Файл: Проблема личности в социальной психологии (Понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема личности – одна из главнейших в психологии. Личность является отдельным человеком, которого можно охарактеризовать с точки зрения его целостности. Современное общество втягивает человека в круговорот разнообразных процессов, отношений, связей. Таким образом, личность возникает как система качеств человека, формирующаяся на основе ее включенности в систему социальных отношений.

В силу того, что личность – это многогранная и многоплановая система качеств человека, особый интерес для психологии представляет рассмотрение ее природы и сущности, а также ее взаимосвязи с обществом. Личность исследовалась многими учеными (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, О.М. Леонтьев и др.). В тот же время, сегодня достаточно актуальной остается проблематика личности в социальной психологии.

Целью курсовой работы определено исследование личности и проблемы личности в социальной психологии.

Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие о личности;

- определить структуру личности;

- обозначить направленность личности;

- выявить представления о личности в зарубежной социальной психологии;

- узнать представления о личности в отечественной социальной психологии.

Объектом исследования определена личность человека.

Предметом исследования выступает личность в представлении зарубежной и отечественной социальной психологии.

Методология исследования: обзор научной литературы по теме исследования; анализ и синтез; сопоставление и противопоставление; сравнение и обобщение и др.

Информационной основой исследования послужили работы В.А. Аверина, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Е.Н. Каменской, Д. Майерса, Т.Шибутани и др., статьи в периодических изданиях, а также информационные базы сети Интернет.

Теоретическое значение исследования состоит в обогащении новыми знаниями про личность в представлении зарубежной и отечественной социальной психологии.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований по данной теме.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, библиографии.


ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕННОСТЬ

1.1. Понятие о личности

Современная психология на данный момент не имеет единого понимания и трактовки личности. Большинство психологов считает, что человек личностью не рождается, а становится. В то же время, в современной психологии также нет единой теории формирования и развития личности. Например, в основе биогенетического подхода (С. Холл, З. Фрейд и др.) лежит понимание, что основой развития личности являются биологические процессы созревания организма; в основе социогенетического (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) – лежит структура общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.п., в основе психогенетического (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др. ) – выдвигается на первый план развитие собственно психических явлений человека, при этом подход не отбрасывает ни биологических, ни социальных факторов [1, с. 117].

Р. Кеттел дает следующее определение: «Личность – это то, что разрешает прогнозировать поведение человека в любой заданной ситуации» [9, с. 107].

С. Клонингер сделал замечание, что «личность это ничто иное, как самостоятельное лицо со своим психическим составом и индивидуальным отношением к окружающему миру» [12, с. 321].

А.В. Петровский говорил, что «личность – это человек, являющийся субъектом активной деятельности, а потому он – носитель сознания и самосознания» [1, с. 121]

По словам С. Рубинштейна, «личность – это то, что человек хочет (его нужды и потребности), что человек может (его способности и возможности) и что он собой представляет (его направленность, характер и степень зрелости)» [25, с. 182].

А.Н. Сухов утверждал, что «личность – это не просто результат биологического созревания или матрица специфических условий жизни, а субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты» [23, с. 87].

Г.М. Андреева придерживается мысли, что «личностью является прижизненно сформированная и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, направленность его чувств и поведения» [3, с. 62].

А.Г. Ковалев утверждал, что личность – это форма существования психики человека, представляющая собой целостность, способную к саморазвитию, самоопределению, сознательной предметной деятельности и саморегуляции, и имеющая свой уникальный и неповторимый внутренний мир [11, с. 81].


Л.И. Божович определяет личность, как уровень развития индивида, делающий возможным осуществление им контроля над событиями собственной жизни и над самим собой [8, с. 73].

Таким образом, личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), который занимается конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий свои личностно-психологические особенности.

Личность обладает следующими признаками – рис. 1.1.

Признаки личности

|

Целостность

←|→

Уникальность

|

Активность

←|→|

Выразительность

|

Открытость

←|→

Саморазвитие

Саморегуляция

Рис. 1.1. Основные признаки личности [5, с. 173]

Остановимся на признаках детальнее, поскольку они являются сложными и внутренне противоречивыми, а их понимание необходимо для постижения психологии личности.

Целостность. Личность, безусловно, представляет собой образование, состоящее из отдельных психических явлений (процессов, состояний, свойств). Но вместе из тем она никогда не является лишь суммой этих явлений Больше того, каждая часть никогда не существует отдельно и самостоятельно, она является носителем всей личности, а также ее отражением. Личность живет, развивается и формируется, как целостность. В этом живом движении целостности изменяются взаимосвязи отдельных составляющих и изменяются эти составляющие. Но эти изменения – вторичны сравнительно с изменениями целого – личности. Они возникают вследствие отдельного живого движения личности и оказывают содействие последующим целостным движениям. Эта уникальная способность личности как целостности отображаться в ее каждой отдельной черте касается не только черт психических. И именно поэтому мы можем легко узнать человека даже по его физическим особенностям, поскольку это особенности данной конкретной личности и содержат в себе загадочным способом ее всю.

Таким образом, целостность личности охватывает все структурные и динамические проявления жизни человека. Она обусловлена не суммой отдельных составляющих, а интегрированным единством трех основ существования личности – биологической, социальной и духовной. Эта сложная интеграция определяет тот факт, что констатировать целостность как атрибутивный признак личности оказывается недостаточным для ее действительного понимания. Так, личность целостная, но у каждого отдельного человека эта целостность своя, чем-то похожая на другие, а чем-то принципиально отличная [5, с. 174].


Отсюда выплывает второй фундаментальный признак личности – ее уникальность (индивидуальная неповторимость). Некоторые психологи проблему уникальности рассматривают в контексте противоречивого единства типичного и индивидуального в личности. На самом деле, противоречивость эта искусственно усложняется. Типичным является то, что перед нами – личность, имеющая все перечисленные фундаментальные признаки и все составляющие. Уникальность целостной структуры личности каждого человека обусловлена двумя основными факторами: во-первых, своеобразностью динамического взаимодействия трех основных начал личности (биологического, социального, духовного), а во-вторых – постоянным самодвижением, саморазвитием личности, в процессе которого все время изменяются индивидуальные личностные проявления, приобретая все более своеобразную формы. Тем не менее, личность всегда остается открытой к новым изменениям. Незавершенность – это важный параметр личности, присущий ей одинаково, как в начале жизненного пути, так и на завершающем его этапе [5, с. 174].

Следующее фундаментальное качество личности – ее активность. В психологии активность рассматривается как антитеза реактивности (реакция – акция / поведение / в ответ на раздражитель). Конечно, принцип реактивного поведения сохраняется у человека на протяжении всей его жизни уже хотя бы потому, что по этому принципу действует организм. Но личность отличается именно тем, что, рядом с реактивным, превосходящим становится активное поведение, т.е. поведение, которое побуждается собственными осознанными целями и мотивами.

Существенным признаком личности является также ее способность к выражению собственного внутреннего содержания. Речь идет о принципиально творческой сущности личности и ее становлении. Если личностное бытие является выразительным, это значит, что личность имеет внутреннюю и внешнюю стороны, они находятся в постоянных динамических взаимопереходах и доминирует, как правило, внутреннее (если доминирующим станет внешнее, перед нами будет не личность, а простой набор социальных ролей, функционер или «винтик»). Выражающая активность внутреннего мира человека вызывает жизненное движение личности, в котором она встречается с социальной действительностью. Социальное поведение строится как усвоение и выполнение большого количества социальных ролей. Образовывается, так называемый, ролевой шар структуры личности. Ролевое поведение, например, профессиональное, может быть довольно крепким и ригидным, подавлять выразительность. Тогда личность обезличивается, инволюционирует. Развитие же заключается в том, что выразительность «проходит» через шар социальных ролей и личность, ее сущность сказывается на поведении и на продуктах деятельности [5, с. 175].


Развитие выразительности сегодня также является острой педагогической проблемой, поскольку педагогическая система имеет цель, прежде всего, адаптировать детей к имеющимся социальным условиям жизни. Это происходит через угнетение выразительности (пласт социальных ролей подавляет выразительность). Этим достигается органическое приспособление ребенка к социальной действительности, но при этом блокируется творческое начало. Решение этой дилеммы, развитие креативности детей и взрослых остается глобальной проблемой современного мирового образования.

Следующий сущностный признак личности – ее принципиальная незавершенность, открытость. Общеизвестно, что психология находится лишь на пути к действительному познанию содержательной основы личности. Та самая духовность, которая в виде потенциального состояния сначала предопределяет личность как возможность, дальше, в течение жизни, укрепляется и развивается, поднимая неизвестные пласты природы и делая человека действительно до конца непостижимым и бесконечным в своем становлении, ведь оно не завершается никогда [5, с. 175].

Способность к саморегуляции поведения, к саморазвитию – еще один сущностный признак личности. Известно, что довольно продолжительное время в онтогенетическом развитии сбалансированность психологических процессов достигается благодаря несознаваемым механизмам так называемой базальной эмоциональной регуляции. Эти механизмы работают независимо от желания человека, и смысл их деятельности заключается в обеспечении психологически комфортного и стабильного состояния внутреннего мира. Они действуют на протяжении всей жизни человека, но с осложнением жизненной ситуации (а это является прямым следствием развития и социализации) их действие оказывается недостаточным – слишком сложными и неоднозначными становятся условия жизни. Поэтому в личности осуществляется формирование механизма волевой регуляции поведения [5, с. 176].

Важно, что процесс саморегуляции предусматривает не просто волевое усилие, а перестройку смысловых образований, условием которой является их осознанность. Новые смыслы порождаются лишь в процессе особых переживаний. Так, в этой точке своеобразно пересекаются три линии становления личности – произвольность, интеграция, переживание. В результате происходит то, что получило название «механизм смыслового связывания», когда устанавливается внутренняя связь с ценностной сферой личности и нейтральное до этого содержание превращается в эмоционально заряженный смысл. Результатом такой работы является возникновение новых интенций и гармонизация внутреннего мира личности.