Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Опыт реформирования естественных монополий электроэнергетики и газовой промышленности за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание специальных органов, регулирующих деятельность естественных монопо­лий, наиболее характерно для американской систе­мы, где государственное регулирование естествен­ных монополий через регулирующие структуры осу­ществляется в США только в отношении частных компаний. Национализация в силу идеологических и исторических факторов не приобрела там значительных масштабов. Регулированию естественных монополий (в США в отношении к ним используется термин pablic utilities) подлежат такие отрасли, как связь, газо-, электро-, водоснабжение. Название Pablic utilities (PU) впервые было использовано в XIX в. по отношению к компаниям, производящим то­вары и услуги, в которых заин­тересовано абсолютное большинство людей.

Государственное регулирование есте­ственных монополий через специальные полномоч­ные органы имеет недостатки, к кото­рым можно отнести:

- зависимость и необъективность регули­рующих органов, из-за тесной работы с фирмами;

- большие затраты, из-за очень высо­кого уровня трудоемкости процесса регулирования;

- часто слишком активное вмешательство и деталь­ный патронаж со стороны регулирующих органов оказывает подавляющее действие на руководство компании, которое отнюдь не должны заме­нять регулирующие органы;

- регулирующие органы могут помешать развитию конкуренции в отраслях, которые утрачивают черты естественной монополии.

- полномочия органов, регулирующих дея­тельность частных естественных монополий, не по­зволяют осуществлять структурные изменения в отрасли и разделять вертикально интегрированные компании, только часть деятельности которых от­носится к сфере естественных монополий;

В результате, система регулирования естест­венных монополий сама требует контроля, в частности, со стороны антимонопольных органов с тем, чтобы она не стала препятствием на пути развития экономики и роста благосостояния общества.

Общепринятыми методами регулирования це­нообразования за рубежом являются:

- регулирование на основе «нормы прибыли» (уровня возврата капитала), наибольшее распро­странение получившее в США;

- регулирование на основе формул «предельных цен» (или стимулирующее ценообра­зование), часто применяемое в Европе.

На практике в США отказались от ценообразо­вания в естественных монополиях на основе пре­дельных затрат. Доминировавшей до недавнего времени здесь практикой регулирования отраслей естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на расходы. Фирмам разрешалось получать чис­тый посленалоговый доход в определенных пределах. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек, ее называют «ценой, обеспечи­вающей справедливую прибыль». При этом такая цена ведет к сокращению количества предоставляемых благ в сравнении с оптимальной ситуацией, покупатели получают, тем не менее, больше, чем в случае нере­гулируемой монополии. При этой системе все аспекты деятельности предприятий - инвестиции, та­рифы, прибыльность - подлежат де­тальному регулированию со стороны государственных органов (Феде­ральной комиссии, штатов, му­ниципалитетов).


Еще одним методом ценового регулирования ес­тественных монополий является ограничение тари­фов совместно с ограничением нормы прибыли.

Таким образом, во всех странах транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в определенной степени подвергаются государствен­ному регулированию. В отношении естественных монополий государство часто создает ко­миссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на их услуги. На уров­не местных органов власти обычной явля­ется государственная собственность на компании энергетики и водоснабжения.

В целом, основные принципы регулирования естественных монополий за рубежом можно оп­ределить следующим образом:

- необходимость альтернативных источни­ков информации об объекте регулирования;

- предпочтительность ценового регулиро­вания перед регулированием нормы прибыли ес­тественной монополии;

- полное отделение ре­гулируемого естественно-монопольного сектора от конкурентных сфер деятельности отрасли.[14]

Таким образом, в процессе адаптации зару­бежного опыта государственного регулирования естественных монополий в России необходимо учитывать тот факт, что «отечественная экономи­ка и экономики западных стран находятся на раз­ных этапах технологического развития».

Заключение

От эффективности функционирования отраслей естественных монополий во многом зависит конкурентоспособность экономики России, как на национальном рынке, так и международном. Эти отрасли являются одними из системообразующих отраслей экономики страны. Инфраструктурная составляющая этих отраслей имеет огромное значение в жизнеобеспечении государства. В первую очередь, несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования на современном уровне развития рыночных отношений и условий интеграции в мировую экономику обусловило необходимость реформирования этой сферы.

Комплексное и эффективное развитие отраслей естественных монополий - важнейший фактор инновационного развития регионов в отдельности и страны в целом. В настоящее время остро встала проблема несовместимости внутренней организации естественных монополий факторам и условиям их деятельности. Проблемы реформирования и реструктуризации естественных монополий, в первую очередь, связаны с их инфраструктурной составляющей.

В структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов.


Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым услуга доставляется потребителю (трубы, рельсы, линии электропередач).

Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации сетей (системные операторы, диспетчеризация).

В-третьих, рынки, на которых происходит координация спроса и предложения по услугам естественных монополий (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ)).

В-четвертых, непосредственно производство товаров и услуг организациями, входящими в состав естественной монополии. Как можно увидеть, три из четырех элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры.

В современных условиях, дальнейшее развитие экономики страны во многом зависит от функционирования отраслей естественных монополий. Так, к примеру, проводимая правительством реструктуризация инфраструктурных отраслей является основой снижения издержек, как монополистов, так и общества в целом и непосредственно потребителей. Кроме того, реструктуризация способствует повышению инвестиционной привлекательности данных отраслей.

Основной целью проводимой государственной политики является достижение баланса экономических интересов монополистов, проявляющегося в улучшение своего финансово-хозяйственного положения и удовлетворении спроса на услуги естественных монополий потребителей.

Проводимые сегодня в нашей стране реформы естественных монополий во многом основаны на успешном международном опыте реструктуризации и развитии рынков электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Однако, в нашей стране отсутствует необходимая законодательная база, опыт экономического регулирования, большие размеры монополистических образований и "непрозрачность" их производственно-хозяйственной деятельности.

Реформирование отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему:

- уменьшение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря применению государственно-частного партнерства;

- выделение монопольного ядра и структурных составляющих, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правилами рынка.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «О естественных мо­нополиях». от 17 августа 1995г. № 147
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2015.
  4. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие – МЮ: Юристь, 2015.- с.232-237
  5. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы / под ред. О. В. Коломейченко, В. Н. Ворожейкина. СПб., 2014.
  6. Градов А.П. Национальная экономика. М.: Специальная литература, 2013.
  7. Дюбанов М.А. Реформирование естественных монополий реформирование естественных монополий: проблемы, состояние, перспективы развития (на примере реформы железнодорожного транспорта за рубежом). бизнес в законе. №3 2009
  8. Естественные монополии России / под общей редакцией Ю. З. Саакяна; Институт проблем естественных монополий. — М.: ИПЕМ, 2015. — 408 с.
  9. Калмычкова Е.Н., Розанова Н.М. Зарубежный опыт реформирования отраслей естественной монополии (на примере электроэнергетики и газовой отрасли). Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004 Том 2 № 4
  10. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2016.
  11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 2014.
  12. Микроэкономика. Под ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: Акамис, 2014.
  13. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность Волков В.И. и др. М.: Экономика, 2015.
  14. Радюкова Я. Ю. О возможностях адаптации зарубежного опыта государственного регулирования естественных монополий в современных российских условиях. Социально-экономические явления и процессы. № 1 (047), 2013
  15. Родионова И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. — М.: РУДН, 2014. — 606 с. 5.
  16. Современная экономика. Общедоступный учебный курс./ Ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Дон, 2015.
  17. Харламов А.В. Проблема перехода к качеству в государственном регулировании // Вестник национальной академии туризма — 2013. — №2(26). — С. 53–55.
  18. Харламова Т.Л. Управление процессом региональной модернизации: институциональный аспект // Экономика и управления. — 2014. —№12(110) — С. 31–35.
  19. Цихоцкий Ф.Н., Телкова М.Г. Государственное регулирование естественных монополий. Transport business in russia. №1, 2014.
  20. Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности // Российское предпринимательство. — 2012. — № 5 (203) — С. 4–10.
  21. Щербак А.А. Формирование конкурентной среды в сфере естественных монополий. вопросы экономической теории. макроэкономика. №2, 2015
  22. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2016 .

Приложение 1

Причины возникновения естественных монополий

Приложение 2

Отрасли возникновения естественных монополий