностное содержания, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отображения

Особенности познава-тельных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

В.Н.Мясищев ядро личности рассматривал, как систему отношений человека к внешнему миру и к самому себе. Эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности и является одной из форм этого отражения [17].

Д.Н. Узнадзе рассматривал личность, как целостное и духовное образование, чьи мотивы и поступки могут иметь и неосознанный характер [26].

Л.И. Божович – является автором теории развития личности. В своих исследованиях личности автор опирается на понятие социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральные новообразования и потребности [8].

Таким образом, социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных ракурсах, выходят как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, морального потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и из важности общества, социальных отношений в становлении личности. И от того, чему предоставляется преимущество, зависит теоретическое обоснование конкретного типа и социальной программы поведения индивида, стратегии действий, других социально-психологических характеристик человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе мы произвели исследование личности в социальной психологии. Выводы по исследованию можем сделать следующие:

1. Рассмотрев понятие о личности, мы определили, что личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), который занимается конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий свои личностно-психологические особенности.

Личность обладает следующими признаками: целостность, уникальность, активность, выразительность, открытость, саморазвитие и саморегуляция.

2. Определяя структуру личности, мы узнали, что она является целостной моделью, системой качеств и свойств, полно характеризующей психологические особенности личности. В психологии в рамках личностно-деятельностного подхода ученые выделяют следующие психологические составляющие личности: темперамент; характер; способности и задатки; эмоции; воля; самосознание; психические процессы, состояния и свойства; психический опыт.

3. Обозначая направленность личности, мы пришли к выводу, что направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения.

4. Выявляя представления о личности в зарубежной социальной психологии, мы узнали, что, например, в психоанализе движущей силой, мотивацией поведения человека в социуме называют несознательные биологические инстинкты. Бихевиоризм акцентирует внимание на взаимосвязи человека и общества. Гуманистическая психология стремится к целостному изучению личности, делая ударение на значении произвольности поведения, роли настоящих духовных ценностей и убеждений в процессе ее становления в обществе. Суть экзистенциальной психологии состоит в признании уникальности личного опыта конкретного человека. Таким образом, большая часть социально-психологических теорий за рубежом рассматривает личность как индивидуальное и вместе с тем социально-психологическое явление.

5. Изучая представления о личности в отечественной социальной психологии, нами было установлено, что на рубеж ХІХ-ХХ вв. принес в изучение личности острые методологические противоречия и кризисные ситуации. В первой половине ХХ века в СССР стали преобладать мировоззренческие идеи и понятия марксизма, которые определяли подход к личности как средству для построения коммунизма. Так, Л.С. Выготский развил представление о социальной ситуации как факторе развития личности. С. Л. Рубинштейн исследовал личность в аспекте внешних и внутренних условий ее формирования. Б. М. Теплов развивал идею направленности личности, которая обнаруживает себя в склонности к определенной деятельности. К. К. Платонов рассматривал личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними. А. Н. Леонтьев рассматривает личность как внутренний момент развития предметной деятельности.


В итоге можем сказать, что в социальной психологии относительно личности существуют различные концепции, и единства между ними нет и вряд ли будет, так как объект исследования достаточно изменчив.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аверин В. А Обзор основных теорий развития личности // Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2003. – С. 116-128.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. – 198 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Адреева – М.: Аспект пресс, 1996. – 375 с.
  4. Андреева И.В. Социальная психология: конспект лекций / Г.М. Андреева – М., 2005. – 94 с.
  5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб.: Питер 2002. – 440 с.
  6. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Иэд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа / А.Г. Асмолов. – М., 1998. – 202 с.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М., 2004. – 212 с.
  9. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению личности // Вопросы психологии – 1990 – № 1 – С. 106-112
  10. Каменская Е.Н. Социальная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.
  11. Ковалев А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалева; Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 1970. – 312 с.
  12. Клонингер С. Теории личности: познание человека / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 217 с.
  14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 460 с.
  15. Маклаков А. Общая психология / А. Маклаков. – Спб.: Питер; 2003. – 721 с.
  16. Московцева О.В. Социальная психология: Конспект лекций / О.В. Московцева – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005 – 59 с.
  17. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. – Т. II. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – С. 601.
  18. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 522 с.
  19. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин – СПб., 1999. – 234 с.
  20. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 219 с.
  21. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 311 с.
  22. Проблемы психологии личности /Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. – М: Наука, 1992. – 421 с.
  23. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М.,1998. – 298 с.
  24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 298 с.
  25. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии / Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
  26. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе – М., 2002 – 98 с.
  27. Шахова И.П. Становление направленности личности в разных возрастных периодах: Монография /И.П. Шахова – Пенза, 2006. – 211 с.
  28. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 538 с.