Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы исследования невербальных проявлений эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Эмоции представляют собой весьма важный аспект жизнедеятельности человека. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка начинается практически с рождения. Следует отметить, что на начальных этапах жизни, когда ребенок не владеет речью и навыками взаимодействия с окружающими людьми и средой большое значение имеет именно эмоциональное состояние родителей, с которыми они обращаются к ребенку, и которое выражается через интонацию, с которой обращаются к малышу. Затем эмоциональный компонент имеет большое значение в деятельности ребенка: так как неразвита произвольность, именно эмоциональный компонент определяет интерес ребенка к той или иной деятельности, что должно учитываться при планировании и реализации воспитательной и образовательной деятельности.

Следует отметить, что основными способами выражения эмоций являются невербальные проявления человека: интонация, громкость голоса, мимика, движения, сопровождающие речь и др. С развитием навыков коммуникации, увеличением ее значения в жизнедеятельности человека, большое значение обретает и способность качественно распознавать, а также адекватно проявлять соответствующие эмоциональные состояния. Умение распознавать невербальные проявления эмоций является важным еще и потому, что зачастую люди могут пытаться скрыть те или иные эмоции, которые не одобряются социумом или могут быть неуместными в конкретный момент, соответственно, то что, человек говорит и то, что он чувствует может быть абсолютно противоположным, однако способность корректно трактовать проявляемые эмоции позволяет более четко понимать истинные переживания собеседника. Способность правильно, адекватно проявлять собственные эмоции также позволяет достичь более высокого уровня взаимопонимания в процессе коммуникации, а значит, эффективно решить поставленные в процессе общения задачи.

Цели исследования: изучить особенности невербального проявления эмоциональных состояний.

Объект исследования: невербальные проявления эмоциональных состояний.

Предмет исследования: особенности распознавания эмоциональных состояний по их невербальным проявлениям обучающимися старших классов.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать научные представления об эмоциях;
  2. Рассмотреть представления о невербальных аспектах проявления эмоций в коммуникации;
  3. Охарактеризовать особенность организации проведенного эмпирического исследования;
  4. Проанализировать результаты проведенного эмпирического исследования, сформулировать выводы.

Гипотеза исследования: мимические проявления позволяют достаточно четко дифференцировать базовые эмоциональные состояния человека.

Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, анализ выражений лиц на фотографиях, отобранных исследователем, методика оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл, методика на распознавание выражений лица Пола Экмана, качественный и количественный анализ полученных данных.

Глава 1. Теоретические основы исследования невербальных проявлений эмоций

1.1 Научные представления об эмоциях человека

Вопрос эмоционального развития личности изучался большим количеством зарубежных и отечественных исследователей, среди которых необходимо отметить Л.И. Божович, М.Э. Вайнер, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

В науке до сих пор не сложилось четкого, единого понимания категории эмоций.

В 1884 году была опубликована статья У. Джемса «Что такое эмоция?». В данной статье У. Джемс обосновал формирование эмоций влиянием определенных преобразований как в произвольной моторной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, которые возникают при подобных преобразованиях, и следует считать эмоциональными переживаниями, с его точки зрения. Иными словами, каждая эмоция сопровождается определенным физическим состояние: грусть слезами, страх дрожью и т.д. Такого же мнения придерживался Н.Н. Ланге. Таким образом, причиной возникновения эмоций являются периферические органические изменения.

Другого мнения придерживался У. Кэннон. Он обнаружил сходство различных телесных проявлений при разных эмоциональных состояниях, которые не способны объяснить существующее разнообразие эмоций. Кроме того, эмоциональная реакция возникает значительной быстрее органической.

Кэннон предположил, что органические проявления при эмоциях играют роль биологической настройки организма на предстоящие энергетические затраты. Источником же всех эмоциональных состояний являются процессы происходящие в таламусе.


П.Бард продолжил изыскания Кэннона, и доказал, что органические и эмоциональные состояния возникают практически одновременно. Из мозговых же структур с эмоциями он в большей степени связывал деятельность гипоталамуса и центральных частей лимбической системы.

Психоорганическая теория эмоций в дальнейшем развивалась на основании исследований электрофизиологической активности. В результате возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно ей, эмоциональные состояния детерминируются деятельностью ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, отвечающей за уровень активности организма. В данном случае эмоциональные состояния следует интерпретировать как изменение активности нервной системы в результате воздействия определенных стимулов.

Дальнейшее развитие теории эмоций происходило в направлении изучения взаимосвязи эмоций с психикой, поведением и деятельности человека.

Д.О.Хебб сумел с помощью экспериментальных исследований доказать взаимосвязь степени эмоционального возбуждения и продуктивностью его практической деятельности. Так, для оптимальной эффективности деятельности, эмоциональное возбуждение не должно быть ни чересчур сильным, ни чересчур слабым. Необходим определенный средний уровень эмоционального возбуждения, индивидуальный для каждого человека. Слабое эмоциональной возбуждение не дает необходимой мотивации и наоборот.

Л.Фестингер рассматривал взаимосвязь возникновения эмоций и познавательных процессов человека. Он сформулировал понятие «когнитивный диссонанс», которое определил как негативное эмоциональное состояние, развивающееся в условиях, когда у человека появляется психологически противоречивая информация о феномене. Положительные эмоции, с данной точки зрения, являются результатом подтверждения ожиданий субъекта, достижения ожидаемых результатов. Такое эмоциональное состояние называется консонанс. Негативные эмоции являются результатом расхождения ожидаемых и реальных итогов деятельности и обозначаются как диссонанс.

В группу когнитивистских концепция может быть включена информационная теория эмоций П. В. Симонова. С данной позиции эмоциональное состояние зависит силой действия актуальной потребности и представлениями человека о вероятности удовлетворения. Оценивание такой вероятности происходит на основании врожденного или приобретенного опыта и вновь поступившей информации. Свою концепцию В.П. Симонов выразил с помощью формулы:


Э = - П(Ии - Ис), где:(Э - эмоция, ее сила и качество; П - величина и специфика актуальной потребности; Ии - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис - существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек распо­лагает в данный момент).

П.К. Анохин понимал эмоции как физиологические состояния, которые обладают интенсивной субъективной окраской и затрагивают все формы переживаний: от тяжелых страданий до радости и различных форм социальных переживаний.

С.Л. Рубинштейн сравнивал эмоции с восприятием: восприятие это процесс отражения состояния объекта, тогда как эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

А. Н. Леонтьев рассматривает эмоции как особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

В.К. Вилюнас понимал эмоции как посредническое звено между потребностями и деятельностью. Он дифференцировал эмоции на две фундаментальные группы

1. Ведущие эмоции или переживания, окрашивающие в образе среды потребности и тем самым превращающие их в мотивы. Данные эмоции предваряют деятельность, отвечают за неё и в целом определяют направленность подобной деятельности.

2. Ситуативные (производные от первых) — образуются процессе деятельности и являются проявлением отношения субъекта к данной деятельности, условиям ее реализации, а также к сложившимся или возможным интересам.

Е.П. Ильин на основе анализа существующих представлений об эмоциях выдвигает определенное интегрированное определение эмоций как психовегетативной рефлекторной реакции, основанной на выражении субъективного (пристрастного) отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям, которые предваряли данную ситуацию. Данного определения мы будем придерживаться в данной работе. Это понимание указывает на роль эмоций в деятельности. Переживание не является целью поведения или деятельности человека, это сопутствующее состояние, отражающее отношение субъекта к объективно сложившейся ситуации, происходящим событиям.

Также Е.П. Ильин обозначил характерные особенности эмоций, типичные только для них:

Эмоции – это реакция на ситуацию, а не на конкретный стимул;

Эмоции во многих случаях предваряют ситуацию, играя тем самым роль механизма предвидения значимости той ситуации, которая произойдет;


Эмоции представляют собой тонкую дифференцированию оценку ситуаций различного рода (тогда как например эмоциональное состояние позволяет проанализировать общий фон: «нравится – не нравится»);

Кроме того, что эмоции дают возможность оценить важность предстоящей ситуации, они также позволяют адекватно подготовится к ее наступлению, и соответственно, адекватно вести себя внутри ситуации;

Эмоции, пережитые в определенных ситуациях, позволяют зафиксировать положительный либо отрицательный опыт.

Функции эмоций в жизни человека также являлись предметом многочисленных исследований. Так Джон Дьюи приписывал эмоциям выполнение специфической сигнальной функции, которая позволяет субъекту осуществлять саморегуляцию поведения и деятельности организма на основании опознания значимости складывающейся ситуации.

Этот вопрос изучали также Э.Клапаред, У. Пилзбари, Д. Рапапорт, Р.Шефер и др. На основании их исследований были выделены следующие функции эмоций:

Мотивационно-регулирующая функция. Она состоит в том, что эмоции способны мотивировать, стимулировать и направлять деятельность индивида. В некоторых ситуациях эмоции замещают собой мышление.

Коммуникативная функция эмоций состоит в том, что эмоции содержат в себе информацию о физическом и психическом состоянии субъекта. Благодаря пониманию данный информации существует возможность наладить продуктивное взаимодействие между субъектами, осуществлять успешную коммуникацию, даже если партнеры по общению принадлежат к разным культурам;

Сигнальная функция уже упоминалась ранее. Эмоции позволяют установить значимость той или иной ситуации для конкретного субъекта. Эмоционально-выразительные движения лица, тела сигнализируют о том, в каком состоянии находится конкретный субъект;

Защитная функция. Возникая как моментальная, быстрая реакция на ситуацию, эмоция помогает организму выбрать оптимальную стратегию поведения в опасной ситуации и защитить себя.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. Также надо отметить, что разные ученые включают разные виды эмоций в данную категорию эмоциональных состояний. Так, в категорию эмоций Р.С. Немов включает такие позиции как агрессивность (враждебность), апатия, депрессия, интерес, любовь, симпатия, страсть. По мнению А. Г. Маклакова следует выделять иной ряд эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.