Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы функционирования естественных монополий
1.1 Понятие естественной монополии
1.2 Сферы деятельности субъектов естественных монополий
2 Опыт реформирования естественных монополий в разных странах
2.1 Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом
2.2 Реформирование железнодорожного транспорта за рубежом
2.3 Пути адаптации зарубежного опыта реформирования естественных монополий в России
Создание специальных органов, регулирующих деятельность естественных монополий, наиболее характерно для американской системы, где государственное регулирование естественных монополий через регулирующие структуры осуществляется в США только в отношении частных компаний. Национализация в силу идеологических и исторических факторов не приобрела там значительных масштабов. Регулированию естественных монополий (в США в отношении к ним используется термин pablic utilities) подлежат такие отрасли, как связь, газо-, электро-, водоснабжение. Название Pablic utilities (PU) впервые было использовано в XIX в. по отношению к компаниям, производящим товары и услуги, в которых заинтересовано абсолютное большинство людей.
Государственное регулирование естественных монополий через специальные полномочные органы имеет недостатки, к которым можно отнести:
- зависимость и необъективность регулирующих органов, из-за тесной работы с фирмами;
- большие затраты, из-за очень высокого уровня трудоемкости процесса регулирования;
- часто слишком активное вмешательство и детальный патронаж со стороны регулирующих органов оказывает подавляющее действие на руководство компании, которое отнюдь не должны заменять регулирующие органы;
- регулирующие органы могут помешать развитию конкуренции в отраслях, которые утрачивают черты естественной монополии.
- полномочия органов, регулирующих деятельность частных естественных монополий, не позволяют осуществлять структурные изменения в отрасли и разделять вертикально интегрированные компании, только часть деятельности которых относится к сфере естественных монополий;
В результате, система регулирования естественных монополий сама требует контроля, в частности, со стороны антимонопольных органов с тем, чтобы она не стала препятствием на пути развития экономики и роста благосостояния общества.
Общепринятыми методами регулирования ценообразования за рубежом являются:
- регулирование на основе «нормы прибыли» (уровня возврата капитала), наибольшее распространение получившее в США;
- регулирование на основе формул «предельных цен» (или стимулирующее ценообразование), часто применяемое в Европе.
На практике в США отказались от ценообразования в естественных монополиях на основе предельных затрат. Доминировавшей до недавнего времени здесь практикой регулирования отраслей естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на расходы. Фирмам разрешалось получать чистый посленалоговый доход в определенных пределах. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек, ее называют «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль». При этом такая цена ведет к сокращению количества предоставляемых благ в сравнении с оптимальной ситуацией, покупатели получают, тем не менее, больше, чем в случае нерегулируемой монополии. При этой системе все аспекты деятельности предприятий - инвестиции, тарифы, прибыльность - подлежат детальному регулированию со стороны государственных органов (Федеральной комиссии, штатов, муниципалитетов).
Еще одним методом ценового регулирования естественных монополий является ограничение тарифов совместно с ограничением нормы прибыли.
Таким образом, во всех странах транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в определенной степени подвергаются государственному регулированию. В отношении естественных монополий государство часто создает комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на их услуги. На уровне местных органов власти обычной является государственная собственность на компании энергетики и водоснабжения.
В целом, основные принципы регулирования естественных монополий за рубежом можно определить следующим образом:
- необходимость альтернативных источников информации об объекте регулирования;
- предпочтительность ценового регулирования перед регулированием нормы прибыли естественной монополии;
- полное отделение регулируемого естественно-монопольного сектора от конкурентных сфер деятельности отрасли.[14]
Таким образом, в процессе адаптации зарубежного опыта государственного регулирования естественных монополий в России необходимо учитывать тот факт, что «отечественная экономика и экономики западных стран находятся на разных этапах технологического развития».
Заключение
От эффективности функционирования отраслей естественных монополий во многом зависит конкурентоспособность экономики России, как на национальном рынке, так и международном. Эти отрасли являются одними из системообразующих отраслей экономики страны. Инфраструктурная составляющая этих отраслей имеет огромное значение в жизнеобеспечении государства. В первую очередь, несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования на современном уровне развития рыночных отношений и условий интеграции в мировую экономику обусловило необходимость реформирования этой сферы.
Комплексное и эффективное развитие отраслей естественных монополий - важнейший фактор инновационного развития регионов в отдельности и страны в целом. В настоящее время остро встала проблема несовместимости внутренней организации естественных монополий факторам и условиям их деятельности. Проблемы реформирования и реструктуризации естественных монополий, в первую очередь, связаны с их инфраструктурной составляющей.
В структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов.
Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым услуга доставляется потребителю (трубы, рельсы, линии электропередач).
Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации сетей (системные операторы, диспетчеризация).
В-третьих, рынки, на которых происходит координация спроса и предложения по услугам естественных монополий (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ)).
В-четвертых, непосредственно производство товаров и услуг организациями, входящими в состав естественной монополии. Как можно увидеть, три из четырех элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры.
В современных условиях, дальнейшее развитие экономики страны во многом зависит от функционирования отраслей естественных монополий. Так, к примеру, проводимая правительством реструктуризация инфраструктурных отраслей является основой снижения издержек, как монополистов, так и общества в целом и непосредственно потребителей. Кроме того, реструктуризация способствует повышению инвестиционной привлекательности данных отраслей.
Основной целью проводимой государственной политики является достижение баланса экономических интересов монополистов, проявляющегося в улучшение своего финансово-хозяйственного положения и удовлетворении спроса на услуги естественных монополий потребителей.
Проводимые сегодня в нашей стране реформы естественных монополий во многом основаны на успешном международном опыте реструктуризации и развитии рынков электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Однако, в нашей стране отсутствует необходимая законодательная база, опыт экономического регулирования, большие размеры монополистических образований и "непрозрачность" их производственно-хозяйственной деятельности.
Реформирование отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему:
- уменьшение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря применению государственно-частного партнерства;
- выделение монопольного ядра и структурных составляющих, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правилами рынка.
Список использованных источников
- Федеральный закон «О естественных монополиях». от 17 августа 1995г. № 147
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2015.
- Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие – МЮ: Юристь, 2015.- с.232-237
- Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы / под ред. О. В. Коломейченко, В. Н. Ворожейкина. СПб., 2014.
- Градов А.П. Национальная экономика. М.: Специальная литература, 2013.
- Дюбанов М.А. Реформирование естественных монополий реформирование естественных монополий: проблемы, состояние, перспективы развития (на примере реформы железнодорожного транспорта за рубежом). бизнес в законе. №3 2009
- Естественные монополии России / под общей редакцией Ю. З. Саакяна; Институт проблем естественных монополий. — М.: ИПЕМ, 2015. — 408 с.
- Калмычкова Е.Н., Розанова Н.М. Зарубежный опыт реформирования отраслей естественной монополии (на примере электроэнергетики и газовой отрасли). Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004 Том 2 № 4
- Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2016.
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 2014.
- Микроэкономика. Под ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: Акамис, 2014.
- Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность Волков В.И. и др. М.: Экономика, 2015.
- Радюкова Я. Ю. О возможностях адаптации зарубежного опыта государственного регулирования естественных монополий в современных российских условиях. Социально-экономические явления и процессы. № 1 (047), 2013
- Родионова И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. — М.: РУДН, 2014. — 606 с. 5.
- Современная экономика. Общедоступный учебный курс./ Ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Дон, 2015.
- Харламов А.В. Проблема перехода к качеству в государственном регулировании // Вестник национальной академии туризма — 2013. — №2(26). — С. 53–55.
- Харламова Т.Л. Управление процессом региональной модернизации: институциональный аспект // Экономика и управления. — 2014. —№12(110) — С. 31–35.
- Цихоцкий Ф.Н., Телкова М.Г. Государственное регулирование естественных монополий. Transport business in russia. №1, 2014.
- Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности // Российское предпринимательство. — 2012. — № 5 (203) — С. 4–10.
- Щербак А.А. Формирование конкурентной среды в сфере естественных монополий. вопросы экономической теории. макроэкономика. №2, 2015
- Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2016 .
Приложение 1
Причины возникновения естественных монополий
Приложение 2
Отрасли возникновения естественных монополий