Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их влияния на детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сила и глубина психотравмы зависит от возраста ребенка, от его чувствительности, от его жизненного опыта, от характера и темперамента малыша. Необходимо помнить, что неокрепшая психика не только детей дошкольного возраста, но и у подростков и даже юношей и девушек подвержена стрессам. Конфликтные ситуации, раздоры, ссоры и размолвки лишают детей чувства безопасности. Ребенок должен видеть предсказуемое поведение взрослых, только тогда он начинает верить в надежность отношений, в защищенность его интересов и даже жизни.

Большое значение имеет позиция взрослых в конфликтной ситуации между родителем и ребенком. Дети не способны действовать также как взрослые люди. Личность ребенка находится в стадии развития и формирования, поэтому его реакция на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослого.

Детям важно ощущать себя в семье физически и психологически защищенными. Свою внутреннюю и внешнюю защищенность они связывают со стабильными отношениями со взрослыми. Такие чувства, как ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди родных, приводят к патологическим страхам, эмоциональному напряжению, кошмарам. Ребенок растет замкнутым, не умеет общаться со сверстниками.

Дети младшего возраста бывают так подвержены состоянию ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противостоять жизненным испытаниям. Даже очень маленькие дети ощущают конфликтное состояние между родителями, они остро реагируют на родительские ссоры и тонко их чувствуют.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что напряженная обстановка, которая нарастает во взаимоотношениях между супругами, имеет тенденцию к разряжению в атмосфере родительско-детских отношений. Если в супружеской паре присутствует скрытый и подавленный конфликт, то это выражается в том, что супруги начинают проявлять свой негатив друг на друга, а на ребенка, снимая тем самым напряженность и разрешая в общении с ним свои конфликты. Неразрешенный межличностный конфликт между супругами проявляется в нетерпимости и максимализме, недоверии и физических наказаниях в отношении ребенка. Из-за частых конфликтных ситуаций между супругами, страдают отношения между родителями и ребенком, которые становятся безрадостными, лишенными непосредственности, детскости, легкости, спонтанности и творческих задумок. В таких случаях отношения между родителями и детьми становятся стереотипными и шаблонными.

О.В. Шапатина выделяет следующие причины повышенной конфликтности в семейном воспитании:


  1. У супругов не совпадает воспитательный опыт, который они приобрели в собственных семьях. Опыт воспитания детей, который получили супруги в своих родительских семьях, транслируется на собственную модель собственного воспитания. Супруги полностью копируют родительский стиль воспитания. Так как другой модели воспитания детей у супругов нет, то свой опыт они воспринимают как наиболее приемлемый.
  2. Чрезмерная потребность каждого из родителей в личностной продолженности в ребенке. Супруги стремятся максимально реализовать свои планы, мечты и идеи. Для этого они транслируют ребенку свои взгляды, мнения, набор ценностей и т.д. Это также может выступать причиной конфликтных ситуаций в семье.
  3. Перенос напряжения и раздражения в воспитательную сферу из других сфер жизнедеятельности семьи.[9]

Именно сфера воспитания является одной из наиболее частых причин конфликтных ситуаций между родителями.

Оценивая влияние конфликтных ситуаций между супругами, которые возникают в области воспитания, нужно учитывать, что подобные ссоры чаще всего возникают в присутствии ребенка. Это негативным образом отражается на психическом здоровье ребенка.

Фактором личностного развития ребенка становится отражение родительской стратегии взаимодействия. Когда конфликты отражаются на психике ребенка, это проявляется в повышенной тревожности, заниженной самооценке, неуверенности в себе. Для того, чтобы выстроить позитивную динамику личности ребенка, родителям необходимо преодолеть конфликтную ситуацию, пересмотреть свои взгляды, установки, поведенческие стили, согласовать свои родительские позиции.

Чем больше родители акцентируют негативный образ ребенка в своем сознании, тем сильнее повышается напряженность в общении, эмоциональная закрытость и разобщенность. Чем сильнее родители концентрируют свое внимания на воспитательных позициях друг друга, тем быстрее снижается эффективность воспитания. Частые конфликтные ситуации в семье разрушают родительский аспект брачных отношений.

В конфликтных ситуациях возможны три исхода неблагоприятного влияния на личность ребенка:

  1. При возникновении родительских конфликтов, ребенок является их частым свидетелем. В этом случае у супругов все недовольство, враждебность и раздражение проецируются на личность ребенка. Если ребенок внешне или манерой поведения похожий на одного из супругов, это может стать причиной постоянного недовольства со стороны другого родителя, который проецирует на него свою неудовлетворенность браком. Раздраженный родитель перестает по-настоящему оценивать поведение ребенка, замечать его индивидуальные особенности. Создается видимость воспитания, которая выражается негативными эмоциями, нетерпимым отношением, недоверием, прямой агрессией по отношению к ребенку;
  2. Ребенок может выступать в качестве объекта эмоциональной разрядки для обоих родителей. Когда родители переносят решения собственных проблем на детей, это играет еще более тяжелую роль для ребенка, которая оставляет глубокую психотравму в психике ребенка. Это случается, когда родители проявляют негативные эмоции по отношению к ребенку, которые несоразмерны с его поведением или, наоборот, полностью принимают все проявления ребенка и тем самым не позволяют ему по-настоящему оценивать свое поведение и отношение с окружающими его людьми. Подобная конфликтная ситуация усугубляется ощущением ненадежности и неуверенности ребенка в человеческих отношениях, приводит к сомнениям в собственной ценности.
  3. Ребенок выступает в качестве объекта в разрешении супружеской конфликтной ситуации. Это проявляется в том, что родители начинают усиленно заботиться, привлекают ребенка на свою сторону, ограничивают общение с другим родителем. Но следует задуматься, что чрезмерная опека и вседозволенность продиктованы не заботой о ребенке, а из-за страха одиночества, тревожного ощущения за собственное будущее, стремлением повысить свою значимость в семейных отношениях. Следует отметить, что в подобной ситуации в воспитании ребенка наблюдается тенденция к противоречивым требованиям, которые негативным образом влияют на формирование детской личности. За короткий промежуток времени подобное решение конфликта за счет ребенка может снизить напряженную обстановку в семье, но решить проблемы это не поможет.

Следовательно, любой неблагоприятный вид семейных конфликтов оставляет в психике личности ребенка такие особенности, которые проявляются в виде эмоциональной нестабильности, неуверенность в своих силах, повышенной тревожности, замкнутости, отчужденном поведении. Важный момент заключается в том, что ребенок, скорее всего, усвоит родительский сценарий конфликтного поведения в качестве единственно верного способа в разрешении проблем. Эта модель может повторяться в будущих семейных отношениях ребенка и в отношениях с другими людьми. Это готовит большие трудности для ребенка в его будущей социальной жизни.

Обобщив конкретные данные научной литературы по проблематике исследования, следует сделать вывод, что родители в конфликтующих семьях влияют на детей не напрямую, как в случаях семей с явно асоциальным поведением (алкоголиков, наркоманов и т.д.), а косвенно. Такое влияние неизбежно сказывается на личности ребенка.

2. Оказание психологической помощи

2.1 Коррекционные методы семейных отношений

С каждым годом увеличивается поток обратившихся семей на психологическую консультацию. Люди ищут выходы из запутанных семейных проблем и неурядиц. Но важный момент заключается в том, что семейные проблемы существуют, а развитой теории и практики семейной психокоррекции на данный момент не существует. Да, в психологии за последние годы произошло качественное изменение. Выросло количество и качество различных техник и методик, которые можно использовать при работе с семьей. Это говорит о том, что специалисты обмениваются своими наработками, идеями в профессионально-периодических изданиях, на конференциях, в центрах исследований помощи семье. Но следует помнить, что помощи для каждой конкретной семьи зависит от конкретной ситуации. В применении любой техники имеет значение временной аспект, процедура применения, мастерство и квалификация психолога, который использует данный материал.

Семейная психокоррекционная работа предполагает следующие направления:

  • Психокоррекция детско-родительских отношений;
  • Психокоррекция супружеских отношений;
  • Психокоррекция ситуации после развода;
  • Психокоррекция сексуальных проблем в семье.

По длительности проведения существует:

  • кратковременная семейная психокоррекция;
  • долговременная семейная психокоррекция.

Составляя психокоррекционную программу для работы с семьей, необходимо учитывать ряд следующих параметров:

  1. Параметр времени. Определение общей протяженности во времени всего коррекционного процесса, регулярности встреч с семьей, продолжительность каждой встречи.
  2. Параметр пространства. Определение места для проведения встреч (по месту жительства семьи или в центре консультации).
  3. Параметр стиля. Определение основного стиля ведения работы: директивный или недирективный.
  4. Параметр содержания. Определение ряда проблем, с которых будет начинаться психокоррекция. Определение формы работы с семьей:
  • одновременно со всей семьей;
  • с каждым членом по отдельности, а затем совместно и т.д.

Определение структуры программы работы с семьей, выделение основных этапов работы, разработка подробного плана действия.

Наиболее правильной будет рабочая ситуация, когда выбор методической организации проведения семейной психокоррекции будет зависеть от индивидуальных семейных особенностей.

2.2 Психолого – педагогические методы диагностики в конфликтных ситуациях

Чтобы узнать причины возникновения и содержания семейных конфликтов, необходимо тщательно ознакомиться с жизнью семьи.

Самыми информативными оценками разных сторон жизни являются:

  • прямые, которые выражаются вербально;
  • косвенные, которые проявляют себя в интонации речи.

Необходимо перечислить самые эффективные методики диагностики семейных отношений в конфликтных ситуациях.

Методика «Семейно-обусловленное состояние», может с успехом использоваться для выявления конфликтных процессов в семейных отношениях. Она представляет собой план интервью, который направлен на то, чтобы выяснить упомянутые состояния. Методика включает 12 оценочных шкал, по которым человек может охарактеризовать свое самочувствие в семейных взаимоотношениях.

Выявляя семейно-обусловленные состояния, необходимо учитывать такой немаловажный факт, что это состояние чаще всего проявляет себя своей особенностью. Личности, у которых наличествует семейно-обусловленная тревожность, вначале обследования не замечают своей тревожности, не признают факта ее присутствия. Но зато на данном этапе прохождения они могут осознавать и выражать вербально одно из основных проявлений тревожного состояния - ощущение своей беспомощности.


Иногда бывает и по-другому. В начале хода обследования человек осознает свое тревожное состояние, но только позднее он полностью замечает и другие стороны своего состояния. Это и должен определить ход обследования.

Психолог просит своего подопечного, чтобы тот попробовал охарактеризовать свое место и значение в семейных отношениях, свои ощущения по всем 12 шкалам. Затем исследователь обращает свое внимание на ту шкалу, которая при ответе получила самую низку оценку по показателям. Опрос должен быть направлен на «разработку» этой шкалы. Подопечному должны быть заданы самые стандартные вопросы типа «Вы сказали, что чувствуете себя в семье очень …(называется получившее крайнюю оценку качество). Это приятное или неприятное чувство. Прошу вас вспомнить несколько случаев или ситуаций из семейной жизни, когда Вы чувствовали себя очень ... (называется получившее крайнюю оценку качество)».

Когда все подобные случаи указаны, и обследуемый рассказал о них, психолог снова должен возвратиться к рассмотрению шкал и попросить повторно оценить свое самочувствие в семье. Скорее всего, произойдет так, что обследуемый уже по-другому будет оценивать свое самочувствие, претерпят изменения многие прежние оценки, так как в ходе беседы в его памяти будут всплывать новые обстоятельства, будут активизироваться и заново переживаться прежние чувства и ощущения. Порой, при повторной оценке наиболее выраженным может оказаться уже другое чувство. Оценка этого нового чувства разрабатывается аналогичным образом, на основе воспоминаний, которые соответствовали ситуациям и случаям.

Данная методика помогает обеспечить последовательное погружение исследования, двигаться от хорошо осознаваемых ощущений к не до конца осознаваемым состояниям. Методика позволяют также получить данные об обстоятельствах, которые способны определить изучаемые самочувствия.

С помощью методики «Диагностика супружеских отношений» (В. П. Левкович, О. Э. Зуськова) можно достаточно подробно узнать о характере внутрисемейных отношений.

Данная методика представляет собой комплекс пятибалльных шкал, которые составляют опросник из 168 вопросов. Содержание этих пунктов связано со следующими семейными областями жизнедеятельности:

  • потребности в защите «Я - концепции»;
  • семейные роли;
  • потребность в общении;
  • материальные потребности;
  • культура общения;
  • познавательные потребности;
  • проведение досуга;
  • взаимная информированность;
  • уровень моральной мотивации;
  • частота конфликтов и способы их разрешений;
  • субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.