Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение конфликтных структур в семейных отношениях является главной целью данной методики. На основе определения семейной структуры составляется дифференциация семьи.

Р. Бэйлз разработал одну из известных методик диагностики межличностных отношений. Он разработал схему, которая позволяет, следуя по единому плану, определять различные виды взаимодействий малой в группе, так как семью можно рассматривать, как малую группу.

При руководстве этой методикой, исследователь должен проанализировать каждое семейное взаимодействие по двенадцати показателям. Эти показатели объединены в общие категории:

  • Категория позитивных эмоций;
  • Категория решения проблем;
  • Категория постановки проблем;
  • Категория негативных эмоций.

При исследовании этих выделенных областей семейных взаимоотношений можно определить разные уровни групповой (семейной) динамики, роль и статус участников взаимодействия и пр.

Чтобы полноценно диагностировать межличностные отношения, необходимо выделить такие индивидуальные личностные особенности участников взаимодействия, которые проявляют себя и тем самым оказывают влияние на процесс взаимоотношений. Для этой цели были разработаны тестовые методики и шкалы, которые смогли бы измерить такие свойства личности, уровень тревожности, стиль лидерства, личностные ценности, авторитарность, совместимость и прочие моменты. Чтобы полноценно изучить межличностные взаимоотношения, стали разрабатываться обширные психологические опросники, составляться специальные тестовые комплексы. Например, примером данных разработок является Калифорнийский психологический опросник личности (CPI). Он был разработан по принципу MMPI в конце 60-х годов американским психологом Дж. Гоухом.

Данный тестовый комплекс состоит из 480 утверждений. На эти утверждения испытуемый должен ответить только «да» или «нет». Большинство утверждений относятся к типичному поведению, повседневным чувствам, мнениям и установкам исследуемого. Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами. Профиль личности составляется затем по 18 шкалам опросника. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четыре группы:

  1. Группа шести шкал, которые измеряют уровень уравновешенности, самоуверенности, адекватном поведении в межличностных взаимоотношениях. Это шкалы:
  • Доминирование;
  • Социальный статус;
  • Социальность;
  • Общительность;
  • Самовосприятие;
  • чувство благополучия.

  1. Группа шести шкал выявляет уровень зрелости и социализации личности, ее ответственности и межличностные ценности. Это такие шкалы:
  • Ответственность;
  • Достигнутая социализация;
  • Самоконтроль;
  • Толерантность;
  • Благоприятное впечатление;
  • Обычность;
  1. Группа шкал измеряет уровень потенциала достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность. Это следующие шкалы:
  • Конформность;
  • Интеллектуальная эффективность.
  1. Группа шкал:
  • Психологичность;
  • Гибкость;
  • Женственность.

Методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса изучает характер семейных конфликтов.

Этот тест способен к выделению типичных способов реагирования на возникновение конфликтных ситуаций. В подобной ситуации для людей характерны следующие особенности: склонность к соперничеству, сотрудничество, стремление к компромиссам, избегание конфликтов, обострение конфликтной ситуации.

Опросник состоит из пяти разделов:

  • Соперничество;
  • Сотрудничество;
  • Компромисс;
  • Избегание;
  • Приспособление.

Затем подсчитывается количество ответов, которые совпадают с ключом. При получении ответов, количественные оценки сравниваются между собой для того, чтобы выявить наиболее предпочитаемую форму социального поведения клиента в конфликтных ситуациях, особенности его взаимоотношения в трудных условиях.

Важное диагностическое значение имеют и многие другие методики микроклимата семьи, которые успешно используются в опытной работе.

Для изучения личностных особенностей социализации ребенка в семье целесообразно использовать тестовые методики «Рисунок семьи» или «Кинетический рисунок семьи».

Для выявления характерных особенностей воспитания детей в семьях с разными нравственно-психологическими особенностями можно использовать методику PARI. В методике PARI выделены 23 аспекта-признака, которые касаются различных сторон взаимоотношений родителей и ребенка, семейного уклада жизни. Из этих аспектов 8 признаков относятся к взаимоотношениям родителей к семейной роли. 15 признаков относятся к родительско детским взаимоотношениям. Эти 15 признаков делятся на три группы:

  1. Оптимальный эмоциональный контакт;
  2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;
  3. Излишняя концентрация на ребенке.

Для выявления типа семейного воспитания и характера его нарушения может быть применен опросник «Анализ семейного воспитания (АСВ). Данной тестовой методикой можно воспользоваться в при изучении семейных проблемы, где есть дети с отклонениями в поведении и явными акцентуациями.


При изучении конфликтных семейных ситуаций психологу необходимо исследовать психические свойства личности членов семьи.

Наиболее важным для изучения семейных проблем является темперамент. Тестовая методика является Яна Стреляу одной из самых известных для изучения темперамента. С ее помощью исследуются три основные характеристики нервной деятельности:

  • уровень процессов возбуждения;
  • уровень процессов торможения;
  • уровень подвижности нервных процессов.

Также широко применяется в психологической практике тестовая методика Г. Айзенка, которая изучает свойства темперамента: экстраверсию, интраверсию.

Предназначение проанализированных тестовых методик возможно на разных этапах исследования семейных конфликтных ситуаций:

  • до проведения исследования;
  • в начале исследования для установки причин семейных конфликтных ситуаций;
  • в процессе сбора материала;
  • в ходе опытной работы для проверки процесса исследования и определения действенности методик.

Практическое применение данных методик позволяет установить причины возникновения, характер развития семейных конфликтов.

3. Экспериментальная часть работы

3.1 Условия эксперимента

В эксперименте участвовали три полных семьи с конфликтным типом отношений, добровольно согласившихся. У каждой семьи был ребенок дошкольного возраста.

Для того чтобы разработать систему психолого-педагогических мер по коррекции семейных конфликтов, необходимо было изучить структуру конфликтности в экспериментальных семьях и особенности психолого-педагогического развития детей из данных семей. В связи с этим использовался комплекс методик.

Комплекс состоял из следующих методик:

  • Методика «Диагностика супружеских отношений» помогает выявить наличие конфликтных ситуаций в семье, а также фазу конфликта: открытая, закрытая или смешанная;
  • Методика «Семейно – обусловленное состояние» помогает увидеть, в какой из систем присутствует напряженность у супругов;
  • тест «Рисунок семьи» предполагает рисование ребенком свою семью, родителей. На основе рисунка можно задать наводящие вопросы, по которым предполагается спрогнозировать состояние ребенка на данный момент.

Комплекс этих методик помогает рассмотреть проблематику конфликтных ситуаций, как со стороны супругов, так и со стороны ребенка.

3.2 Ход эксперимента

В ходе выполнения эксперимента были выяснены следующие моменты, которые указаны в таблице 1.

Таблица 1

Констатация фактов.

Семья

Методика «Диагностика семейных отношений» (К. Томас)

Методика «Семейно – обусловленное состояние»

Наличие конфликтных ситуаций

Открытый вид конфликта

Скрытый вид конфликта

Смешанный вид конфликта

Материальные потребности

Муж - жена

Досуг

Родители - дети

1

Семья №1

+

+

+

_

_

+

+

+

2

Семья №2

+

+

+

_

+

+

_

+

3

Семья № 3

+

+

_

+

+

+

_

+

Анализ данных по методике «Диагностика семейных отношений» позволил увидеть, что все семьи имеют наличие конфликтных ситуаций в семье. Также все семьи имеют открытый вид конфликта. Скрытый конфликт в семейных взаимоотношениях имеют две семьи и трех. К смешанному виду конфликту склонна одна семья из трех.

Анализ результатов по методике «Семейно – обусловленное состояние» показал, что две семьи из трех имеют тревожность на уровне материальных потребностей. Одна семья из трех недовольна досуговым времяпровождением. Все семьи имеют тревожность на уровне родители – дети.

Эти методики показали наличие конфликтных ситуаций и уровни тревожности со стороны взрослых.

Проанализировав рисунки детей по методике « Рисунок семьи», были выявлены следующие результаты.

Семья № 1: отец Иван (37 лет), мать Ольга (30 лет), дочь Анна (4 года).

В браке 6 лет.

Девочка нарисовала семью из двух человек. На рисунке были изображены папа, дочка и магазин. Девочка и папа были раскрашены яркими красками. Но мамы на рисунке не присутствовало. На вопрос: « А где мама?», девочка показала на здание и сказала, что мама ушла на работу. Здание было раскрашено серым цветом.


Показатель рисунка состоит в том, что мама мало уделяет внимания дочке. У девочки искаженная модель семьи, так как мать на рисунке вообще не присутствует, она выглядит в виде неодушевленного предмета.

При сравнении с показателями супругов по методикам, можно подтвердить наличие конфликта, который проявлен в скрытой и открытой форме. Причинами конфликтных ситуаций являются отношения между мужем и женой, времяпровождение и отношения между родителями и ребенком. Отец подтвердил наличие конфликтных ситуаций, объясняя это тем, что жена много времени проводит на работе. Отец вынужден больше времени заниматься ребенком. На все кружки, занятия и походы водит ребенка отец.

Семья № 2: отец Алексей (40 лет), мать Инна (37 лет), дочь Елена, 6,5 лет. В браке 10 лет.

Девочка нарисовала всю семью из трех человек. На лицах изображенных людей не было улыбок. Девочка не нарисовала себе рот (сказала, что забыла). У мамы и папы рот был нарисован маленькой тонкой полосой. У папы брови были сдвинуты на рисунке. Очень подробно был нарисован дом, рядом с которым стояла вся семья. В целом рисунок передавал статичное, холодное изображение.

При анализе данных методик, которые были проведены между супругами, можно увидеть присутствие конфликтных ситуаций в семье в виде открытых и скрытых конфликтах, которые связаны с материальными проблемами, с взаимоотношениями между супругами, родителями и ребенком.

Задавая вопросы супругам по поводу сложившейся напряженной ситуации, было выяснено, что недавно они приобрели квартиру в ипотеку. Жена вынуждена была уйти с работы, так как беременна вторым ребенком и чувствовала себя плохо. Мужу было сложно выплачивать кредит. Из-за этой напряженной обстановки стали чаще возникать конфликтные ситуации.

Семья № 3: отец Павел (32 года), мать Елена (32 года), сын Алексей, 5 лет. В браке 6 лет.

Мальчик изобразил свою семью в виде огнедышащих драконов. Людей на рисунке не присутствовало. Но мальчик уверенно показал, какой дракон является папой, какой – мамой. Вокруг было все разрушено и сожжено.

Проанализировав данные по методикам супругов, можно сопоставить, что у семьи возникают конфликтные ситуации открытого и смешанного типа, на почве материальных затруднений, во взаимоотношениях между мужем и женой, родителями и детьми.

Задавая вопросы супругам, было выяснено, что супруги находятся на грани развода. Мать забрала ребенка и на данный момент проживает у своих родителей. Но муж пытается вернуть семью. Конфликтные ситуации возникают из-за злоупотребления алкогольными напитками. Муж не считает себя алкоголиком и от лечения отказывается.