Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе анализа данных как со стороны супругов, так и со стороны детей, была составлена корректирующая программа, которая помогла бы детям не только снять эмоциональное напряжение, но и наладить взаимоотношения с родителями (насколько это возможно), лучше узнать себя, поднять свою самооценку.

3.3 Коррекционная программа и ее итоги

Организационная работа с детьми по специально разработанным коррекционно-развивающим занятиям по преодолению стресса в конфликтных ситуациях. Данный блок включает в себя несколько тематических разделов:

  • Коррекция повышенной тревожности и страхов;
  • Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;
  • Формирование положительных взаимоотношений с родителями.

На занятиях были использованы следующие методические приёмы:

  • Песочная терапия для снятия напряженного состояния, для разблокировки организма от страхов и напряжения;
  • Психогимнастические этюды и упражнения для снятия эмоционального зажима;
  • Релаксационные упражнения для снятия психологического напряжения;
  • Рисуночные техники для передачи своего настроения, психологического состояния и анализа психологом;
  • Сказкотерапевтические занятия для формирования самооценки и уверенности в себе;
  • Занятия с элементами музыкотерапии для снятия эмоциональной блокировки;
  • Куклотерапия для формирования положительных взаимоотношений с родителями;
  • Проведение игр-драматизаций для формирования самооценки и формирования положительных взаимоотношений с родителями.

План занятий.

1 занятие

  1. Музыкотерапия – 10 мин.;
  2. Психогимнастический этюд – 10 мин.;
  3. Рисуночная техника – 30 мин.;
  4. Релаксация - 5 мин.

2 занятие

  1. Психогимнастика - 10 мин.;
  2. Песочная терапия – 20 мин.;
  3. Сказкотерапия – 20 мин.;
  4. Релаксация – 5 мин.

3 занятие

  1. Музыкотерапия – 10 мин.;
  2. Игра – драматизация - 30 мин;
  3. Психогимнастический этюд – 10 мин.;
  4. Релаксация – 5 мин.;

4 занятие

  1. Психогимнастика – 10 мин.;
  2. Куклотерапия – 15 мин.;
  3. Песочная терапия – 20 мин.;
  4. Релаксация – 5 мин.

5 занятие

  1. Музыкотерапия – 10 мин.;
  2. Рисуночная техника – 30 мин.;
  3. Психогимнастический этюд – 10 мин.;
  4. Релаксация – 5 мин.

Занятие длится 55 минут. Все блоки можно варьировать между собой. На первом и последнем занятии лучше всего провести рисуночную технику, чтобы выявить проекции ребенка на взаимоотношения в семье и проследить динамику.


В результате коррекционных занятий дети дошкольного возраста смогли проработать свой негативный эмоциональный опыт, научились безопасному реагированию на отрицательные эмоции. У детей сформировалось умение самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам таким способом, который был бы адекватным как для личности ребёнка так и для всего социума. Дети научились гибкому поведению, научились находить выход из проблемных ситуаций. Занятия помогли лучшему пониманию родителей и их поступков. Благодаря релаксационным упражнениям, психогимнастике ребята смогли сбросить эмоциональное напряжение, лучше узнать свое тело. Родители отметили, что поведение детей изменилось в лучшую сторону, они стали более активными и радостными. Например, Анна из семьи № 1 сама стала приглашать маму на различные прогулки. Елена из семьи № 2 стала больше смеяться и улыбаться. Положение Алексея из семьи № 3 остается сложным, так как родители решили окончательно развестись. Но мальчик пытается не унывать и продолжает общаться с отцом.

Заключение

В данной работе была рассмотрена тема « Семейные конфликты и психолого - педагогическая коррекция их влияния на детей». Благодаря разностороннему анализу были сделаны следующие выводы.

Главным и необходимым условием для развития, формирования и становления ребенка в качестве полноценной личности, являются окружающие его близкие люди, и прежде всего родители.

В главе I. было подробно рассмотрено понятие семьи и семейных отношений. Семью необходимо рассматривать как целостную систему, которая обладает определенной структурой и свойствами. Семья характеризуется по следующим факторам: семейный стаж; количество детей; состав; однородность социального состава; качество отношений в семье; тип потребительского поведения; условия семейной жизни.

Возникновение конфликтных ситуаций было рассмотрено по следующим параметрам. Семейные конфликтные ситуации обусловлены социальной атмосферой семьи. Развитие конфликтов зависит от индивидуальных особенностей психики каждого члена семьи. Для конфликтных ситуаций характерно присутствие аффекта, т.е. эмоционального переживания. Ход развития конфликта зависит от способов интерпретации конфликтной ситуации и от умения личности выбора путей конфликтного поведения, которое может либо усугубить конфликт, либо сгладить напряжение.

Семейные конфликтные ситуации всегда оставляют неизгладимый след в психике ребенка. Это может быть тяжелое негативно - эмоциональное состояние в виде дискомфорта, стресс или депрессия. Дети, воспитанные в напряженной обстановке семейных конфликтов, привыкают действовать на свой страх и риск, относятся к окружающим, как к недругам, и для достижения поставленной цели, могут легко обмануть или проявить агрессию.


В главе II. были представлены коррекционные методы семейных отношений и психолого – педагогические методы коррекции помощи детям в конфликтных ситуациях. Сразу следует заметить, что на сегодняшний день не существует методик, которые смогли бы помочь на все 100 процентов. Но комбинируя не только различные методики, но и психологические направления между собой, возможно, добиться наиболее прогрессивных результатов.

В главе III. была представлена экспериментальная часть работы. На основе выполнения эксперимента, были выявлены следующие факторы. В эксперименте участвовали семьи, которые добровольно согласились на участие. Дети в этих семьях были разного дошкольного возраста, чтобы возможно было проследить динамику последствий конфликтных ситуаций.

В ходе проведения эксперимента было выявлено, что все семьи принадлежат к группе риска в конфликтных ситуациях. Влияние конфликтов на психологическое состояние детей было выявлено благодаря технике «Кинетический рисунок семьи». Все дети нарисовали рисунки, по которым было выявлено, что дети чувствуют негативную обстановку в семье. Некоторые дети не изображали на своих рисунках одного из родителей, что говорит о проблемных взаимоотношениях с ним.

Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что родители зачастую недооценивают роль конфликтных ситуаций в развитии и становлении личности ребенка. Ребенок впитывает отношения родителей в себя и дальше, уже во взрослой жизни, моделирует их в своих взаимоотношениях с людьми.

Неблагополучные семейные отношения порождают физическое, психическое, эмоциональное, сексуальное насилие. Поэтому психологи и социологи имеют одинаковую точку зрения, что корень преступности кроется в семейной проблематике взаимоотношений.

Список использованных источников

  1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов − М.: Инфра - М, 2010. – 637 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М..: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 352 с.
  3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии./ Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  4. Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Журнал практического психолога. - 2009. − № 2. - С.5-15.
  5. Волкова А.Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов. Электронный источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-semeynyh-konfliktov
  6. Волков Б.С., Психология семейных конфликтов. Учебное пособие для педагогических вузов (бакалавриат)./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2017. – 238с.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Чувства и конфликты. / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2013. – 160с.
  8. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288с.
  9. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
  10. Ключников С.Ю. Семейные конфликты. Практика решения./ С.Ю. Ключников. – СПб.: Питер, 2002. – 160с.
  11. Коваль Н.А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях. Электронный источник: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-kak-proyavlenie-dezadaptivnosti-v-semeynyh-otnosheniyah
  12. Коджаспиров А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье. / Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Электронный источник: www.psyedu.ru
  13. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт. / Е.Н. Корнеева. – М.: Академия Развития, 2001. – 192с.
  14. Краткий курс по общей психологии: учеб. пособие. – М.: Рипол классик, 2016. – 184с.
  15. Маклаков А. Г.Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. –583 с.
  16. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. - М.: Модэк, 1999. - 246 с.
  17. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. − СПб.: Речь, 2006. − 360 с.
  18. Педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост. В.Н. Карандашев, Н. В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412с.
  19. Поляков, А.М. Психология развития: учеб. пособие для студентов психол. и пед. спец. Учреждений. / А.М. Поляков. − Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 304с.
  20. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
  21. Райгородский Д.Я. Психология и психотерапия семейных конфликтов./ Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах – М, 2008. – 736с.
  22. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогический словарь / Е.С. Рапацевич. - Минск: «Соврем. слово», 2006. – 928с.
  23. Филоненко Е. Мама – папа – я. Острые углы семейного круга. / Е. Филоненко. – СПб.: Вектор, 2016. – 224с.
  24. Шапатина О.В. Влияние супружеских отношений на личностное развитие ребенка. Эл. Источик: http://vestniksamgu.ssau.ru/gum/2002web1/pedi/200211302.html
  25. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2006. – 768с.
  26. Яковлева А.О. Семейные конфликты и их влияние на социализацию ребенка / Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования : сб. ст. по мат. IA междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1А.

URL:https://sibac.info/sites/default/files/files/2011_04_21_Student/21.04.docx

  1. Антонов А.И. Социология семьи, 2010, с.37

  2. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов, 2006, с. 17

  3. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации, 1999г., с.12.

  4. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов, 2006г, с. 57

  5. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов, 2006г, с.23

  6. Антонов А.И. Социология семьи, 2010г., с. 64

  7. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации,1999г., с. 32

  8. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации,1999г., с.103

  9. О.В. Шапатина, Влияние супружеских отношений на личностное развитие ребенка. Эл. Источик: http://vestniksamgu.ssau.ru/gum/2002web1/pedi/200211302.html