Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Семья людей старшего возраста. Происходит возобновление супружеских отношений, появляются новые семейные функции. Например, роль бабушки и дедушки.[7]

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что семья - сложное социальное образование. Она до сих пор остается основным социальным институтом, который обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных. Семья обеспечивает условия для социализации детей, молодежи, а также объединяет своих членов чувством любви, общности и предоставляет возможности для их гармоничного развития.

1.2 Семейный конфликт и факторы его возникновения

Конфликт предполагает осознанное столкновение, противоборство нескольких человек, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).

Семейные конфликтные ситуации обусловлены социальной атмосферой семьи. Развитие конфликтов зависит от индивидуальных особенностей психики каждого члена семьи. Для конфликтных ситуаций характерно присутствие аффекта, т.е. эмоционального переживания. Ход развития конфликта зависит от способов интерпретации конфликтной ситуации и от умения личности выбора путей конфликтного поведения, которое может либо усугубить конфликт, либо сгладить напряжение.

Участники семейных конфликтов чаще всего являются жертвами собственных иллюзий и неправильного видения ситуации, поэтому по- настоящему противоборствующими сторонами они не являются. Конфликтная ситуация в семье характеризуется неоднозначностью и неадекватностью, которые связаны с особенностями поведения людей. Поведение, которое супруги демонстрируют друг другу, часто скрывает их настоящие чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь. Нарочно подчеркнутая вежливость может скрывать ненависть, эмоциональную холодность, разрыв, хронический конфликт.

Если рассматривать конфликт с точки зрения процесса, то необходимо выделить четыре основные стадии:

  1. возникновение объективной конфликтной ситуации;
  2. осознание объективной конфликтной ситуации;
  3. переход к конфликтному поведению;
  4. разрешение конфликта.[8]

Ситуация, когда ссора перерастает в реальный конфликт, становится после осознания участниками противоречий. Именно понимание восприятия ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение.

Действия участников, которые направлены на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений, переходят в конфликтное поведение. Важно, что действия другого оппонента должны тоже осознаваться как конфликтные. Протекание этой стадии связано с повышением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией.

Возникновение конфликтов в семье чаще всего связано с желанием людей удовлетворить свои потребности или создать условия для их удовлетворения, не учитывая интересы своего партнера. Причин для возникновения конфликтных ситуаций существует очень много:

  • различные взгляды на семейную жизнь;
  • нереализованные ожидания и потребности;
  • грубость, неуважительное отношение;
  • супружеская неверность;
  • финансовые трудности.

Чаще всего присутствует ряд причин для возникновения конфликтной ситуации. Но главной причиной для возникновения конфликта остается человеческая неудовлетворенность.

Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов:

  1. Конфликтные ситуации, ссоры, которые возникают по причине неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушенное чувство собственного достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
  2. Конфликты, ссоры, психическая напряженность связанные с неудовлетворением сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
  3. Психическая напряженность, депрессивное состояние, конфликтная ситуация, размолвка связанные с неудовлетворенной потребностью одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.
  4. Конфликтные ситуации, ссоры, связанные с причиной пристрастия одного из супругов к алкоголю, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, которые приводят к неэкономным и неэффективным затратам средств семьи.
  5. Финансовое разногласие, которое возникает в силу больших потребностей в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
  6. Конфликтная ситуация, ссора, на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.
  7. Ссоры по причине неудовлетворенной потребности во взаимопомощи, поддержке, в вопросах разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
  8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

По уровню опасности для семейных отношений конфликтные ситуации делятся:

  • Неопасные конфликты. Такого рода конфликтные ситуации возникают по причине трудной жизненной обстановки, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва». Конфликт может, как внезапно начаться, также быстро и закончиться.
  • Опасная конфликтная ситуация. В ходе этого вида конфликта могут возникнуть разногласия в силу того, что один из супругов предъявляет требования к другому изменить линию поведения, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п. Здесь ставится вопрос ребром, который требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
  • Особо опасная конфликтная ситуация, которая приводит к разводу.

Остановимся подробнее на мотивации этой категории конфликтных ситуаций:

  1. Столкновение индивидуальностей. Частота конфликтов и сила эмоциональной накаленности, контролирование своего поведения, поведение супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей черт личности. Такие недостатки характера, как демонстративность, авторитарность, нерешительность и пр., сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семейных отношениях. Существуют черты характера, приводящие к разрушению брака вне зависимости от стремления партнеров приспособиться, например эгоцентрические черты характеров супругов. Концентрация эгоцентричности на своем «я» является дефектом нравственного развития. Это один из основных факторов для нестабильных отношений в браке. Чаще всего супруги видят только эгоцентризм своего партнера, а себя при этом не видят. «Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми.
  2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Возникновение измена происходит из – за противоречий между супругами. Разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений являются основными факторами для возникновения измены. Необходимо понимать, что удовлетворенная сексуальная потребность возникает благодаря положительным чувствам и эмоциям, которые возможны при удовлетворении потребностей в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании. Если в браке не происходит удовлетворения эмоционально-психологических потребностей одного из супругов, то отчуждение будет усиливаться, будут накапливаться отрицательные чувства и эмоции. Супруги не хотят понимать друг друга, ссорятся или начинают изменять.
  3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это один из самых распространенных мотивов развода. Алкоголизм является видом наркомании, которая сформировалась в результате регулярного употребления спиртных напитков. При злоупотреблении алкоголем одного из супругов, в семье возникает ненормальная обстановка и регулярный мотив для конфликтных ситуаций, ссор и скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей.

При анализе семейных конфликтов выясняется, что чаще всего виноваты оба супруга. На основе развития конфликтов, существует несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах:

  1. Стремление одного из супругов самоутвердиться в семье. Эта идея является несостоятельной, так как понимание семьи является психологическим и хозяйственным сотрудничеством на основе совместного процесса. Чаще всего стремление к самоутверждению захватывает все сферы взаимоотношений. Это мешает трезвой оценке происходящего в семье. Любая просьба, поручение или высказывание воспринимаются как посягательство на свободу. Чтобы разрушить этот сценарий, необходимо провести разграничение сферы руководства различными участками жизни в семье и осуществлять его коллегиально, при разумном единоначалии.
  2. Сосредоточение на своих делах. Привычки из прежнего образа жизни, друзья, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Вследствие этого формируется недопонимание того, что для организации семейной жизни необходим совершенно новый социально-психологический уклад. В подобной ситуации необходимо учитывать адаптационный момент. Для этого можно включить поэтапное присоединение супруга в совместную деятельность, постепенно приучать его к новой модели поведения.
  3. Дидактическая модель. Один из супругов начинает постоянно поучать другого. Эти придирки захватывают почти все сферы совместной жизни, они не разрешают появиться самостоятельности, при этом появляется обоюдное раздражение, эмоциональная напряженность, чувство неполноценности. Эта модель поведения блокирует сотрудничество в семейном укладе жизни.
  4. Супруги постоянно находятся в состоянии психологической напряженности, которая связана с постоянным отражением психологических атак. В голове каждого из супругов укрепилась мысль о неизбежности конфликтов, поведение внутри семьи строится как борьба за победу в ссоре.
  5. «Папенькина дочка», «маменькин сынок». Родители постоянно вмешиваются в модель взаимоотношений. Тем самым, у молодых супругов ограничивается личный опыт построения взаимоотношений, отсутствует проявление самостоятельности в общении. Благодаря таким условиям возникновение конфликтных ситуаций неизбежно.
  6. Состояние озабоченности и напряженности постоянно присутствует в общении между супругами, в семейном укладе взаимоотношений. Подобная модель приводит к исчезновению позитивных переживаний.

Исходя из вышеперечисленных описаний, можно сделать вывод, что причин для возникновения конфликтных ситуация может быть несколько, моделей и разновидностей конфликтов также существуют в многочисленных вариантах, исходя из индивидуальных личных и семейных особенностей.

1.3 Воздействие конфликтов на психику ребенка

Как известно, психическое состояние ребенка, его душевное развитие, восприятие окружающего мира, отношение к себе и к другим людям начинают формироваться в самом раннем детстве. Очень важно, какая атмосфера царит в родительской семье. Поэтому эмоциональный фон, который главенствует во взаимоотношениях между супругами, имеет первостепенное значение. Но зачастую родители не отдают себе отчета в том, что их неумение или нежелание разрешать собственные проблемы и трудности, перекладывается на хрупкие детские плечи. Это приводит неокрепшую детскую психику к патологическим переживаниям.

Семейные конфликтные ситуации всегда оставляют неизгладимый след в психике ребенка. Это может быть тяжелое негативно - эмоциональное состояние в виде дискомфорта, стресс или депрессия. Дети, воспитанные в напряженной обстановке семейных конфликтов, привыкают действовать на свой страх и риск, относятся к окружающим, как к недругам, и для достижения поставленной цели, могут легко обмануть или проявить агрессию. Благодаря такой жизненной установке, будущая семейная жизнь ребенка будет заведомо неблагополучной. Это происходит оттого, что дети, которые в детстве были свидетелями тяжелых семейных конфликтных ситуаций, теряют свой нравственный иммунитет, который предохраняет личность от неприкрытой агрессивности.

Когда ребенок растет в конфликтной семье, у него развивается отрицательный опыт общения. Он теряет веру и надежду в существование теплых и дружеских человеческих отношений. У него накапливаются отрицательные эмоции, которые перерастают в психотравму. Психотравма может проявить себя в виде сильнейшего переживания, которое благодаря сильному выражению, длительности или повторяемости отрицательно воздействуют на ребенка.

Особенно опасной считается психотравма для ребенка, когда он переживает чувство вины. По мере своего взросления, подрастающий ребенок начинает себя ощущать помехой для окружающих. Он начинает винить себя в возникновении любой конфликтной ситуации. Ребенок начинает воспринимать отношение других членов семьи в качестве обвинения, укора, даже если это не так на самом деле.