Файл: Государственные и муниципальные программы: назначение и виды (Понятие, сущность и виды государственных и муниципальных программ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда же Исполнителю требуются средства на реализацию конкретного мероприятия программы, казначейство тут же перечисляет их Исполнителю. Все происходит автоматизировано. За каждым перечислением средств и их целевым использованием Казначейством осуществляется контроль финансовый и фактический, вплоть до выезда на место и формирования фотоотчета. По результатам контрольного мероприятия планируется корректировка финансирования. То есть при невыполнении мероприятия средства Исполнителю больше не перечисляются. Такая схема уменьшает риски нецелевого расходования средств бюджета, делает невозможным снимать деньги на реализацию программы и перечислять их через посредников фиктивным компаниям, не выполняя мероприятий программы.

Отметим, что, благодаря грамотной политике Казначейства в использовании достижений научно-технического прогресса и современных электронных ресурсов, этот этап полностью автоматизирован. Таким образом, осуществляется прозрачность процедуры реализации программ.

4 этап. Отчетный. Исполнитель формирует годовой отчет. Администрация, Некоммерческие организации (НКО) проверяют эффективность реализации программ за отчетный период.

В то же время, на сегодняшний момент в различных отраслях экономики и социальной сфере, где и реализуются государственные и муниципальные программы, зачастую не применяется автоматизация процессов составления документации, с трудом внедряется электронный документооборот. Следовательно, нет единообразия форм плана и отчета программ, что крайне негативно влияет на адекватность оценки эффективности реализации программ на всех перечисленных этапах.

Система управления государственными и муниципальными программами представляет собой систему управляющих воздействий, постоянного мониторинга, корректировки управляющих воздействий с целью повышения социально-экономической эффективности территории на основе использования программно-целевого подхода.[9]

Структура системы управления государственными и муниципальными программами представлена на рисунке 1.

Результатом построения системы управления государственными и муниципальными программами является формулирование общей стратегии социально-экономического развития субъекта РФ (муниципального образования) и составление бюджета.

Процедура разработки и функционирования системы управления программами преследует задачу формирования консенсуса в отношении приоритетов перспективного развития территории и опирается на работу институтов социального партнерства.


Органы исполнительной власти

Органы законодательной власти

Органы судебной власти

Подразделения, департаменты, обеспечивающие стратегическое развитие территории

Стратегический уровень:

Блок экономики

Блок населения

Блок политики

Подразделения, департаменты, обеспечивающие деловое и функциональное развитие территории

Муниципальные органы власти, обеспечивающие операционное развитие территории

Тактический уровень:

Отраслевой блок

Блок функционирования жизнедеятельности территории

Территориальный блок

Рисунок 1 – Структура системы управления государственными и муниципальными программами[10]

Основная проблема, которая может возникнуть в процессе внедрения системы управления государственными и муниципальными программами, заключается в том, что установленные цели и задачи ориентируют систему управления на одном направлении, отражающем приоритеты муниципального и государственного развития, в то время как функционирование экономики муниципального образования должно учитывать интересы различных хозяйствующих субъектов.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ

2.1 Характеристика реализации государственных программ г. Севастополя

Учитывая особенности переходного периода г. Севастополя в состав РФ эффективная работа по разработке и реализации государственных программ началась в 2015-2016 гг.

Процедура разработки и реализации программ до 2017 года определялась Постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 №643 «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя», которое утратило силу на основании Постановления Правительства Севастополя от 6 апреля 2017 года №284-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Севастополя» (далее – Порядок).


Данный порядок соответственно определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Севастополя, а также контроля за ходом их реализации.

Согласно документу, государственной программой г. Севастополя является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, которые взаимно увязаны по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности города Севастополя.

Порядок определяет основания и этапы разработки программ, требования к содержанию программ и подпрограмм, финансовому обеспечению реализации программ, управлению и контролю реализации программ; определяет полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников программы при разработке и реализации программы,

С начала 2016 года осуществлялась реализация утверждённых 46 государственных программ в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 27.02.2015 № 115-ПП «Об утверждении Перечня государственных программ города Севастополя на период 2015-2020 годы» (с учетом изменений от 16.06.2016 № 520-1Ш).

Во втором полугодии 2016 года Перечень был откорректирован и утверждён постановлением Правительства Севастополя от 12.07.2016 № 667-1111 с установлением срока их реализации до 31.12.2016.

С целью минимизации количества действующих Программ и их оптимизации постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 889-ПП был утверждён Перечень Программ города Севастополя на 2017-2020 годы. Согласно данному Перечню были разработаны и утверждены 20 Программ, реализация которых началась в г. Севастополе с 2017 года по следующим направлениям:

  1. Развитие градостроительной деятельности.
  2. Обеспечение общественной безопасности.
  3. Развитие государственной ветеринарной службы и обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия.
  4. Развитие государственного управления.
  5. Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия.
  6. Жилище.
  7. Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры.
  8. Развитие здравоохранения.
  9. Развитие земельных и имущественных отношений.
  10. Развитие инвестиционной деятельности.
  11. Развитие информационного общества.
  12. Развитие культуры и туризма.
  13. Развитие образования.
  14. Развитие малого и среднего предпринимательства.
  15. Развитие промышленности.
  16. Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов.
  17. Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения.
  18. Развитие физической культуры и спорта, молодежная политика.
  19. Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры.
  20. Экология и охрана окружающей среды.

Для реализации государственных программ в 2018 году было предусмотрено 30 298 241,6 тыс. руб. за счёт всех источников финансирования. Плановая структура источников финансирования госпрограмм г. Севастополя в 2018 году представлена на рисунке 2, фактическая – на рисунке 3.

Рисунок 2 - Плановая структура источников финансирования госпрограмм г. Севастополя в 2018 году

Рисунок 3 - Фактическая структура источников финансирования госпрограмм г. Севастополя в 2018 году

По состоянию на 31.12.2018 г. фактическое финансирование составило 13 738 649,9 тыс. рублей, или 45,3% от планового значения, в том числе за счёт средств:

- федерального бюджета - 1 869 351,6 тыс. руб., или 21,0% от плана финансирования;

- бюджета города Севастополя - 11 131 436,3 тыс. руб., или 74,1% от плана финансирования;

- внебюджетных средств - 164 076,6 тыс. руб., или 5,6% от плана финансирования;

- Фонда обязательного медицинского страхования - 498 981,2 тыс. руб., или 15,1% от плана финансирования;

- собственников помещений - 74 804,2 тыс. руб., или 48,9%.

На рисунке 4 представлены показатели освоения средств по программам в 2018 году.

Рисунок 4 - Показатели освоения средств по государственным программам г. Севастополя в 2018 году, тыс. руб.

Таким образом, освоение средств по программам составило 12 546 231,5 тыс. руб., или 91,3% от факта финансирования, в том числе за счёт средств:

- федерального бюджета - 83,1% от факта финансирования;

- бюджета города Севастополя - 92,8% от факта финансирования;

- внебюджетных средств - 100,0% от факта финансирования;

- Фонда обязательного медицинского страхования - 99,1% от факта финансирования.

Оценка системы управления программами развития города Севастополя позволила выявить ряд проблем, требующих первоочередного решения для повышения эффективности управления.

Так, для большей части долгосрочных целевых программ характерно наличие:

— развернутых описаний объектов программ;

— формулировки проблем их развития;

— обоснованного решения проблем программно-целевым методом.

В отдельных случаях аналитическая часть составляет до 70% объема текстовой части программы, при этом проблемы и предпосылки их решения программно-целевым методом недостаточно обоснованы.

Установленные цели отражают приоритетные направления, обозначенные в федеральных и региональных стратегических документах. Но в большинстве случаев эти приоритеты носят отраслевой характер. Необходимо активизировать переход от локальных отраслевых задач целевых программ к комплексным межотраслевым проблемам.


При этом не все программные цели имеют достаточно четкие и конкретные формулировки значимости и необходимости программ для социально-экономического развития региона. Значительная часть задач не соответствует целям программ, не сформулированы способы достижения большинства ожидаемых показателей.

Для отдельных анализируемых программ характерна слабая увязка целей, задач, ресурсов и мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития г. Севастополя

Также имеет место проблема слабой измеряемости результатов реализации программных мероприятий, связанная с выбором целевых показателей.

Особого внимания требуют мероприятия, направленные на достижение заявленных целей. Так, во многих случаях предлагаемые мероприятия излишне детализированы, в других случаях имеют характер технических регламентов. Согласно проведенному анализу 15% всех анализируемых программ содержат в перечне программных мероприятий более 50 основных мероприятий, которые заложены для реализации. 65% программ включают от 15 до 50 ключевых мероприятий. 19% программ характеризуются наименьшим числом мероприятий в своем составе. Большинство программ содержит сетевые графики выполнения мероприятий, по которым можно проследить основные этапы их реализации, но возможность оценки влияния мероприятия (выполнения/невыполнения) на достижение поставленных целей не проработана. В связи с этим одной из практических рекомендаций является необходимость выделения приоритетных мероприятий, четко работающих на достижение поставленных целей и обеспечение их полноценным финансированием.

Все программы содержат раздел по оценке неблагоприятных факторов реализации, но оценка потенциальных рисков выполнена формально. Значительная часть программ характеризуется отсутствием или слабой проработанностью комплекса мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при реализации программ.

Единичные программы содержат разделы с описанием мер правового регулирования (внесение изменений в нормативные правовые акты, приложения с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов). Кроме того, в ряде программ отсутствуют разделы, посвященные оценке их социально-экономической и экологической эффективности.

По большинству программ финансирование обеспечивается только за счет средств городского бюджета, в незначительной степени привлекаются внебюджетные источники. Причем на долю социально направленных программ приходится более половины объемов бюджетного финансирования.