Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Стратегия развития организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Внутренняя и внешняя среда организации являются предметом обязательного анализа для организации, рассчитывающей на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий, в которых находится организация, способствует выработке наиболее эффективной стратегии ее развития. От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации, без которого невозможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности. Опыт показывает, что успешно работающие организации заранее определяют цель деятельности, которую должны осознать и поддерживать все члены компании. Миссия, политика и цель компании являются определяющими и способствуют динамичности и высокому уровню активности, долговечности, ориентированности на потребителя. Если цель поддерживается всем коллективом, следовательно, она достижима, реальна.

Таким образом, главное, что необходимо усвоить – то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.

Объект исследования – ООО «Легкий шаг».

Предмет исследования – внешняя и внутренняя среда предприятия.

Цель курсовой работы – провести анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Легкий шаг» и предложить мероприятия по улучшению среды предприятия.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды предприятия;
  • провести анализ внутренней и внешней среды на примере предприятия ООО «Легкий шаг»;
  • разработать конкурентную стратегию на основе результатов анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «Легкий шаг».

В качестве методов исследования были использованы такие как общенаучные и специальные экономические, в том числе маркетинговые, методы: анализ и синтез, графический и табличный методы, факторный анализ, план-факт анализ, корреляционный анализ и другие статистические методы.

Информационную и эмпирическую базу курсовой работы составляют нормативные правовые акты, материалы периодической печати, документация предприятия ООО «Легкий шаг», учебная литература.

Структура работы включает введение, две главы, включающие по три пункта, заключение, список использованной литературы и приложения.

1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации

1.1. Сущность и необходимость анализа внешней и внутренней среды организации

Среда, в которой функционирует организация, делится на внешнюю и внутреннюю среды организации [15, с.65].

Рис. 1. Внешняя и внутренняя среда организации

Внешней средой организации признается совокупность условий организации, экономические, общественные и природные условия, национальные и межгосударственные, институциональные структуры и другие внешние условия и факторы, которые действуют в среде организации и влияют на разные области функционирования. Внешняя среда сама содержит микросреду (рабочее окружение или среда прямого воздействия) и макросреду (общее воздействие).

Прямое воздействие внешней среды организации (микросреда) включает акционеров, поставщиков, материально-технические ресурсы, потребителей продукции организации, трудовых ресурсов, торговых и маркетинговых посредников, конкурентов, государственных органов, законы, финансово- кредитных учреждений, страховые компании. Заострим внимание на факторах микросреды, влияющие на функционирование предприятия [10, с.143]:

  • нормативные акты и госорганы оказывают влияние на предприятие, потому что любое предприятие - это правовой механизм;
  • поставщики, осуществляющие поставку оборудования, материальных ресурсов, рабочей силы;
  • потребители, без них невозможно функционирование предприятия, поэтому возникает острая необходимость в поиске потребителей, тем самым удовлетворяя потребности предприятия;
  • конкуренты - это важный внешний фактор, если предприятие не удовлетворяет запросы потребителей отлично, как это получается у конкурентов, то на длительный срок на рынке товаров или услуг предприятию рассчитывать невозможно;
  • посредники. Среде предприятия характерно наличие разных институтов, которые осуществляют любые коммерческие процедуры, налаживают деловые коммуникации;
  • трудовые ресурсы. Для результативного функционирования предприятия, реализация задач, которая связана с поставленными целями, нужно обеспечить работников специальностями и квалификациями.

Внешней средой предприятия косвенного воздействия (макросреда) признаются политические и экономические условия, демографические, природные, НТП, социокультурные и международные условия, не оказывающие прямого влияния на предприятие, однако отражаются процедурах на предприятии.

Среда косвенного влияния является сложней, чем среда прямого влияния. Внешняя среда характеризуется качественными показателями: взаимодействие факторов; сложность; подвижность; неопределенность.

Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов [13, с.32]. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации. Внутренняя среда предприятия сводится к следующим сферам воздействия: производство, маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансовое управление, всеобщее управление.

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренняя и внешняя среда организации являются предметом обязательного анализа для организации, рассчитывающей на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий, в которых находится организация, способствует выработке наиболее эффективной стратегии ее развития.

1.2. Принципы и методы анализа среды организации

Основной проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых элементов. Организация как сложная система допускает разные виды разбиения на подсистемы, элементы, компоненты. Причем конкретный вид разбиения организации на составляющие с последующим стратегическим анализом и органичным синтезом, который завершается выработкой стратегии, - это внутреннее дело организации.


Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ [7, с.76].

SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы (ее силы и слабости, возможности и угрозы). Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации, слабости (Weaknesses) - недостатки организации, возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке, угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации.

Для анализа составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (рисунок 2) [5, с.132]:

Рис. 2. Матрица SWOT-анализа предприятия

Внешняя среда организации - это ее внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми организация взаимодействует, и влиять на которые в целом она не может, за исключением воздействия на отдельные элементы. На организацию влияет множество факторов внешней среды, система налогообложения, конкуренция, социальная среда.

Внешнюю среду подразделяют на [16, с.165]:

  • микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг), торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, страховые компании, государственные органы, финансово-кредитные учреждения;
  • макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.

Существует среда прямого воздействия, которая включает (рисунок 3):

Рис. 3. Пять сил Портера

Для анализа тенденций изменения внешней среды фирмы используется техника анализа ПЭСТ (PEST), позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму [3, с.87].

PEST- Анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании (рисунок 4) [7, с.113].

Рис. 4. PEST- анализ предприятия

Анализ по методике ПЭСТ должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде явлений, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.


1.3. Стратегия развития организации

Наиболее распространенные, апробированные практикой виды стратегий фирм отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт-рынок; отрасль; положение фирмы внутри отрасли; технология. Обычно стратегии называются базисными, или эталонными (рисунок 5) [10, с.65].

Эталонные стратегии

Стратегия сокращения

Стратегия диверсифицированного роста

Стратегии интегрированного роста

Стратегии концентрированного роста

стратегия ликвидации

стратегия центрированной диверсификации

стратегия обратной вертикальной интеграции

стратегия усиления позиции на рынке

стратегия «сбора урожая»

стратегия горизонтальной диверсификации

стратегия вперед идущей вертикальной интеграции

стратегия развития рынка

стратегия сокращения

стратегия конгломеративной диверсификации

стратегия развития продукта

стратегия сокращения расходов

Рис. 5. Эталонные стратегии

Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста.

Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

  • стратегия усиления позиции на рынке;
  • стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
  • стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.

Стратегии интегрированного роста. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста [21, с.43]:

  • стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками.;
  • стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи.

Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие: