Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время устанавливаются тарифы на перемещение и передачу газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации .

6. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии.

Такие услуги представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами.

7. Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - это комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

2 Опыт реформирования естественных монополий в разных странах

2.1 Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом

В настоящее время актуальным представляется вопрос реформиро­вания отраслей естественной моно­полии. Традиционно считалось, что от­расли естественной монополии, облада­ющие специфическими технологически­ми характеристиками, не могут быть приватизированы и должны находиться в собственности государства.

Электроэнергетика США подверга­лась полномасштабной реструктуризации и регулированию в течение двух промежутков времени. Впервые этот процесс происходил в 1935—1948 гг., когда (в 1935 г.) был принят закон «О холдинговых ком­паниях коммунальных услуг», согласно которому все крупные энергетические и газо­вые компании были разделены, что дол­жно было устранить основную часть зло­употреблений в этих отраслях. Можно отметить, что в 1920-х гг. 15 крупнейших хол­динговых компаний контролировали 85% поставок электро­энергии в США. Выявленные злоупотребления включали в себя создание вертикалей власти для отделения собствен­ности от контроля, завышение из­держек, чрезмерно высокие тарифы на услуги, а также ситуации открытого финан­сового мошенничества.


Цель реформы была в том, что­бы сформировать отрасль, состоящую из отдельных независимых компаний, обслуживающих региональные рынки в соответствии с фе­деральным регулированием их тарифов.

Второй период регулирования отно­сится к началу 1970-х гг. и, можно ска­зать, что идет до сих пор. Он был свя­зан с ростом недовольства увеличивающимися тарифами на элект­роэнергию, сбоями в поступле­нии электроэнергии и отрицательными показа­телями работы энергетических компаний. Закон 1978 г. «О политике регулирования отраслей естественной монополии» раскрыл дверь для перехо­да от монопольного производства элек­троэнергии к более конкурентным формам отрасли.

Крупные промышленные клиенты в этот период оказались очень агрессив­ным в поисках доступа к новым источникам предложения электроэнер­гии. К примеру, их поиски привели к созданию газовых турбин комбиниро­ванного цикла, которые сократили и операционные, и капитальные издержки.

Это влияние крупных клиентов привело также к при­нятию в 1992 г. закона «Об энергети­ческой политике» и нескольких зако­нов штатов о дерегулировании. При этом первона­чально только штаты, в которых затраты на электроэнергию оценива­лись как непомерные, были кандидатами на дерегулирование и стимулирование конкуренции, то к концу 2000 г. более половины штатов США приняли такие законы.

Закон 1992 г. сделал акцент на формирование конкурентного рынка на оптовом уровне поставок электроэнергии. Законы шта­тов направлены на формирование конкуренции в розничном направлении, в частности путем стимулирования выбора поставщиков на розничных рынках конечных потребителей. Развитие кон­куренции на оптовых рынках должно привлечь в оборот организации по выработке электроэнергии различно­го вида, которые обслуживали как небольшие компании коммунальных услуг, так и отдельных крупных промышлен­ных покупателей электроэнергии. Пред­полагалось развитие соперничества меж­ду традиционными видами выработки энергии, фирмами с новыми технологиями, торго­выми агентами и другими агентами формируемого рынка, которые выступали в роли покупателей на оптовом рынке электроэнергии и перепродавали ее местным компаниям или крупным промыш­ленным клиентам. Розничная конкурен­ция должна была развиваться с включением в нее всех видов розничных клиентов, у которых сформировался бы выбор между конку­рирующими производителями или альтернативными источниками энергии. Покупатели должны были напрямую иметь дело с производителями и договариваться о транспортировке через имеющиеся электрические сети.[9]


В 1980-х гг. в мире активно велись процессы преобразования газовой отрасли, направленные на формирование рынка газа. Базис реформирования рынка газа был в следующем. Газовая отрасль включает в себя четыре вертикально взаимосвязанных элемента: добыча газа, транспортировка газа по магистральным трубопроводам, распределение по сетям местных фирм, доставка до конечного потребителя. Добы­ча газа не имеет черт естественной мо­нополии, а передача и распределение газа обладают явственно выраженными характеристиками естественной монополии. В результате передача и распределение газа в ходе реформы остаются регулируе­мыми направлениями.

Например, в США и Канаде добыча и транспортировка газа исторически отделены друг от друга. Фирмы, владеющие газопроводами, не имеют мощ­ностей по добыче газа, а добывающие фирмы, в свою очередь, не становятся владельцами газопроводов. В этих странах все магистральные газопрово­ды находятся во владении частных газовых компаний или совместных предприятий. Фирмы по распределе­нию газа (ГРО) действуют отдельно от газопроводов и не добывают газа. Они получают газ из магистраль­ных газопроводов и распространяют его только на местном рынке.

В большинстве стран Европы можно наблюдать другую картину. Газопрово­ды принадлежат и интегрированы в работу доминирующей газовой ком­пании (которая часто бывает государственной или под полным контролем государства). Такие внутренние газопроводные ли­нии в Бельгии, Болгарии, Дании, Италии, Франции, России, Польше, Румынии, до реформирования — в Великобритании. По этой же схеме - вертикально ин­тегрированные компании с высокой (до 100%) долей государства - сформировались системы в газовых отраслях стран Южной Америки.

В таблице 1 показаны существенные различия в структуре газовых рын­ков: по количеству производителей и распределителей газа (в США тысячи добывающих компаний и десятки фирм магист­ральных трубопроводов, в то же время в Европе число произво­дителей и магистральных линий невелико), по основной форме соб­ственности (частная во всех звеньях га­зовой системы США, сме­шанная на разных уровнях в Голландии, Бельгии, практически государственная во Франции,), по степени вертикальной интеграции (слабая — в США, Нидер­ландах, Бельгии; сильная — во Фран­ции; средняя в Германии и Италии до реформирования была очень сильна в Великобритании;).[9]

Таблица 1

Международные различия в структуре газовой отрасли

Страна

Производ­ство

Транспор­тировка

Распреде­ление

Велико­британия

Нефтяные компании, British Gas, всего 50-60 производи­телей

British Gas (до 1997 г.) BG Trans Co

(с 1997 г.)

British Gas (до 1997 г.) Centrica

(с 1997 г.)

Франция

ELF

Gas de France (госуд.)

Gas de France и 15 ГРО

Италия

AGIP (ENI)

SNAM (ENI) (госуд.), Edison, SGM

Муниципа­литеты, Italgas (все­го 813 ГРО)

Нидер­ланды

NAM, Mobil, ELF, Placid и т.д.

Gasunie (частно-госуд.)

Муниципа­литеты (всего

35 ГРО)

Бельгия

-

Distrigaz (частно-госуд.)

4 государ­ственные и 19 смешан­ных ГРО

Герма­ния

BEB,

Wintershall, Mobil - все­го 18 про­изводите-лей

Ruhrgas,

BEB,

Wintershall и еще 16 компаний

Муниципа­литеты (всего

673 ГРО)

США

40 круп­нейших производи­телей, в итоге –более 8000

44 магист­ральных газопрово­да

Сотни ГРО


Учитывая столь существенные отли­чия, процессы реформирования газово­го рынка предполагали осуществление разного вида преобразований. Данные преобра­зования очень различаются по степени радикальности и по формируемой в процессе преобразований схемы функцио­нирования газовой отрасли.

В США, где различные уровни техно­логического процесса добычи, транс­портировки и распределения газа были изначально обособлены, либерали­зация газового рынка была в отка­зе от регулирования цен до­бывающих компаний (цены «у скважи­ны») в 1978 г., и «разделении» (завер­шившемся к 1992 г.) деятельности фирм, владеющих газопроводами. Под «разделением» понимается отделение функции транспортировки от функции постав­щика в работе газопроводов. Все покупатели получили право приобретать газ самостоятельно у газодобывающих предприятий, а затем транспортировать его себе, опла­чивая лишь транспортный тариф. Вла­дельцам газопроводов было разреше­но участвовать в нерегулируемом газо­вом бизнесе только через свои филиа­лы, которые финансово, организа­ционно и функционально отделены от их транспортного бизнеса. Транспортиров­ка, предоставляемая всем покупателям на равных условиях, оплачи­вается по двухсоставному тарифу, при этом, общая плата за доступ покры­вает все постоянные затраты газопро­вода, а цена за транспортировку кубометра газа — только переменные издержки непосредственно на транспортировку. Транспортные договора можно перепродавать на вто­ричном рынке. Электронные бюллетени, доступные всем участникам рынка, со­держат всю необходимую информацию о ценовых заявках на поставку газа, имеющихся мощностях и сделках.

В Европе газовая от­расль традиционно отличалась более жесткой степенью вертикальной интеграции. По этой причине внедрение конкуренции на европейские рынки требует не только разделение отдельных функций в де­ятельности газовых фирм, но и орга­низационного расчленения самих компа­ний, с выделением транспортной составляющей. Стандартным примером внедре­ния конкуренции на рынки, первоначаль­но полностью контролируемые вертикально интег­рированной компанией, служит реформирование, осуществленное в Великобритании.

Важным этапом преобразований стало принятие ЕС в мае 1998 г. Дирек­тивы о либерализации газового секто­ра, которая вступила в силу с августа 2000 г. Директива определяет направление поэтапной либерализации рынков газа. На начальном этапе Директива предписы­вает поставлять не менее 20% газа в рамках конкурентного рынка, предоста­вив право отбора поставщика и доступ к сетям передач крупнейшим клиентам (с объемом потребления не менее 25 млн м3/год). К 2005 г., согласно Директиве, к сфере конкурентного рынка должно относиться не менее 28%, включая покупателлей с годовым объе­мом поставок не менее 15 млн м3/год.


В итоге, к 2008 г. целевые показатели составляют 33% рынка и покупателей с общегодовым объемом потребления не ме­нее 5 млн м3/год. Несмотря на то, что большинство стран Европы превосходит ус­тановленные индикато­ры реформирования, проблемы с фактическим развитием конкуренции на рынке газа сохраняются. Факт, что крупные покупатели формально получают пра­во выбора поставщика, часто не означает, что они этим правом могут воспользоваться. Рреформирование наталкивается на целый спектр проблем, важнейшими из которых служат режим доступа третьей стороны и долгосрочные договора типа take-or-pay (когда транспортная компания, выполняющая одновременно функции поставщика, заключает с производителем газа договор на приобретение и оплату газа в будущем, вне зависимости от потребности в его факти­ческом использовании).

Доступ третьей стороны к магист­ральным газопроводам предпо­лагает, что их владелец выполняет роль транспортного предприятия, предоставляющего соответ­ствующий набор услуг. В качестве транспорт­ных активов, к которым требуется предоставлять доступ, выступают наземные и подводные газопроводы, терминалы, по­лучающие сжиженный природный газ, распределительные сети, хранилища, уменьшающие давление газа, смесительные установки и другое. Сторонами, на которые воз­лагается обязанность предоставлять до­ступ, могут быть газопроводные компа­нии, распределительные предприятия и, что может быть реже, производители газа. Важная проблема в связи с доступом третьей стороны состоит в отсутствии для владельца транспортных или других основных для газоснабжения мощнос­тей стимула предоставлять доступ на равной основе в том случае, если он к тому же может выпол­нять функции поставщика газа.

Европейская Директива определяет два потенциальных варианта предоставле­ния доступа третьей стороне: «перего­ворный» и «регулируемый» режим. Основная часть стран в Европе (Великобритания, а также Италия, Ирландия, Швеция, Дания, Финляндия, Испания, Люксембург) применяют «регулируемый» режим, когда пра­вила предоставления доступа третьей стороне определяются подробно сформулированными нормами. «Пе­реговорный» режим применяют Австрия и Герма­ния. В Германии выходящие на рынок фирмы должны провести пере­говоры с операторами газовых сетей в рамках Пакта о совмест­ной деятельности. В Бельгии сначала был принят «переговорный» ре­жим, однако в настоящее время страна переходит на «регулируемый» режим. В Голландии и Франции используется смешанный вариант «регулируемого» и «переговорно­го» режима.