Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Согласно п. 2.2, п. 2.3, 2.5, 2.7, 2.15 Методических указаний, для инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которых назначает руководитель компании из числа администрации, экономистов, техников, бухгалтеров, инженеров, а также иногда из служб внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций. Сведения о наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (акты) в 2 экземплярах. Фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета (взвешивания), по окончании инвентаризации составляются описи – их подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. По окончании инвентаризации могут проводиться проверки.
На предварительном этапе совет директоров (наблюдательный совет) предлагает на утверждение общего собрания реорганизуемого субъекта устав того субъекта предпринимательского права, в которое предполагается его реорганизовать[72], план реорганизации, который предшествует подписанию договора о реорганизации и должен содержать все ее этапы: инвентаризация, уведомление регистратора, проведение общего собрания и т.д..
Совет директоров или наблюдательный совет готовят договоры и другие документы. Разделение и преобразование осуществляется на основании решения о реорганизации. При выделении общее собрание участников ООО подписывает устав и избирают органы управления общества. При слиянии и присоединении готовится договор, который содержит: наименование, место нахождения каждого юридического лица, порядок и условия реорганизации, список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, список членов коллегиального исполнительного органа создаваемой организации, если ее уставом предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемой организации.
На голосование общего собрания акционеров в АО и участников в ООО выносятся вопросы, требующие согласованных решений: порядок формирования органов управления создаваемых субъектов предпринимательского права, условия конвертации акций утверждение уставов (или внесение в них изменений), и др.. Проводится независимая оценка имущества и определяется рыночная цена акций реорганизуемой компании с помощью независимого оценщика согласно п. п. 1, 3 ст. 75, п. п. 1, 2 ст. 76, п. 2 ст. 77 ФЗ «Об АО», п. 5 ст. 23 ФЗ «Об ООО».
К предварительным процедурам относится подача ходатайства в антимонопольные органы на осуществление реорганизации. Контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подлежит реорганизация в форме присоединения и слияния с предварительного одобрения или последующего уведомления в зависимости от величины активов и суммарной выручки[73], если за последний календарный год, предшествующий году реорганизации, групп лиц, участвующих в реорганизации, она превышает установленные в ст. 27 ФЗ «О защите конкуренции». Этого можно избежать, если подлежащая предварительному одобрению реорганизация осуществляется в рамках одной группы лиц, а перечень этой группы лиц был представлен в ФАС России не позднее, чем за месяц до ее осуществления, и этот список не менялся. Также нет необходимости получать предварительное согласие, если реорганизация предусмотрена актами Президента или Правительства РФ[74].
На подготовительном этапе необходимо понять, можно ли провести реорганизацию в конкретном случае и нет ли запретов. Например, АО и ООО вправе преобразоваться исключительно в ООО/АО соответственно, хозяйственное товарищество или производственный кооператив согласно п. 2 ст. 104 ГК, ч. 2 ст. 92 ГК РФ [75]. Не разрешена реорганизация АО и ООО в некоммерческие организации в целях защиты имущественных интересов кредиторов[76]. Реорганизация компаний различной организационно-правовой формы возможна начиная с 01.09.2014: например, реорганизации путем слияния, присоединения, разделения посредством объединения АО с юридическими лицами иных организационно-правовых форм, в том числе с ООО, либо разделения их (выделения) на АО и организацию другой организационно-правовой формы. Ранее такой возможности не существовало[77].
Положения ГК не препятствуют слиянию, присоединению, разделению, выделению субъектов предпринимательского права одного вида (одной организационно-правовой формы), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида. Но субъекты могут быть преобразованы не во все организационно-правовые формы. ГК РФ предусматривает взаимное преобразование производственного кооператива и хозяйственного товарищества; взаимное преобразование АО, ООО и производственного кооператива; преобразование хозяйственного товарищества в АО, ООО (см. ст. ст. 68, 81, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104 ГК РФ).
Есть некоторые ограничения для изменения типа субъекта предпринимательского права - в результате преобразования АО в ООО количество участников не должно быть более 50 (п. 3 ст. 7 ФЗ «Об ООО»). В случае реорганизации в производственный кооператив число его членов - физических лиц не может быть менее 5 (ст. 4 Закона «О производственных кооперативах»). ООО не подлежит преобразованию в ПАО, если размер уставного капитала вновь созданного общества окажется ниже 100 000 рублей, а непубличного общества – ниже 10 000 рублей (ст. 26 ФЗ «Об АО»). Нельзя изменить тип субъекта в случаях, когда законодательством для некоторых АО предусмотрена возможность учреждения их в исключительной форме: в п. 1 ст. 2 ФЗ «Об инвестиционных фондах»[78] инвестиционные фонды могут создаваться лишь в виде акционерного инвестиционного фонда.
Ограничивается возможность проведения реорганизации при проведении в отношении субъектов предпринимательского права процедур банкротства. Органы управления должника не вправе принимать решение о реорганизации на стадии наблюдения (ст. 64 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[79] (далее – ФЗ «О банкротстве»). Запрещено проводить реорганизацию во время наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. На стадии финансового оздоровления реорганизация возможна только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица (лиц), предоставивших обеспечение (ч. 3 ст. 82 ФЗ «О банкротстве»).
Бухгалтерский учет субъектов предпринимательского права ведется непрерывно с момента создания организации вплоть до реорганизации или ликвидации согласно ФЗ «О бухгалтерском учете»[80].
Процесс ликвидации субъекта предпринимательского права не представляет ничего сложного, если у компании нет долгов перед фондами, контрагентами, сотрудниками и третьими лицами.
Весь процесс ликвидации условно можно разбить на 3 этапа. На первом этапе ликвидации принимается соответствующее решение о начале процесса ликвидации субъекта предпринимательского права на общем собрании учредителей, где одновременно назначают ликвидационную комиссию или ответственное лицо (ликвидатора). В течение 3 рабочих дней информация о принятом решении должна быть представлена в регистрирующий орган – в налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации субъекта. Опираясь на представленные сведения, регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что организация вступила в стадию ликвидации. Организации направляется письменно уведомление о произведенных в реестре изменениях.
Также на предварительном этапе процесса ликвидации необходимо уведомить всех кредиторов о готовящейся ликвидации, для этого публикуется объявление в специализированных СМИ. Кредиторам также рассылаются заказные письма с уведомлениями. Существует возможность, что в организации будет проведена налоговая проверка контролирующими органами с целью выявления недоимок перед госструктурами и фондами, но это не всегда случается. Должнику грозит привлечение к ответственности.
Принятие и одобрение решения о создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Утверждение устава, передаточного акта и разделительного баланса
Создание субъекта предпринимательского права осуществляется на основании решения учредителя, если оно учреждается 1 лицом, или учредителями, если в его создании участвуют 2 и более физических или юридических лиц. В последнем случае решение принимается всеми учредителями единогласно согласно ст. 50.1 ГК РФ. На этом этапе разрабатываются учредительные документы, как правило – это устав компании. Устав утверждается общим собранием учредителей и вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.
При создании субъекта предпринимательского права формируется уставный капитал. В состав уставного капитала могут быть переданы вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права: обязательственные права, основанные на договорах, исключительные права на результаты творческой деятельности и права пользования этими результатами.
В отношении индивидуального предпринимателя процедура создания значительно проще: зарегистрироваться в качестве ИП может практически любой дееспособный гражданин РФ или иностранец с российской пропиской. Для этого не требуют специальных знаний. документы для регистрации ИП можно подать документы можно как в бумажном виде лично или по почте, так и в электронном — при помощи современных онлайн-способов. Для открытия ИП не понадобится уставный капитал и учредительные документы – нужно только заполнить заявление о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001. Однако будущий индивидуальный предприниматель должен выбрать коды ОКВЭД и таким образом сообщить госорганам, чем конкретно будет заниматься. Подавая заявления на регистрацию ИП в электронной форме через портал Госулуг, МФЦ или сайт ФНС не нужно платить госпошлину. В остальных случаях сумма пошлины составит 800 рублей. Зарегистрироваться в качестве ИП можно исключительно по месту жительства или пребывания, а подать документы — в бумажном виде или онлайн. Зарегистрироваться онлайн можно через РБиДОС (сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета), без визита в налоговую, а также через сайт ФНС или Госуслуг с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). В бумажном виде можно зарегистрироваться в МФЦ (лично в многофункциональном центре госуслуг), в налоговой инспекции, регистрирующей ИП по месту жительства (пребывания) лично или через представителя, по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения по адресу налоговой инспекции. Заявление рассматривается 3 рабочих дня, а узнать о готовности можно на сайте ФНС или в налоговой инспекции по месту жительства (пребывания). С 2017 года Свидетельство о регистрации ИП не выдаётся, а с 2018 года не выдаются бумажные оригиналы документов, подтверждающих регистрацию ИП: теперь они существуют только в электронном виде. Вместо них ИП получают лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, которые им отправляют на e-mail.
Основной этап реорганизации – это принятие решения о реорганизации общим собранием акционеров или участников, утверждение разделительного баланса или передаточного акта, утверждение устава нового общества, создаваемого в процессе реорганизации.
Реорганизация начинается с того, что участники или акционеры субъекта предпринимательского права принимают решение о реорганизации на общем собрании. В АО такое решение принимается общим собранием акционеров по предложению совета директоров большинством в 3/4 голосов - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров согласно п. 1 ст. 48, ст. 49 ФЗ «Об АО», если уставом общества не предусмотрено иное. Владельцы привилегированных акций на таком собрании имеют право голоса (п. 4 ст. 32 ФЗ «Об АО»). Решение по вопросу о преобразовании АО в некоммерческое партнерство может быть принято только единогласно на основании п. 1 ст. 20 ФЗ «Об АО». Не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения, должно быть сделано сообщение о проведении общего собрания акционеров, если на повестку дня выносится вопрос реорганизации. В ФЗ «Об ООО» таких строгих требований нет, решение о его реорганизации принимается единогласно общим собранием участников согласно подп. 11 п. 2 ст. 33, п.8 ст. 37 ФЗ «Об ООО». Общее собрание участников (акционеров) проводится в каждом субъекте, участвующем в реорганизации.
Решение о реорганизации оформляется либо протоколом общего собрания, либо решением единственного участника согласно ст. 63 закона ФЗ «Об АО», ст. 37 ФЗ «Об ООО». Законодательство содержит общие требования к содержанию такого протокола в ст. 181.2 ГК РФ, а конкретные формулировки зависят от формы реорганизации. Если в результате реорганизации появляются новые субъекты, то протоколом утверждаются их устав, состав органов управления[81]. При реорганизации в форме преобразования, решение о реорганизации должно содержать в том числе порядок обмена акций на доли участников в уставном капитале ООО (общества с дополнительной ответственностью), или паи членов производственного кооператива при преобразовании в производственный кооператив по п. 3 ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об АО».
Правил принятия решений по вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания, нет. Голосование осуществляется одним бюллетенем, в который включены все вопросы, относящиеся к реорганизации[82]. Отмечают, что акционеры должны голосовать по одному бюллетеню с одним вопросом повестки дня, по которому принимается решение общего собрания[83].