Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность налогов и их классификация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, налоговые системы ряда европейских стран и России имеют свои особенности, обусловленные факторами, влияющими на их развитие состоянием экономики, традициями общества, национальной психологией. Налоговая система должна базироваться на такой организационной основе, которая позволила бы ей минимизировать издержки  как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

2.2. Проблемы налогового регулирования экономики России

Система налогообложения в России имеет ряд проблем, обусловленных спецификой Российского государства. К данным проблемам можно отнести:

1. Несовершенство законодательной базы. В данном случае имеет место быть нечеткость, неясность формулировок в Налоговом Кодексе, суть которых можно трактовать по-разному в различных ситуациях. Это может приводить к противоречию и путанице в нормативных документах. Несовершенство законодательной базы может усложнить понимание нормативных документов у налогоплательщика.

2. Проблема неплатежей. Эта проблема обусловлена двумя факторами: во-первых, увеличение объема отсрочек по платежам предприятиям имеющим долг по платежам в бюджет страны, с целью сохранения выплат заработной платы сотрудникам. Предприятиям предоставляется рассрочка по платежам сроком на шесть лет, в последующие четыре года предприятие должно рассчитаться по начисленным пеням и штрафам. Однако даже на данных условиях не все предприятия способны погасить свои задолженности перед государством. Во вторых, отсутствие денежных средств на уплату налогов и низкая дисциплина налогоплательщиков, что обусловлено менталитетом населения, отсутствием воспитания налоговой культуры.

3. Трудности реализации механизма налогообложения. В данном случае речь идет о неэффективности работы некоторых элементов налоговой системы. В состав системы входит широкий аппарат таких ведомств как налоговая полиция, отделов УВД по экономическим преступлениям, а так же государственная налоговая инспекция. Не смотря на все усилия данных служб, процент не уплаты и укрывательства доходов от уплаты налогов и сборов в пользу государства не снижается [21, c. 45] .

Изменения, произошедшие в сфере налогообложения за последние пять лет – это результаты курса положенного в 2008-2010 годах. И работа в данном направлении ведется и в настоящий момент. После кризиса этих лет Правительство РФ берет курс в налогообложении на устранение последствий экономического кризиса, а так- же на создание благоприятных условий для восстановления экономических показателей. Сокращение объемов и темпов производства, снижение деловой активности в сфере бизнеса грозило государству ростом уклонений от уплаты налогов. За последние годы изменения коснулись следующих направлений: Совершенствование налога на добавленную стоимость. Данный налог является очень важным источником дохода государственного бюджета.


Совершенствование этого налога заключается в снижении уровня обременения им налогоплательщиков. Продолжается работа по оптимизации перечня документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки налога НДС к операциям, которые связаны с реализацией товаров, помещенных под таможенные режимы свободной таможенной зоны, экспорта, международного таможенного транзита. Также возврат НДС был ускорен до 20-30 под предоставление для налогоплательщиков банковских гарантий.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН). Планируется упрощение порядка заполнения декларации, так как обычному налогоплательщику даже с высшим образованием сложно это сделать самостоятельно. Кроме этого, декларация включает в себя оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при осуществлении операций с ценными бумагами. Предполагается ввести налоговый вычет в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских биржах, в том случае, если ценные бумаги были в собственности гражданина более года. Также Министерство финансов хочет избавить физических лиц, в том случае, если доходы налогоплательщика освобождаются от налогообложения, от обязательной подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). В данный момент в Налоговом кодексе такого порядка не существует, а значит, гражданам пока еще нужно подавать декларации.

В заключении можно сказать, что налоговая система является важным элементом по регулированию национальной экономики и правильная политика государства в сфере налогообложения способна обеспечить стабильный экономический рост. Так же стоит отметить, налоговая система это целый комплекс правовых и организационных баз, формирующих налоговую политику государства. В свою очередь, налоговая политика обеспечивает сбор необходимых средств в пользу государства и формирует финансовые ресурсы, необходимые стране для обеспечения экономического развития и которые впоследствии могут быть перераспределены в различные отрасли народного хозяйства и различным слоям населения. Данный аспект помогает поддерживать необходимые для стабильного развития экономики предприятия и организации, а так же поддерживать покупательную способность малоимущих слоев населения. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что налоговая система выполняет важную функцию регулятора всей экономической системы. В настоящий момент курс российской налоговой политики направлен на поддержание устойчивого экономического развития, поддержку инновационных площадок страны, а так же нацелен на противодействие кризисным ситуациям и снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако на практике предприятия малого и среднего бизнеса не чувствуют эффекта от нововведений в налоговой политике. Так же необходимо отметить прогнозы экспертов, в которых говорится о возможной тенденции повышения налоговых ставок, которая непосредственно связана с политическим кризисом на Украине, присоединением Крыма, а так же введением санкций в отношении отдельных отраслей Российской экономики иностранными государствами.


3. Совершенствование налогового регулирования экономики страны и перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации

Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 320, содержит подпрограмму «Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы РФ». К задачам подпрограммы отнесено: совершенствование законодательства о налогах и сборах; организация контроля за соблюдением плательщиками налогового законодательства и создание условий для повышения уровня исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В состав приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы входит обеспечение эффективности функционирования налоговой системы, а также создание эффективной и конкурентоспособной финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности. Указанной подпрограммой предусмотрена реализация мероприятий по шести направлениям (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Основные мероприятия подпрограммы «Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы РФ»

Мероприятия

Основные направления реализации

Ожидаемый результат

Развитие налогового законодательства

подготовка проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства РФ и Минфина России по вопросам налоговой поли- тики

– повышение конкурентоспособности налоговой системы;

– мобилизация дополнительных доходов;

–минимизация количества некорректных судебных решений

Совершенствование налогового администрирования

– выявление сокрытой налоговой базы;

– совершенствование механизмов налогового администрирования;

– обеспечение урегулирования налоговой задолженности;

– совершенствование процедур государственной регистрации;

– расширение спектра и повышение качества услуг налоговых органов;

– развитие института досудебного урегулирования налоговых споров;

–предотвращение должностных правонарушений в налоговых органах

– создание новых и развитие действующих методик организации и проведения налогового контроля;

– повышение уровня удовлетворенности налогоплательщиков результатами взаимодействия с налоговыми органами

Разработка Основных направлений налоговой политики, направленных на сбалансированность бюджетной системы

– определение основных направлений налоговой политики, направленных на развитие налоговой системы в среднесрочной перспективе;

– проведение анализа налоговой нагрузки в РФ

– создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость;

–сбалансированность бюджетной системы РФ;

– неувеличение налоговой нагрузки

Развитие электронного документооборота, повышение качества исполнения налоговых процедур и информирования налогоплательщиков

– сокращение времени и материальных затрат на представление налоговой отчетности, уплату налогов;

– сокращение времени взаимодействия и улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками и ФНС;

– переход на электронный документооборот;

– повышение прозрачности применения законодательства о налогах и сборах

– создание комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти;

–оптимизация системы администрирования в части подачи отчетности;

– совершенствование документооборота

Деофшоризация национальной экономики

– повышение прозрачности экономики;

–эффективность информационного обмена с иностранными государствами;

–противодействие недобросовестному использованию соглашений об избежании двойного налогообложения

– обеспечение бюджетной устойчивости;

– предотвращение уклонения от налогообложения

Взаимодействие с ОЭСР

противодействие размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

улучшение национальной системы налогообложения


Подпрограмма предусматривает мобилизацию дополнительных бюджетных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной конъюнктуры, выявление налогоплательщиков, которые могут быть отнесены к категории повышенного риска совершения налоговых правонарушений. Совершенствование механизмов налогового администрирования предполагается путем введения процедур «горизонтального мониторинга», реализации концепции автоматизированной системы управления рисками при налоговом контроле за возмещением, контроля за трансфертным ценообразованием и др.

Основными результатами реализации Программы должны стать обеспечение оптимальной налоговой нагрузки, достижение и соблюдение целевых параметров, характеризующих состояние и тенденции динамики налоговой системы, а также качество налоговой политики, нормативно-правового регулирования и методического обеспечения, организации процедур налогового администрирования. В результате реализации подпрограммы ожидаются: повышение собираемости налогов; снижение соотношения объема задолженности по налогам к объему поступлений по налогам; повышение доли налогоплательщиков, добросовестно исполняющих налоговые обязательства, легализация «теневой» налоговой базы; повышение доли налогоплательщиков, удовлетворенных работой налоговых органов.

На данный момент можно выделить три основных направления реформирования современной налоговой системы страны:

1) стимулирование инновационных предприятий различными налоговыми инструментами;

2) повышение эффективности отдельных налогов и сборов путем их реформирования;

3) меры, предпринимаемые в отношении налогового администрирования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в целом налоговая политика в ближайшем будущем будет направлена на создание благоприятных условий для восстановления положительных показателей экономического роста путем стимулирования инновационной деятельности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

С учетом существующих проблем налоговой системы России и уже осуществляемых мер по их устранению можно выдвинуть следующие предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:

1) Облегчение общей налоговой нагрузки.

2) Упрощение налоговой системы.

3) Повышение качества работы налоговых органов.

Существует необходимость осуществления тщательного контроля за качеством работы налоговых органов, а также за компетентностью их работников.


4) Установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц.

5) Проведение работы по уменьшению задолженности по налогам и сборам.

В России серьезной проблемой стало уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, получили широкое распространение различные схемы обхода налогового законодательства. Одной из основных задач контролирующих органов остается эффективный выбор объектов налоговых проверок и совершенствование проводимых документальных проверок.

6) Увеличение уровня налогообложения дивидендов от долевого участия акционеров в капиталах крупных компаний.

7) Упрощение механизма расчета по налогу на добавленную стоимость для российских организаций, не имеющих льгот по данному налогу.

Целесообразно при расчете налога на добавленную стоимость вместо реализации продукции принимать в качестве налоговой базы входящую в нее добавленную стоимость, которая состоит из фонда оплаты труда, амортизации, прибыли и налогов и которая без особых затруднений может быть определена по данным бухгалтерского учета.

8) Существует необходимость в снижении налогового бремени предприятий, производящих товары широкого потребления, а также инновационные предприятия, которые на сегодняшний день неконкурентоспособны на внутреннем рынке страны.

9) Упрощение налоговой отчетности.

Налогоплательщик обязан подавать декларации на нескольких десятках страниц, что очень затруднительно для лиц, занимающихся малым бизнесом или вовсе не имеющих отношения к предпринимательству. Кроме того, при заполнении данных деклараций возможны ошибки, которые могут повлечь за собой ответственность вплоть до уголовной.

Сегодня налоговая система практически любого государства является одним из главных рычагов, которые регулируют финансовые отношения предприятий с государством.

Основная ее цель заключается в обеспечении государства финансами, необходимыми для выполнения им своих задач и функций.

Посредством налогов, льгот и санкций государство осуществляет воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов для того, чтобы создать благоприятные условия для всех участников общественного воспроизводства.

Налоговые рычаги регулирования экономики совместно с другими экономическими рычагами способствуют созданию единого целостного рынка, который в свою очередь способствует развитию рыночных отношений.

Таким образом, важнейшей государственной задачей является создание стабильной и эффективной налоговой системы, способствующей развитию экономики и препятствующей уклонению от уплаты налогов.