Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Институт брака в последние десятилетия претерпевает коренные изменения. Если в прошлых столетиях брак считался надежным тылом и опорой, то сегодня семьи распадаются очень быстро вследствие непонимания и конфликтов. Проблематика семейных отношений привлекает внимание ученых не только из области психологии, но и из области педагогики, медицины, социологии. Неблагополучные семейные отношения порождают физическое, психическое, эмоциональное, сексуальное насилие. Поэтому психологи и социологи имеют одинаковую точку зрения, что корень преступности кроется в семейной проблематике взаимоотношений.

Так исторически сложилось, что семейные отношения являются целостной системой не только между супругами, но также между родителями и детьми. Семья всегда занимала главенствующую позицию в социальном взаимодействии. Развитие и идентификация ребенка напрямую зависит от детско-родительских взаимоотношений.

Огромный вклад в науку и семейную практику о влиянии конфликтных отношений на состояние и формирование личности ребёнка внесли такие педагоги и психологи как: Абрамова Г.С., Антонов А.И., Божович Л.И., Гиппенрейтер Ю.Б., Изотова Е.И., Коджаспиров А.Ю., Корнеева Е.Н., Навайтис Г., Обухова Л.Ф., Олифирович Н.И., Силяева Е.Г., Шапатина О.В. и другие.

Цель данной работы: изучение влияния семейных конфликтов на психическое состояние и развитие детей.

Но, несмотря на большое количество методик, экспериментов и исследований, которые были посвящены изучению особенностей воспитания детей и роли семьи на развитие ребенка, все равно проблемы влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей недостаточно проработаны. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие семьи, ее задачи и функции;
  2. Полноценное изучение влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей;
  3. Выявление особенностей профилактики психических нарушений у детей, которые вызваны конфликтными семейными отношениями.

Предмет исследования: дети дошкольного возраста как субъекты исследования.

Объект исследования: влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольников.

В данной работе были использованы следующие методы исследования:

  1. теоретические:
  • формально-логический метод выделения таких понятий, как «семья», «семейные конфликты»;
  • метод историко-философской реконструкции, который включает в себя рассмотрение источников и привлечение различного рода литературы по изучаемой теме исследования;
  • имманентный интерпретирующий анализ, который используется при анализе теорий и положений концепций семейных отношений и конфликтов;
  • компаративистский анализ, который используется при сравнении взглядов отечественных и зарубежных исследователей на развитие семейных конфликтов, на способы влияния и коррекцию конфликтных ситуаций;
  • контент-анализ нормативных документов, программ, методических рекомендаций для характеристики общего состояния проблемы семейных конфликтов;

  1. эмпирические:
  • анкетирование и опрос родителей;
  • анализ психологического состояния детей дошкольного возраста;
  • наблюдение за деятельностью детей;
  • протоколирование результатов бесед с родителями и детьми;
  • анализ результатов;
  • опытно-экспериментальная работа, которая включает в себя составление конкретных методических рекомендаций.

Изучение проблематики влияния семейных конфликтов на психическое развитие детей до сих пор остается важной актуальной проблемой в психологии. Психологи всех направлений утверждают, что главным и необходимым условием для развития, формирования и становления ребенка в качестве полноценной личности, являются окружающие его близкие люди, и прежде всего родители.

1. Семейный конфликт – объект изучения

1.1 Понятие и функции семьи

Семья - является сложным социальным образованием. Семейные отношения являются конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Семья - это малая группа. Участники этой группы состоят в брачных или родственных отношениях, у них общий быт и взаимная моральная ответственность. Семейственность рассматривается с точки зрения социальной необходимости, которая обуславливает общество в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Как считает Антонов А.И., семья − это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества-родительства-родства. Тем самым осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также происходит социализация детей и поддержание существования членов семьи.[1] Антонов утверждает, что только при присутствии этих трех составляющих в отношениях, можно говорить о создании семьи. Наличие только одного или двух видов отношений говорит о фрагментарности семьи. Это отчетливо проявляется в устоявшихся семейных отношениях, которые раньше считались семьей, но по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации потеряли свою целостность. Такая же фрагментарность может наблюдаться в семьях молодоженов, которые связаны супружеством, но не имеют родительского и кровного родства.


Семья характеризуется по следующим факторам:

  • семейный стаж;
  • количество детей;
  • состав;
  • однородность социального состава;
  • качество отношений в семье;
  • тип потребительского поведения;
  • условия семейной жизни.[2]

Семью необходимо рассматривать как целостную систему, которая обладает определенной структурой и свойствами. Как у любой системы, у семьи присутствуют определенные признаки:

  1. взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;
  2. холизм: когда отдельные элементы системы объединяются в целое, они приобретают новые свойства, которые отличаются от изначальных;
  3. структурная организация: иерархия элементов структуры;
  4. наличие границ внутрисемейных отношений и окружающей среды;
  5. сплоченность;
  6. ролевая структура семьи;
  7. специфичность внутрисистемных процессов: циркулярные, спиралевидные; прерывистые, непрерывные;
  8. динамичность, или способность развиваться;
  9. самоорганизация: наличие внутрисемейных сил, которые помогают семье оставаться целостной, сбалансированной системой и не разрушаться;
  10. диалектика гомеостаза и развития.[3]

Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура и динамика.

Функция семьи заключается в ее жизнедеятельности, которая связана непосредственным образом с удовлетворением определённых потребностей её членов. Количество и разнообразий функций семьи зависит от количества и вида потребностей, которые она удовлетворяет. Выполнение семейных функций влияет не только на её членов, но и на общество в целом.

Основные функции семьи:

  1. Воспитательная функция. Люди удовлетворены индивидуальными потребностями в отцовстве и материнстве, в общении с детьми и их воспитании; в собственной родительской реализации. При выполнении воспитательной функции семья занимается социализацией детей, подготавливает новых членов общества.
  2. Хозяйственно-бытовая функция. Члены семьи в этом случае удовлетворяют материальных потребностей и содействуют сохранению здоровья каждого.
  3. Эмоциональная функция семьи. Члены семьи удовлетворяют потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
  4. Функция культурно – духовного общения. Члены семьи удовлетворяют потребности друг друга в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.
  5. Функция первичного социального контроля. В этом случае членами семьи обеспечивается выполнение социальных норм.
  6. Сексуально-эротическая функция. Происходит удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

Функциональность семейных отношений заключается в адекватном выполнении всей совокупности функций. При нарушении какой-либо функции или нескольких функций вместе, появляется семейная дисфункция. Но время не стоит на месте, поэтому в семье всегда происходят изменения. Функции могут утрачивать свои позиции или видоизменяться.

В стабильном браке должно происходить совпадение интересов и духовных ценностей супругов на основе контрастности их личностных качеств. Также стабильность семьи зависит от умения ее членов вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

Проблемы благополучных семей могут быть вызваны внутренними противоречиями и конфликтами жизнедеятельности в социуме:

  • снисходительная, потворствующая гиперпротекция и чрезмерная опека;
  • трудности восприятия противоречий современного социума.

В неблагополучных семьях психологические проблемы могут возникнуть вследствие неудовлетворенных потребностей одного или нескольких членов семьи, которые обусловлены внутрисемейными и социальными жизненными факторами. Положение ребенка в семье и отношение к нему родителей является основной проблемой в подобных семьях. В неблагополучных семьях родители часто проявляют разные психогенные отклонения. Например, они проецируют на ребенка свои собственные отрицательные качества, проявляют жестокое обращение с ребенком. Это происходит вследствие неразвитости родительских чувств.[4]

Неблагополучные семьи подразделяются на:

  • Конфликтные семьи. При взаимоотношении супругов и детей происходит столкновение интересов, потребностей, намерений и желаний. Вследствие этого порождаются сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Длительное сохранение брака возможно благодаря взаимным уступкам и компромиссам и другим скрепляющим его факторам.
  • Кризисные семьи. В таких семьях происходит противостояние интересов и потребностей членов семьи, которое носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи стоят на непримиримых и враждебных позициях по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.
  • Проблемные семьи. В таких семьях появляются очень трудные ситуации, которые чаще всего приводят к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и т.д.

Анализируя структуру семьи, исследователи выдвигают разнообразные определения. Например, для Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В. структура семьи определяется ее составом, численностью и совокупностью взаимоотношений.

От распределения прав и обязанностей в семье зависит реализация функции семьи. Например, если в семье руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, то здесь присутствует авторитарная система отношений. Если в семье присутствует равное участие всех членов в управлении, то следует говорить о демократической системе отношений.

Также структура семьи зависит от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая часть сосредоточена в руках одного члена семьи. В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем.[5]

У психолога Антонова А.И. классификация семьи делятся на:

  • Нуклеарные семьи состоят из двух поколений (родителей и их детей). В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций: отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра;
  • Расширенные семьи – это тип семьи, которая объединяет две или более нуклеарных семьи с общим домохозяйством и, состоящую из трех или более поколений, - прародителей, родителей и детей (внуков).[6]

Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой взаимосвязанностью её членов, которая делает её относительно автономным социально-психологическим образованием.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от её этапов жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла.

Анализ Г. Навайтиса предполагает следующие этапы развития семьи:

  1. Добрачное общение. Здесь происходит достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобретается опыт общения с другим полом, происходит выбор брачного партнера, приобретается опыт общения с ним;
  2. Брак - это принятие супружеских социальных ролей;
  3. Медовый месяц. На данном этапе происходит принятие изменений в интенсивности чувств, устанавливается психологическая и пространственная дистанция с генетической семьей, приобретается опыт взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей;
  4. Молодая семья. Решаются вопросы о продолжении рода, о возвращении жены к профессиональной деятельности или нет, начало посещения ребенком дошкольного учреждения;
  5. Зрелая семья. Это семья, которая выполняет все свои функции. Этап завершается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны;