Файл: Проблема личности в социальной психологии (Понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

- процесс самопознания;

- эмоциональная самооценка;

- процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки [18, с. 267].

Психический опыт личности являет собой получение человеком опыта общественного в ходе его социализации. Данный опыт содержит нужные для его жизнедеятельности навыки, умения, знания.

Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств. Психические процессы – это форма существования психики. Ведь психика не статична, она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, ее нужно рассматривать в динамике, в действии, в развитии.

Ученые выделяют три класса психических процессов:

- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);

- эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);

- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей, как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение) [18, с. 267].

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:

- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);

- уровню интенсивности (активационные);

- уровню психофизиологического ресурса (тонические);

- уровню психического напряжения (тензионные);

- продолжительности состояния (временные);

- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные) [18, с. 268].

Психические свойства личности – это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь.


1.3. Направленность личности

Направленность личности является ведущим психологическим свойством личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах – ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик [28, с. 376].

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания. В направленность включаются несколько связанных форм:

- влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;

- желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

- стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

- интерес – познавательная форма направленности на предметы;

- склонность – возникает при включении в интерес волевого компонента;

- идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

- мировоззрение – система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

- убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением [28, с. 376].

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно «подпитывать». Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив [28, с. 377].


Нужно отметить, то потребностно-мотивационную сферу характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Направленность личности характеризуется:

- уровнем зрелости – степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;

- широтой – диапазоном сфер проявления устремлений личности;

- интенсивностью – силой устремлений личности по реализации поставленных целей;

- иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).

Таким образом, личность и ее структура и в дальнейшем будут оставаться объектом психологических исследований. И главная специфика заключается даже не в сложности, а в том, что это объект, способный к собственным, свободным действиям. То есть, личность, выступая объектом изучения (или влияния), вместе с тем существует и как субъект, который усложняет проблему понимания ее психологии.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

На данный момент не существует общепринятой мысли о том, какой подход следует применять психологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. На этой стадии развития психологии сосуществуют разнообразные альтернативные теории, которые описывают личность как интегрированное целое и, вместе с тем, объясняют расхождения между людьми. Рассмотрим отдельно представления о личности в зарубежной и отечественной социальной психологии.


2.1. Представления о личности в зарубежной социальной психологии

Большая часть социально-психологических теорий за рубежом рассматривает личность как индивидуальное и вместе с тем социально-психологическое явление.

Так, в психоанализе движущей силой, мотивацией поведения человека в социуме называют несознательные биологические инстинкты. Основатель психоанализа – австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд – утверждал, что душевное состояние человека предопределяется соотношением несознательного (инстинктов, импульсов) и сознательного, что является результатом влияния социального окружения. Борьба между ними всегда драматична и приводит к конфликту человека и общества [16, с. 21].

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг, развивая учение З. Фрейда, рассматривал личность как сложное структурное явление, объединяющее в себе индивидуальное несознательное и коллективное несознательное. Содержанием коллективного несознательного являются apxeтипы – наделенные энергетической силой определенные формы представлений, наполняющиеся в процессе индивидуальной жизни личным образным и эмоциональным содержанием.

К.-Г. Юнг предложил типологию характеров соответственно превосходящей функции (мышление, интуиция, чувство), направленности личности на внешний или внутренний мир. Именно им введено понятие «экстраверсия – интроверсия» для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертивный тип характеризуется обращенностью личности к окружающему миру, для интровертивного типа присуща фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира. Выделение интроверсии и экстраверсии дало возможность различить две большие группы психологических индивидов. Также были выявлены отличия между индивидами одной группы, которые зависели от основных психических функций: мышления, ощущений, эмоций, интуиции и т.п. [16, с. 22]

Преимущество одной из них характеризует умственный, эмоциональный, интуитивный и сенсорный типы, каждый из которых может быть интровертивным или экстравертивным. На основании этого К.-Г. Юнг выделил восемь типологических групп: две личностные установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции (типы ориентации) – мышление, ощущение, эмоции и интуицию, каждая из которых может действовать интровертивно или экстравертивно.


Дальнейшие исследования натолкнули его на вывод, что рядом с наиболее дифференцированной функцией в сознании индивида всегда обнаруживает себя и менее дифференцированная, второстепенная функция. Например, мышление как главная функция, может легко объединяться с интуицией, как второстепенной функцией или с ощущением. Соответственно сознательному содержанию психических функций образовывается и несознательное их группирование: сознательному практическому интеллекту (сенсорно-умственная установка) отвечает несознательная интуитивно-эмоциональная установка, при этому функция ощущения подпадает под более сильное торможению, чем интуиция. Психологические функции (формы психической деятельности) К.-Г. Юнг разделял на рациональные (мышление, эмоции) и иррациональные (ощущение, интуиция) [16, с. 22].

Таким образом, психологическая типология К.-Г. Юнга основывается на таких составляющих: «экстраверсия – интроверсия», «сознательное – несознательное», «рационализм – иррационализм». Эта модель имеет преимущества и недостатки, и ее тяжело опровергнуть, поскольку она согласовывается с экспериментальной действительностью.

Немецко-американский психолог и социолог Эрих Фромм предложил теорию отчуждения, являющуюся наиболее «социализированным « учением неофрейдизма. Потерю человеком связей с миром и с другими людьми Э. Фромм называет отчуждением, «отрицательной свободой». Такое состояние удручает человека, ведь он стремится иметь определенные отношения с другими людьми, вступать с ними в общение и взаимодействие. Но такой возможности окружающий мир не ему дает, и потому он становится одиноким. Это, с точки зрения Э. Фромма, подчеркивает двойственную природу человека, который, с одной стороны, хочет быть независимым, а с другой – стремится избавиться этой независимости, приводящей к отчуждению как фатальной основе межличностных отношений. Оно может проявиться в форме конформизма, мазохизма, садизма, перерасти в агрессивность. Для преодоления отчуждения людям нужно прививать гуманистические истины, основой которых являются чувство любви к себе и к другим людям [16, с. 23].

Неофрейдистской по своей сути является и теория развития личности американского психолога Эрика Эриксона. Согласно его утверждениям, развитие личности предопределяется социальным миром, а не биологическими факторами, между личностью и обществом нет антагонизма. Центральное свойство человека – это «идентичность личности», которая указывает на взаимосвязь человека и его социального окружения, и проявляется в направленности человека на себя, в отождествлении его с социальной группой, в определении его ценности, социальной роли и назначения.