Файл: Проблема личности в социальной психологии (Понятие о личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно бихевиористкому направлению сознание, как предмет научного исследования, отрицается, а психика сводится к различным формам поведения. Основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон-Бродес Уотсон, предложивший программу построения новой психологии, считая ее предметом не сознание, а поведение. Все проявления поведения человека, по мнению ученого, можно описать, оперируя терминами «стимул» – изменение внешней среды и «реакция» – ответ организма на стимул [16, с. 24].

Его соотечественник Беррес-Фредерик Скиннер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив среди них «оперантные» (от «операция») реакции, что вырабатываются организмом непроизвольно. Их можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения. Он обратил внимание на асимметрию между положительным и отрицательным «усилением» стимулов: отрицательное часто предопределяет непредвиденные, странные, нежелательные последствия; положительное – вызывает желательные изменения, формирует поведение, повышает самооценку человека [19, с. 92].

Бихевиоризм акцентирует внимание на взаимосвязи человека и общества. Его представители отождествляли мышление с речью, эмоции с изменениями в организме, а также утверждали, что, если сознание недоступно для объективного изучения, то оно не может быть реальным регулятором человеческой деятельности. Стараясь выяснить, как человек подчиняет свои внутренние импульсы требованиям общества, английский психолог Ганс-Юрген Айзенк выдвинул гипотезу, по которой моральное сознание является ответом на определенные типичные ситуации. Она реализуется по формуле: «стимул – реакция». Повторяясь, реакции закрепляются и становятся внутренними регуляторами поведения личности.

Гуманистическая психология (преимущественно американское направление) противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму как «третья сила», сделав акцент на направленности личности в будущее, к свободной реализации своего потенциала [19, с. 92].

Согласно взглядам ее представителей, личность является уникальной целостной системой, открытой к самоактуализации, что присуще только человеку. Основатель этой теории американский психолог Карл-Ренсом Роджерс исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. Важным компонентом структуры личности он считал «Я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции поведения человека. «Я-концепция» может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой). По его мнению, удовлетворенность человека жизнью зависит от того, насколько его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», то возникает неконгруэнтность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Важнейшая характеристика психологически зрелой личности – ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого «Я» [19, с. 93].


Гуманистическая психология стремится к целостному изучению личности, делая ударение на значении произвольности поведения, роли настоящих духовных ценностей и убеждений в процессе ее становления в обществе. Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал1, что условием оздоровления общества является развитие творческого начала и самоактуализации личности, что предусматривает единение человека с социумом. Согласно его учению основная потребность человека заключается в самоактуализации, реализации ее потенциальных возможностей, способностей и талантов. С учетом этого он классифицировал потребности человека по иерархическому принципу, по которому потребности высшего уровня не выступают на передний план, пока не будут удовлетворены низшие потребности. Иерархическая структура потребностей определяет поведение человека. А. Маслоу выделил такие характеристики личности, реализующие потребность в самоактуализации и развитии активности:

- более эффективное восприятие реальности;

- принятие себя, других, природы;

- спонтанность, простота, естественность;

- концентрация внимания на проблеме (в отличие от концентрации внимания на себе);

- независимость, потребность в отделенности;

- автономия;

- независимость от культуры и окружения;

- свежесть восприятия;

- мистичность и опыт высших состояний;

- чувство причастности, единства с другими;

- глубокие межличностные отношения;

- демократический стиль отношений;

- разделение средств и целей;

- философское чувство юмора;

- креативность (творчество);

- сопротивление окультуриванию [19, с. 94].

Толкование личности с точки зрения гуманистической психологии сводится к таким положениям:

- человека необходимо изучать только в его целостности;

- каждый индивид является уникальным, именно поэтому анализ индивидуальных случаев не менее оправданный, чем статистические обобщения;

- главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;

- жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

- индивид является активной, творческой личностью;

- человек наделен потенциями к беспрерывному развитию и самореализации;

- личность имеет определенную степень свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе [19, с. 95].

Суть экзистенциальной психологии состоит в признании уникальности личного опыта конкретного человека. Одной из своих задач она считает решение проблемы восстановления аутентичности личности – обеспечение соответствия ее бытия в мире внутренней природе. Австрийский психиатр и психолог Виктор-Эмиль Франкл считал, что основным стремлением человека являются осознания смысла своего существования. Нереализованность этого стремления порождает фрустрацию или экзистенциальный (бытийный) вакуум. С его точки зрения, познание смысла жизни может быть доступным каждому. Вопреки тому, что этого нельзя научиться, человек способен его создать и отвечать за осуществление своего уникального смысла жизни. Когда он ищет его, он направляет свою совесть – орган смысла. Эту способность В.-Э. Франкл назвал самотрансценденцией личности. Чувство найденного смысла жизни дает индивиду душевные силы для преодоления жизненных неурядиц [19, с. 96].


Как метод групповой психотерапии, трансакционный анализ личности построен на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Основателем этого метода является американский психолог Эрик Берн, утверждавший, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: Ребенок, Взрослый, Отец. Трансакцией он считал единицу общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). По мнению Э. Берна, «незрелых личностей» не существует, а есть люди, в которых Ребенок несвоевременно и неумело берет на себя функцию управления всей личностью тогда, когда в них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только проявить и привести в действие. У так называемых «зрелых людей» наоборот: контроль за поведением всегда осуществляет Взрослый, но и в них Ребенок может получить власть. Все три аспекта личности важны для функционирования и выживания, заслуживают одинакового внимания, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Самым необходимым для жизни является состояние «Взрослый», поскольку человеку приходится обрабатывать разнообразную информацию, преодолевать трудности и т.п.. Взрослый, будучи посредником, контролирует действия Отца и Ребенка.

Интересным являются соображения Э. Берна, что большинство людей основное свое время отводят на игры, а не на саму жизнь, искренние человеческие отношения, которые и приносят самое большое удовлетворение.

2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии

На рубеже XIX-XX вв. взгляды ведущих российских психологов разделились на три направления: естественнонаучное, экспериментальное и эмпирическое, что стало следствием влияния мировых научных течений (бихевиоризм, позитивизм, неотомизм) на российскую психологическую науку. В то же время, послереволюционный этап, связанный с социалистическим переустройством общества, принес в изучение личности острые методологические противоречия и кризисные ситуации. В то время стали преобладать мировоззренческие идеи и понятия марксизма, которые определяли подход к личности как средству для построения коммунизма. Возрастает роль социального заказа – «воспитать нового человека», подчиненного интересам классовой борьбы. Для решения данной задачи были привлечены М. Я. Басов, Π. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый, А. С. Залужный и др. На тот момент популярным был тезис о необходимости изучать человека как активного деятеля, однако в психологии по-прежнему преобладала тенденция биологизации человека [4, с. 65].


Наиболее взвешенной можно назвать позицию Л. С. Выготского, взявшего за основу для изучения целостный генетический подход. Ученый развил представление о социальной ситуации как факторе развития личности, при этом использовал символ как основную характеристику взаимодействия, а также в качестве его средства и орудия.

Л. С. Выготский указывал, что образование личности – это необходимая предпосылка овладения поведением и поэтому развитие какой-либо функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им. Важнейшим связующим звеном между органической жизнью и жизнью личности является культурное развитие человеческих эмоций и влечений, т.е. овладение эмоциональной сферой, в опосредствовании ее мышлением и культурными средствами [4, с. 66].

В советское время из жизни общества ушла свобода, уходила она из жизни психологической науки, поскольку направления научных исследований определялись партийными установками. Психологическая наука стала превращаться в рупор идеологических догм. Понимание личности определялось логикой сохранения идеи личности в столкновении с обществом, уничтожавшим «личностное» в человеке. Сформировавшаяся стратегия «борьбы» за идею личности с «внешним противником» отражала борьбу против самой идеи личности, поскольку происходила подмена реального изучения феномена «личность» замещающим и принимаемым «образом личности», отвечающим запросам господствующей идеологии.

Так, С. Л. Рубинштейн утверждал, что социальная детерминация опирается на положение К. Маркса о личности как совокупности общественных отношений, в которые она включена. Ученый сравнивал воздействие условий жизни с воздействием физиологических раздражителей, раскрывая детерминацию как результат действия внешних обстоятельств через внутренние условия и психические состояния субъекта [25].

С. Л. Рубинштейн исследовал личность в аспекте внешних и внутренних условий ее формирования. Он считал, что единство личности и деятельности состоит в следующем: личность, проявляя в деятельности те или иные свойства (направленность, способности, характер...), через деятельность обретает их связь, в деятельности личность структурируется иначе, чем в своем психическом складе, она обретает целостность через связь мотивов, целей, результатов.

В 50-60-х гг. ХХ в. много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий было уделено в работах Б. М. Теплова. Ученый в то время развивал идею направленности личности, которая обнаруживает себя в склонности к определенной деятельности. Он называл человека «творцом своей индивидуальности», не снижая при этом роли его природных предпосылок и индивидуально-типологических особенностей [10, с. 91].


А. В. Петровский считал, что «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». Согласно своей концепции персонализации, ученый в структуре личности выделил следующие составляющие – рис. 2.1.

А. В. Петровский метафорически трактует настоящую личность как источник могущественной радиации, превращающей связанных с ней людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие).

Структура личности

|

Интраиндивидная система – внутренние психические проявления: интеллектуальные, волевые и др.

←|→

|

|

Интериндивидная система – проявление личности в системе межиндивидного взаимодействия

Надиндивидная система – взносы личности в психику других людей

Рис. 1.2. Структура личности по А. В. Петровскому [20]

В. С. Мерлин, на основе принципов многозначных связей и иерархической организации, выстроил свою динамичную структуру личности, состоящую из системы индивидуальных свойств (биохимические, общесоматические и нейродинамические) организма, системы индивидуальных психических свойств (психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности) и системы социально-психологических индивидуальных свойств (социальные роли, исполняемые в группе и коллективе, социальные роли, исполняемые в социально-исторических общностях). Ученый утверждал, что процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к различным уровням организации индивидуальности, и увеличении тенденции многозначности этих связей. Наличие многозначных связей раскрывает невозможность прямого сведения как биологического к социальному, так и социального к биологическому в личности [10].

К. К. Платонов рассматривал личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними. Для выявления подструктур личности он применял следующие критерии:

1) отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

2) внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

3) инструмент ее формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);