Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы функционирования естественных монополий
1.1 Понятие естественной монополии
1.2 Сферы деятельности субъектов естественных монополий
2 Опыт реформирования естественных монополий в разных странах
2.1 Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом
2.2 Реформирование железнодорожного транспорта за рубежом
2.3 Пути адаптации зарубежного опыта реформирования естественных монополий в России
В настоящее время устанавливаются тарифы на перемещение и передачу газа по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации .
6. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
Такие услуги представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами.
7. Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - это комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
2 Опыт реформирования естественных монополий в разных странах
2.1 Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом
В настоящее время актуальным представляется вопрос реформирования отраслей естественной монополии. Традиционно считалось, что отрасли естественной монополии, обладающие специфическими технологическими характеристиками, не могут быть приватизированы и должны находиться в собственности государства.
Электроэнергетика США подвергалась полномасштабной реструктуризации и регулированию в течение двух промежутков времени. Впервые этот процесс происходил в 1935—1948 гг., когда (в 1935 г.) был принят закон «О холдинговых компаниях коммунальных услуг», согласно которому все крупные энергетические и газовые компании были разделены, что должно было устранить основную часть злоупотреблений в этих отраслях. Можно отметить, что в 1920-х гг. 15 крупнейших холдинговых компаний контролировали 85% поставок электроэнергии в США. Выявленные злоупотребления включали в себя создание вертикалей власти для отделения собственности от контроля, завышение издержек, чрезмерно высокие тарифы на услуги, а также ситуации открытого финансового мошенничества.
Цель реформы была в том, чтобы сформировать отрасль, состоящую из отдельных независимых компаний, обслуживающих региональные рынки в соответствии с федеральным регулированием их тарифов.
Второй период регулирования относится к началу 1970-х гг. и, можно сказать, что идет до сих пор. Он был связан с ростом недовольства увеличивающимися тарифами на электроэнергию, сбоями в поступлении электроэнергии и отрицательными показателями работы энергетических компаний. Закон 1978 г. «О политике регулирования отраслей естественной монополии» раскрыл дверь для перехода от монопольного производства электроэнергии к более конкурентным формам отрасли.
Крупные промышленные клиенты в этот период оказались очень агрессивным в поисках доступа к новым источникам предложения электроэнергии. К примеру, их поиски привели к созданию газовых турбин комбинированного цикла, которые сократили и операционные, и капитальные издержки.
Это влияние крупных клиентов привело также к принятию в 1992 г. закона «Об энергетической политике» и нескольких законов штатов о дерегулировании. При этом первоначально только штаты, в которых затраты на электроэнергию оценивались как непомерные, были кандидатами на дерегулирование и стимулирование конкуренции, то к концу 2000 г. более половины штатов США приняли такие законы.
Закон 1992 г. сделал акцент на формирование конкурентного рынка на оптовом уровне поставок электроэнергии. Законы штатов направлены на формирование конкуренции в розничном направлении, в частности путем стимулирования выбора поставщиков на розничных рынках конечных потребителей. Развитие конкуренции на оптовых рынках должно привлечь в оборот организации по выработке электроэнергии различного вида, которые обслуживали как небольшие компании коммунальных услуг, так и отдельных крупных промышленных покупателей электроэнергии. Предполагалось развитие соперничества между традиционными видами выработки энергии, фирмами с новыми технологиями, торговыми агентами и другими агентами формируемого рынка, которые выступали в роли покупателей на оптовом рынке электроэнергии и перепродавали ее местным компаниям или крупным промышленным клиентам. Розничная конкуренция должна была развиваться с включением в нее всех видов розничных клиентов, у которых сформировался бы выбор между конкурирующими производителями или альтернативными источниками энергии. Покупатели должны были напрямую иметь дело с производителями и договариваться о транспортировке через имеющиеся электрические сети.[9]
В 1980-х гг. в мире активно велись процессы преобразования газовой отрасли, направленные на формирование рынка газа. Базис реформирования рынка газа был в следующем. Газовая отрасль включает в себя четыре вертикально взаимосвязанных элемента: добыча газа, транспортировка газа по магистральным трубопроводам, распределение по сетям местных фирм, доставка до конечного потребителя. Добыча газа не имеет черт естественной монополии, а передача и распределение газа обладают явственно выраженными характеристиками естественной монополии. В результате передача и распределение газа в ходе реформы остаются регулируемыми направлениями.
Например, в США и Канаде добыча и транспортировка газа исторически отделены друг от друга. Фирмы, владеющие газопроводами, не имеют мощностей по добыче газа, а добывающие фирмы, в свою очередь, не становятся владельцами газопроводов. В этих странах все магистральные газопроводы находятся во владении частных газовых компаний или совместных предприятий. Фирмы по распределению газа (ГРО) действуют отдельно от газопроводов и не добывают газа. Они получают газ из магистральных газопроводов и распространяют его только на местном рынке.
В большинстве стран Европы можно наблюдать другую картину. Газопроводы принадлежат и интегрированы в работу доминирующей газовой компании (которая часто бывает государственной или под полным контролем государства). Такие внутренние газопроводные линии в Бельгии, Болгарии, Дании, Италии, Франции, России, Польше, Румынии, до реформирования — в Великобритании. По этой же схеме - вертикально интегрированные компании с высокой (до 100%) долей государства - сформировались системы в газовых отраслях стран Южной Америки.
В таблице 1 показаны существенные различия в структуре газовых рынков: по количеству производителей и распределителей газа (в США тысячи добывающих компаний и десятки фирм магистральных трубопроводов, в то же время в Европе число производителей и магистральных линий невелико), по основной форме собственности (частная во всех звеньях газовой системы США, смешанная на разных уровнях в Голландии, Бельгии, практически государственная во Франции,), по степени вертикальной интеграции (слабая — в США, Нидерландах, Бельгии; сильная — во Франции; средняя в Германии и Италии до реформирования была очень сильна в Великобритании;).[9]
Таблица 1
Международные различия в структуре газовой отрасли
Страна |
Производство |
Транспортировка |
Распределение |
Великобритания |
Нефтяные компании, British Gas, всего 50-60 производителей |
British Gas (до 1997 г.) BG Trans Co (с 1997 г.) |
British Gas (до 1997 г.) Centrica (с 1997 г.) |
Франция |
ELF |
Gas de France (госуд.) |
Gas de France и 15 ГРО |
Италия |
AGIP (ENI) |
SNAM (ENI) (госуд.), Edison, SGM |
Муниципалитеты, Italgas (всего 813 ГРО) |
Нидерланды |
NAM, Mobil, ELF, Placid и т.д. |
Gasunie (частно-госуд.) |
Муниципалитеты (всего 35 ГРО) |
Бельгия |
- |
Distrigaz (частно-госуд.) |
4 государственные и 19 смешанных ГРО |
Германия |
BEB, Wintershall, Mobil - всего 18 производите-лей |
Ruhrgas, BEB, Wintershall и еще 16 компаний |
Муниципалитеты (всего 673 ГРО) |
США |
40 крупнейших производителей, в итоге –более 8000 |
44 магистральных газопровода |
Сотни ГРО |
Учитывая столь существенные отличия, процессы реформирования газового рынка предполагали осуществление разного вида преобразований. Данные преобразования очень различаются по степени радикальности и по формируемой в процессе преобразований схемы функционирования газовой отрасли.
В США, где различные уровни технологического процесса добычи, транспортировки и распределения газа были изначально обособлены, либерализация газового рынка была в отказе от регулирования цен добывающих компаний (цены «у скважины») в 1978 г., и «разделении» (завершившемся к 1992 г.) деятельности фирм, владеющих газопроводами. Под «разделением» понимается отделение функции транспортировки от функции поставщика в работе газопроводов. Все покупатели получили право приобретать газ самостоятельно у газодобывающих предприятий, а затем транспортировать его себе, оплачивая лишь транспортный тариф. Владельцам газопроводов было разрешено участвовать в нерегулируемом газовом бизнесе только через свои филиалы, которые финансово, организационно и функционально отделены от их транспортного бизнеса. Транспортировка, предоставляемая всем покупателям на равных условиях, оплачивается по двухсоставному тарифу, при этом, общая плата за доступ покрывает все постоянные затраты газопровода, а цена за транспортировку кубометра газа — только переменные издержки непосредственно на транспортировку. Транспортные договора можно перепродавать на вторичном рынке. Электронные бюллетени, доступные всем участникам рынка, содержат всю необходимую информацию о ценовых заявках на поставку газа, имеющихся мощностях и сделках.
В Европе газовая отрасль традиционно отличалась более жесткой степенью вертикальной интеграции. По этой причине внедрение конкуренции на европейские рынки требует не только разделение отдельных функций в деятельности газовых фирм, но и организационного расчленения самих компаний, с выделением транспортной составляющей. Стандартным примером внедрения конкуренции на рынки, первоначально полностью контролируемые вертикально интегрированной компанией, служит реформирование, осуществленное в Великобритании.
Важным этапом преобразований стало принятие ЕС в мае 1998 г. Директивы о либерализации газового сектора, которая вступила в силу с августа 2000 г. Директива определяет направление поэтапной либерализации рынков газа. На начальном этапе Директива предписывает поставлять не менее 20% газа в рамках конкурентного рынка, предоставив право отбора поставщика и доступ к сетям передач крупнейшим клиентам (с объемом потребления не менее 25 млн м3/год). К 2005 г., согласно Директиве, к сфере конкурентного рынка должно относиться не менее 28%, включая покупателлей с годовым объемом поставок не менее 15 млн м3/год.
В итоге, к 2008 г. целевые показатели составляют 33% рынка и покупателей с общегодовым объемом потребления не менее 5 млн м3/год. Несмотря на то, что большинство стран Европы превосходит установленные индикаторы реформирования, проблемы с фактическим развитием конкуренции на рынке газа сохраняются. Факт, что крупные покупатели формально получают право выбора поставщика, часто не означает, что они этим правом могут воспользоваться. Рреформирование наталкивается на целый спектр проблем, важнейшими из которых служат режим доступа третьей стороны и долгосрочные договора типа take-or-pay (когда транспортная компания, выполняющая одновременно функции поставщика, заключает с производителем газа договор на приобретение и оплату газа в будущем, вне зависимости от потребности в его фактическом использовании).
Доступ третьей стороны к магистральным газопроводам предполагает, что их владелец выполняет роль транспортного предприятия, предоставляющего соответствующий набор услуг. В качестве транспортных активов, к которым требуется предоставлять доступ, выступают наземные и подводные газопроводы, терминалы, получающие сжиженный природный газ, распределительные сети, хранилища, уменьшающие давление газа, смесительные установки и другое. Сторонами, на которые возлагается обязанность предоставлять доступ, могут быть газопроводные компании, распределительные предприятия и, что может быть реже, производители газа. Важная проблема в связи с доступом третьей стороны состоит в отсутствии для владельца транспортных или других основных для газоснабжения мощностей стимула предоставлять доступ на равной основе в том случае, если он к тому же может выполнять функции поставщика газа.
Европейская Директива определяет два потенциальных варианта предоставления доступа третьей стороне: «переговорный» и «регулируемый» режим. Основная часть стран в Европе (Великобритания, а также Италия, Ирландия, Швеция, Дания, Финляндия, Испания, Люксембург) применяют «регулируемый» режим, когда правила предоставления доступа третьей стороне определяются подробно сформулированными нормами. «Переговорный» режим применяют Австрия и Германия. В Германии выходящие на рынок фирмы должны провести переговоры с операторами газовых сетей в рамках Пакта о совместной деятельности. В Бельгии сначала был принят «переговорный» режим, однако в настоящее время страна переходит на «регулируемый» режим. В Голландии и Франции используется смешанный вариант «регулируемого» и «переговорного» режима.