Файл: Основные функции в системе менеджмента (ООО «Леда»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Взаимодействие функций в системе управления предполагает влияние всех структурных подразделений предприятия друг на друга. Значение взаимодействия возрастает, но мере расширения специализации предприятия.

Взаимодействие структурных подразделений позволяет работать предприятию как единому механизму и исключить лишние, ненужные звенья. Такое взаимодействие усиливает результативность деятельности на всех уровнях ее выполнения, в том числе и управленческом, так как на него снижаются расходы. Этим и подтверждается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является анализ основных функций в системе менеджмента в ООО «Леда» и предложения мероприятий по улучшению их эффективности.

Объектом курсовой работы является система управления.

Предметом курсовой работы являются функции системы менеджмента.

Задачами курсовой работы является:

  • рассмотреть понятия, сущности и основных функций менеджмента;
  • рассмотрение технологии менеджмента;
  • рассмотреть особенности технологии системы менеджмента;
  • оценка общей характеристики предприятия;
  • оценка организации управления предприятия;
  • оценка эффективности системы управления ООО «Леда»;
  • предложение путей повышения эффективности системы менеджмента на предприятии;
  • расчет затрат и оценка экономический эффективности предложенных мероприятий.

Методы исследования: анализ, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация, сравнение, измерение.

Теоретической и эмпирической базой исследования послужили данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, ресурсы сети Интернет.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников

1. Теоретические основы исследования системы менеджмента на современных предприятиях


1.1 Понятие, сущность и основные функции менеджмента

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективами организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях [11].

Менеджмент - специфический вид деятельности, который занимается управлением.

Сущность менеджмента - управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.

Функции менеджмента - специфические действия руководителя в системе управления [16, c.19].

Функции менеджмента классифицируются по двум группам:

  • общие, те, которые выполняются всеми руководителями, независимо от сферы деятельности и масштабов организации;
  • специфические, которые выполняются руководителем в зависимости от конкретной ситуации используемых методов управления [5].

Общие функции управления рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций: планирование, организация, мотивация, координация(руководство), контроль.

Тейлор сформулировал следующие функции, элементы и принципы научного менеджмента (рис.1).

Рисунок 1 - Функция менеджмента (по Ф. Тейлору) [6, c.90]

Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, наиболее эффективный метод работы.

Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, про нормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев.

Такое разделение труда специализирует персоналии строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед выше стоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М.Вебера [7, c.87].

На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось [3, c.66].


Файоль выделил функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки (рисунок 2).

Рисунок 2 - Функции менеджмента (по А.Файолю) [10, c.109]

Далее рассмотрим основные функции менеджмента и средства воздействия в таблице 1.

Таблица 1 - Основные функции менеджмента и средства воздействия [7, c.33]

п/п

Основные функции

Приоритетные средства воздействия

1

Целеполагание

Стратегополагание

Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результат, информация

Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация

2

Планирование

Регулирование

Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план

Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация

3

Организация

Координация

Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы

Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость

4

Мотивация и активизация Стимулирование

Потребности, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль

Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера

5

Гуманизация

Корпоративность

Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм

Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера

6

Контроль

Оценка

Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ

Показатели, критерии, процедуры, экспертиза

Таким образом, управление - осознанная целенаправленная деятельность человека [8], с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

В заключение данного пункта можно сделать следующие выводы, что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли прибавочной стоимости [9].


1.2 Технологии менеджмента

Технология менеджмента - это система методов эффективного управления, определенные методы сбора и обработки информации, разработка и внедрение систем контроля, определенные принципы управления персоналом.

Выбор зависит от конкретной ситуации (рис. 3).

Рисунок 3 - Виды технологий менеджмента [12]

В современных и условиях эффективное функционирование отдельных хозяйств, организаций и фирм является залогом успешного развития экономики региона и страны в целом. Однако большинство организаций, особенно в малом бизнесе, зачастую работает неэффективно. Это связано со многими причинами, одной из которых является неправильно построенная организационная структура управления предприятием. Однако даже если при проектировании предприятия структура показала себя эффективной, со временем, в связи с изменяющимися условиями хозяйствования, любая организационная структура нуждается в совершенствовании.

Наиболее эффективными перспективным методом совершенствования организационной структуры является метод аутсорсинга. Аутсорсинг предполагает передачу непрофильных функций, выполняемых в организации, другой сторонней организации [1, с.14].

Для того, чтобы определить возможности передачи отдельных функций на аутсорсинг, необходимо проверить функции, выполняемые в организации на эффективность. Если в ходе анализа окажется, что некоторые функции выполняются неэффективно или не являются основными и приоритетными для организации, то возможна их передача на аутсорсинг.

Далее необходимо определить и про считать целесообразность передачи отдельных функций предприятию - аутсорсеру. Данный этап предполагает:

  • расчет полной себе стоимости выполнения отдельных функций;
  • сопоставление со стоимостью их реализации и предприятием -аутсорсером;
  • оценку возможности их передачи на аутсорсинг [20, c.55].

Если в процессе анализа будут выявлены функции, выполнение которых организацией самостоятельно представляется не целесообразным, эти функции и могут быть переданы на аутсорсинг. Таким образом, аутсорсер должен обеспечить снижение себестоимости функций, которые будут переданы на аутсорсинг [2].

Сопоставление затрат на содержание собственной службы, реализующей определенные функции, со стоимостью услуг аутсорсера выражается в оценке эффективности от применения аутсорсинга (1):

(1)

Где Зс - затраты на реализацию функций собственными силами организации; Заут- затраты на реализацию функций посредством использования аутсорсинга [3, с.45].


При Эаут>1 использование аутсорсинга эффективно, а при Э <1 использование аутсорсинга не эффективно, и данные функции должны быть оставлены внутри организации [3, с.47].

Данный метод позволит сократить расходы предприятия, увеличит производительность труда сотрудников, за счет избавления их от выполнения «ненужных» функций.

Таким образом, использование аутсорсинга позволит построить эффективную организационную структуру, ориентированную на выполнение миссии целей организации.

В заключение данного пункта можно отметить, что мы рассмотрели систему методов эффективного управления, а именно определенные методы сбора и обработки информации, разработку и внедрение систем контроля, определенные принципы управления персоналом.

1.3 Особенности технологии системы менеджмента

В современной России, в период значительных для государства и его народа, преобразований во всех сферах жизни общества наблюдаются изменения. За последние десять лет реформы пород или новые виды деятельности, стили жизни, слои населения [8].

Около ста лет назад известный российский и советский экономист Н.Д. Кондратьев в своих работах доказал, что изменения в технических средствах влияют на экономическое развитие общества. Основным условием в этом случае должна стать масса новых продуктов в совокупности с предпосылками к их внедрению. Эти внедрения, по мнению ученого, и приводят к индустриальной революции. В это же время австрийский и американский экономист Й. Шумпетер, изучая проблемы динамического развития рыночной системы, факторы, обеспечивающие прогресс общества и экономический рост, доказал, что промышленные революции могут изменить существующую систему производства, вызывая постоянное стремление к ново введениям. Он считал, что экономическая динамика базируется на распространении ново введений в различных сферах жизни. Инновации им были сформулированы как новый взгляд на известный процесс, успешное применение открытий в экономике и других сферах деятельности [1].

Если проанализировать влияние малого бизнеса на валовый внутренний продукт (ВВП) разных стран, можно заметить, что в странах с развитой экономикой доля малого бизнеса в этом показателе экономического роста выше 50%. ВСША, Великобритании, Японии и Германии это 50 - 55%, во Франции и Италии – 55 – 62 %, а в РФ – 12 -25 % в разные годы. Здесь, на наш взгляд, прослеживается зависимость: высокая доля малого бизнеса в ВВП - большие возможности для формирования развитой системы экономики. Поэтому если наша страна стремится стать экономически более развитой, ей необходимо учитывать опыт стран, добившихся успехов в экономике, изучить их отношение к своему малому бизнесу. Так же следует внедрять инновационные подходы к российскому малому бизнесу.