Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность налогов и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В свою очередь от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.

Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной.

Цель работы – проанализировать современное состояние налоговой системы России и перспективы ее развития.

Задачи:

- рассмотреть сущность налоговой системы как основы финансов государства;

- сравнить налоговую систему России и зарубежных стран;

- провести оценку современного состояния налоговой системы в России;

- выявить проблемы и предложить перспективы развития налоговой системы в России.

Объектом исследования является современная налоговая система РФ.

Предметом – особенности и перспективы развития налоговой системы в России.

Методологической основой написанию работы послужили труды ученых экономистов, нормативные акты по налогу на имущество организаций, периодические печатные издания, статистические материалы.

В качестве методов исследования использован системный, экономический, статистический анализ.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы исследования налогов и налоговой системы

1.1. Сущность налогов и их классификация

Изучим ряд определений, которые сформулированы различными учёными теоретиками. Например, Т.А. Журавлева даёт следующее определение: «Налог ‒ обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3 с. 118].

А.А. Чиняков рассматривает налоги следующим образом: «Налог — это экономическая категория, выражающая совокупность отношений между государством и членами общества по поводу безэквивалентного изъятия и присвоения части доходов государством для осуществления своих функций» [10, с. 119].

Ещё одно определение понятию налогов, приведённое Р.Э. Халиевой: «В узком смысле, налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством» [9, с. 240].

Х.Х. Евлоева рассматривает налоги в следующей интерпретации: «Налоги ‒ это денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией финансовых ресурсов в централизованные денежные фонды» [2, с. 100].

Различные подходы к комментированию термина налоги, указывают на масштабность воздействия налогов как в финансовой сфере страны, так и в развитии экономики и социальном благоустройстве, это может проявляться при помощи функций, выполняемых налогами.

Если рассматривать налоги в качестве экономической категории то они имеют ряд функций, к ним относятся:

1. Фискальная;

2. Регулирующая;

3. Распределительная;

4. Стимулирующая;

5. Контрольная;

6. Социальная [1, c. 69].

Каждая функция преследует определённое назначение. Фискальная функция играет особую роль в финансировании государственных расходов. Регулирующая функция проявляется в государственном регулировании экономики. Следующая распределительная функция проявляется в том, что налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Посредством стимулирующей функции налогов осуществляется стимулирование социально-экономических процессов в обществе, а контрольной – контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов и построения финансовых отношений с государством. Немаловажное значение имеет и социальная функция налогов, она выражается в поддержании социального баланса в стране, при помощи изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.


В каждой стране конкретными формами проявления категории налога являются определённые виды налоговых платежей. Они устанавливаются законодательными органами власти данной страны, некоторые из них претерпевают изменения в соответствии с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на определённый период времени.

Изучение налога с правовой точки зрения формирует понятие налога как обязательного платежа, поступающего в централизованный государственный фонд.

Как было сказано ранее, налоги в рыночной экономике занимают особое назначение формирование финансовых ресурсов на макроуровне, при этом поддерживая баланс в доходах населения и защищая социально уязвимые слои населения.

Самые основные виды налогов это налоги на прибыль юридических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный налог и др. Эти налоги относятся к прямым налогам, обычно занимая доминирующее положение в доходной части государственного бюджета страны. Наряду с этими налогами актуальными считаются и косвенные налоги, такие как акцизный налог и налог на добавленную стоимость.

Известно, что современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги рассматриваются, как налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги характеризуются, как налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. Здесь мы видим, что связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Нужно отметить, что косвенные налоги по большей части, являются основным инструментом регулирования и контролирования сферы производства, торговли. При помощи косвенных налогов более эффективно проводится политика протекционизма, с целью защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Механизм защиты можно наблюдать через варьирование налоговой ставки косвенных налогов на импортные товары, которые составляют конкуренцию товарам национальных производителей.

Акцизный налог относится к одной из наиболее распространённой формы налогообложения во всём мире, является налогом на потребление, который выплачивается с лиц или домохозяйств на потребление товаров (услуг), это могут быть, например сигареты или бензин, налог с продаж и т.д. Налоги на потребление часто взимаются в виде налогов с продаж, налоги, которые платят потребители с поставщиками с точки продаж. Эти налоги могут быть применены к широкому кругу потребления товара или к конкретному товара в одиночку. При применении определенных товаров, называется акциз.


Налогоплательщики могут уменьшить свои налоговые платежи через определенные налоговые льготы, фиксированные суммы, которые вычитаются из налогов.

На практике применяются различные виды налоговых льгот, например в виде налоговых кредитов, кредиты имеющим детей (налоговый кредит на ребенка), кредит по уходу за детьми или пожилыми иждивенцами, для бедных и пожилых людей или инвалидов (кредит для пожилых людей или инвалидов), для оплаты расходов на образование членов семьи (образовательные кредиты), для найма сотрудников в качестве получателей благосостояния, ветеранов и других членов группы с высоким уровнем безработицы.

В условиях финансовой глобализации обычно применяются налоговые льготы для иностранных инвесторов или предприятий, привлекающих иностранные инвестиции. Правительство предоставляет налоговые льготы по определённым видам налогов, с учётом обеспечения эффективности деятельности данного хозяйствующего субъекта. Естественно, виды налогов, к которым применяются льготы, или применение льгот в виде снижения налоговых ставок устанавливаются со стороны государственных органов.

Из практики видно, что эффективное функционирование налогов поддерживает бесперебойное функционирование налоговой системы страны, тем самым способствуя повышению рейтинга страны на мировом уровне, социально-экономическому развитию государства, а также улучшения жизни населения.

Основным признаком деления налогов в экономической теории признается деление их по уровням утверждения.

Федеральные налоги контролируются на уровне Правительства РФ и взимаются на всей территории государства по единым ставкам. К ним относятся такие налоги, как:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- водный налог;

- государственная пошлина;

- налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги, ставки и условия взимания по которым определяются законами субъектов РФ, включают:

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- налог на имущество организаций.

Местные налоги, ставки и условия взимания по которым устанавливются на уровне районных и городских органов власти, включают:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- торговый сбор.

В экономической теории существует несколько видов классификации налогов и сборов. В основу их классификаций положены различные принципы. В общем виде классификация всех налогов и сборов, характерная для Российской Федерации, представлена в таблице 1.1.


Таблица 1.1 - Классификация налогов [6, c. 138]

Признак

Вид

По иерархическим уровням утверждения

- федеральные

- субъектов Федерации

- местные

По способу взимания

- прямые

- косвенные

По объектам налогообложения

- на имущество

- ресурсные налоги

- налог на прибыль или доход

- операции по реализации товаров/услуг

- на средство потребления

- прочие налоги

По источникам выплат:

- себестоимость работ

- выручка от реализации работ

- прибыль

- добавленная стоимость работ

По субъекту налога

налог с физических лиц

- налог с юридических лиц

По отношению к бюджету

- бюджетные фонды

- внебюджетные фонды

По виду ставки

- пропорциональные

- твердые

- прогрессивные

- регрессивные

- кратные МРОТ

По способу обложени

- кадастровый

- декларационный

- у источника выплаты дохода;

По назначении.

- общие

- целевые

По праву использования суммы налоговых поступлений

- закрепленные

- регулирующие

Значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. За последние 6 лет наибольший удельный вес в структуре основных налоговых источников консолидированного бюджета занимают налоги на имущество и налог на доходы физических лиц. В динамике произошло увеличение по ставке акцизы.

1.2. Налоговая система как инструмент экономического регулирования

Налоговая система в России - это перечень налогов и сборов, взимаемых в пользу государства, на основе Налогового Кодекса РФ. Во главе налоговой системы РФ стоит Государственная налоговая служба РФ. Все функционирование системы налогообложения основывается на действии Конституции РФ и Налогового Кодекса РФ. Структура налоговой системы России определена тремя ступенями, которые включают в себя платежи в федеральные, региональные и местные бюджеты, либо во внебюджетные фонды [9, с. 69].

Об эффективности функционирования налоговой системы можно судить на основе соблюдения определенных критериев и принципов. В основе выстраивания большинства действующих налоговых систем заложены идеи А. Смита, изложенные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения: