Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность налогов и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- принцип справедливости, который подразумевает что уплата налогов обязательная для всех граждан, и взимается согласно их доходам;

- принцип определенности, означающий что сумма, подлежащая взысканию с плательщика, определена заранее, и заведомо известна плательщику;

- принцип удобства, который подразумевает, что уплата должна взиматься в удобное для плетельщика время;

- принцип экономии, который означает, что издержки формирующие сумму уплачиваемого налога должны снижаться, с целью экономии.

Основные принципы построения налоговой системы в РФ сформулированы в статье третей, части I Налогового кодекса РФ, которая устанавливает основные аспекты законодательства о налогах и сборах:

- Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы.

- Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и иных подобных критериев.

- Не позволяется установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала или гражданства физических лиц.

- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут иметь произвольный характер.

- Обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы, обладающие установленными кодексом признаками налогов и сборов, не может быть возложена, если они не предусмотрены им либо установлены в ином порядке, чем это определено в Налоговом Кодексе.

- Акты законодательства должны быть сформулированы и составлены таким образом, чтобы каждое физическое лицо или организация могли точно определить, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке необходимо платить.

- Все неустранимые сомнения, неясности и противоречия законодательных актов трактуются в пользу плательщика сборов (налогоплательщика).

Одним из условий реализации стратегии развития экономики региона является эффективная налоговая политика, способствующая формированию его бюджета, развитию производства и предпринимательства, а также стимулированию инвестиционной деятельности.

Одним из инструментов управления экономической системой региона выступают налоги и налогообложение, которые в свою очередь сами являются объектом управления, принимающем в условиях рынка форму налогового менеджмента. Объектами налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, выступающие в форме налоговых доходов и расходов субъектов управления, а также совокупность условий функционирования налогового процесса на уровне региона [12, с. 191].


В качестве элементов процесса управления налоговыми поступлениями в регионе можно выделить:

- налоговое планирование и прогнозирование на уровне региона;

- налоговое регулирование на уровне на региона;

- налоговый контроль на уровне региона [32, с. 247].

Налоговое регулирование играет немалую роль в системе управления экономикой региона. Оно способствует экономическому воздействию на деловую активность региона в целом и развитие отдельных его отраслей, а также создает предпосылки для снижения издержек производства и обращения, для роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на региональном и внешнем рынке.

От того какая налоговая политика выбрана, ее методов и форм осуществления зависит формирование и развитие экономики региона, а также его социальной сферы. При этом должны учитываться территориальные особенности и потребности жителей конкретного региона, так как налоговое регулирование определяется изменениями среды и требует максимального учета при осуществлении текущей деятельности и разработке перспективных планов.

В качестве задач налоговых инструментов следует выделить:

- расширение налогового потенциала за счет обновления производства, увеличения числа налогоплательщиков, сохранение социально ориентированных отраслей хозяйств или структур бизнеса;

- применение определенных действий в соответствии с законодательством к налогоплательщику с целью стимулирования добровольной уплаты налогов и сборов;

- выявление резервов роста налоговых поступлений в бюджет, а также оказание содействия по улучшению налоговой дисциплины налогоплательщиков [25, c. 315].

Система налогообложения должна составлять основу взаимоотношений региональных органов управления с хозяйствующими субъектами различных форм собственности и являться экономическим инструментом, при помощи которого могут быть отрегулированы условия взаимодействия администрации с региональными бизнес-структурами. При этом система налогов должна строиться на основе единых принципов для всех субъектов хозяйствования, обеспечивать равную напряженность налогового изъятия, а также регулирование финансово-хозяйственной деятельности сферы бизнеса на основе единых требований к экономической эффективности. Кроме того, налоги по отношению к бизнесу должны стимулировать пропорциональное развитие отдельных элементов рыночной системы, обеспечивающих экономику региона необходимыми товарами и услугами.


В настоящее время региональные органы управления располагают определенным набором экономических инструментов налогового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, они могут устанавливать став- ки налога на прибыль для муниципальных предприятий и организаций, определять льготы по налогу на прибыль в пределах своей налоговой квоты, а также устанавливать ставки местных налогов, сборов и пошлин. С помощью налоговой системы региональные органы управления могут сдерживать экономически необоснованный рост прибыли монополистов на рынке товаров и услуг. В основе налоговой политики при этом должно быть стимулирование роста производства товаров и услуг, а не фискальное изъятие средств у хозяйствующих субъектов.

Не малую роль играет и обратная связь, когда региональные органы управления могут активно влиять на экономическое положение субъектов рынка. Так система налоговых льгот и санкций может обеспечить:

- расширение производства и реализации товаров и услуг в соответствии с меняющейся экономической конъюнктурой;

- распространение инноваций и повышение качества товаров и услуг;

- развитие малых и средних предприятий в сфере производства и реализации товаров и услуг, особенно на начальной стадии их становления;

- активизацию предпринимательской деятельности населения.

Налоговое регулирование оказывает влияние на социально – экономическое развитие региона. Помимо фискальной функции как основного источника доходной части бюджета налоги выполняют еще и регулирующую функцию, позволяющую государству путем стимулирования налогоплательщиков влиять на различные общественные процессы в регионе. В этом проявляется социальная значимость налогов, касающаяся привлечения дополнительных денежных средств для финансирования социально значимых сфер в том случае, когда бюджетных ресурсов для всесторонней защиты интересов малоимущих и социально незащищенных граждан недостаточно.

Подводя итоги, следует отметить, что налоговое регулирование выступает как механизм воздействия на экономические и социальные процессы в регионах. Региональная налоговая политика должна постоянно подвергаться мониторингу со стороны органов исполнительной власти в регионе с целью оценки ее эффективности. Это позволит своевременно принимать меры по устранении пробелов в региональной налоговой системе и предоставит возможность дополнительно пополнять доходную часть регионального бюджета.


2. Современное состояние налогового регулирования экономики и налоговой системы РФ

2.1. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран

Налог на добавленную стоимость является наиболее доходным по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В большинстве стран поступления по НДС сразу распределяются по бюджетам разных уровней, в этой связи НДС определяется как регулирующий налог, в отдельных странах НДС поступает в один бюджет, поэтому характеризуется как закрепленный налог [26, c. 572].

Таблица 2.1 - Процентные ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и РФ [4]

Виды налогов

Германия

Великобритания

Франция

Швеция

Дания

Россия

Налог на прибыль

25%

33%

34-42%

28%

34%

10; 15; 20%

Налог на доходы физических лиц

0-51%

10,22,45%

0-54%

31%

29,5%

13, 15, 30, 35%

Отчисления на социальные нужды

13%

2; 9; 5,35; 5,25; 6,3%

4,5-13,6%

33%

7%

34%

НДС

7; 16%

15%

19,6; 22; 7; 5,5%

12; 25%

25%

0; 10; 18%

В таблице 2.1 проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Во Франции ставка налога на прибыль организаций  может варьироваться в пределах 34-42%. Ставка налога на прибыль Великобритании, составляет 33%, в Германии 25%. По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль организации может составлять 10,15 или 20%.


Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35% [33]. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблюя от 0 до 51%, в Великобритании ставки составляют 10, 22, 45%.

Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, ставки по которому составляют  19,6; 22; 7; 5,5%. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.

Проведенный анализ показал, что в таких странах как Великобритания, Франция и Россия диапазон установленных ставок достаточно широк, в то время как в Швеции и Дании по НДФЛ и налогу на прибыль организаций применяют единые ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Основная задача налоговых платежей в любом государстве – это формирование доходов бюджета страны.

В таблице 2.2 представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Рассматривая значения налоговых доходов государственного бюджета России и ряда стран Европы, мы видим, что наибольшие налоговые доходы за 2011-2013гг. были получены в Дании, в 2013г. доход по 29294 долл. США на душу населения, темп прироста 2011-2013гг. обозначился 2,34%. Близка к Дании по анализируемым  показателям Швеция, ее налоговые доходы за 2013г. достигли 25809 (долл. США на душу населения), что на 6,58% больше чем в 2012г. Во Франции в период 2012-2013гг. прирост налоговых доходов был 1,64% и составил 19731 (долл. США на душу населения). В Германии 2012г. был обусловлен спадом налоговых доходов государства на 4% по сравнению с 2011г. Относительно небольшие налоговые доходы поступили в бюджет Великобритании по сравнению со своими союзниками по ЕС и составили в 2013г. 13834 (долл. США на душу населения), что на 0,52% больше чем 2012г. Что же касается Российской Федерации, то налоговые доходы государственного бюджета на протяжении анализируемого периода предельно низкие, так в 2012г. они составили 2465 (долл. США на душу населения), что на 6,43% больше чем в 2011г., при этом в 2013г. прирост был всего на 0,77%, и данный показатель достиг значения 2484 (долл. США на душу населения).

Таблица 2.2 - Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения) [4]

Страны

Налоговые доходы

Темп прироста (%)

2013 г.

2014 г.

201 5г.

2014/ 2013

2015/ 2014

Германия

16379

15724

16875

- 4,00

7,32

Великобритания

13763

13608

13834

-1,13

1,66

Франция

19412

18618

19731

- 4,09

5,98

Швеция

25220

24216

25809

- 3,98

6,58

Дания

28624

27134

29294

-5,21

7,96

Россия

2316

2465

2484

6,43

0,77