Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно п. 2.2, п. 2.3, 2.5, 2.7, 2.15 Методических указаний, для инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которых назначает руководитель компании из числа администрации, экономистов, техников, бухгалтеров, инженеров, а также иногда из служб внутреннего аудита организации и независимых аудиторских организаций. Сведения о наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (акты) в 2 экземплярах. Фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета (взвешивания), по окончании инвентаризации составляются описи – их подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. По окончании инвентаризации могут проводиться проверки.

На предварительном этапе совет директоров (наблюдательный совет) предлагает на утверждение общего собрания реорганизуемого субъекта устав того субъекта предпринимательского права, в которое предполагается его реорганизовать[72], план реорганизации, который предшествует подписанию договора о реорганизации и должен содержать все ее этапы: инвентаризация, уведомление регистратора, проведение общего собрания и т.д..

Совет директоров или наблюдательный совет готовят договоры и другие документы. Разделение и преобразование осуществляется на основании решения о реорганизации. При выделении общее собрание участников ООО подписывает устав и избирают органы управления общества. При слиянии и присоединении готовится договор, который содержит: наименование, место нахождения каждого юридического лица, порядок и условия реорганизации, список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, список членов коллегиального исполнительного органа создаваемой организации, если ее уставом предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемой организации.

На голосование общего собрания акционеров в АО и участников в ООО выносятся вопросы, требующие согласованных решений: порядок формирования органов управления создаваемых субъектов предпринимательского права, условия конвертации акций утверждение уставов (или внесение в них изменений), и др.. Проводится независимая оценка имущества и определяется рыночная цена акций реорганизуемой компании с помощью независимого оценщика согласно п. п. 1, 3 ст. 75, п. п. 1, 2 ст. 76, п. 2 ст. 77 ФЗ «Об АО», п. 5 ст. 23 ФЗ «Об ООО».


К предварительным процедурам относится подача ходатайства в антимонопольные органы на осуществление реорганизации. Контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подлежит реорганизация в форме присоединения и слияния с предварительного одобрения или последующего уведомления в зависимости от величины активов и суммарной выручки[73], если за последний календарный год, предшествующий году реорганизации, групп лиц, участвующих в реорганизации, она превышает установленные в ст. 27 ФЗ «О защите конкуренции». Этого можно избежать, если подлежащая предварительному одобрению реорганизация осуществляется в рамках одной группы лиц, а перечень этой группы лиц был представлен в ФАС России не позднее, чем за месяц до ее осуществления, и этот список не менялся. Также нет необходимости получать предварительное согласие, если реорганизация предусмотрена актами Президента или Правительства РФ[74].

На подготовительном этапе необходимо понять, можно ли провести реорганизацию в конкретном случае и нет ли запретов. Например, АО и ООО вправе преобразоваться исключительно в ООО/АО соответственно, хозяйственное товарищество или производственный кооператив согласно п. 2 ст. 104 ГК, ч. 2 ст. 92 ГК РФ [75]. Не разрешена реорганизация АО и ООО в некоммерческие организации в целях защиты имущественных интересов кредиторов[76]. Реорганизация компаний различной организационно-правовой формы возможна начиная с 01.09.2014: например, реорганизации путем слияния, присоединения, разделения посредством объединения АО с юридическими лицами иных организационно-правовых форм, в том числе с ООО, либо разделения их (выделения) на АО и организацию другой организационно-правовой формы. Ранее такой возможности не существовало[77].

Положения ГК не препятствуют слиянию, присоединению, разделению, выделению субъектов предпринимательского права одного вида (одной организационно-правовой формы), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида. Но субъекты могут быть преобразованы не во все организационно-правовые формы. ГК РФ предусматривает взаимное преобразование производственного кооператива и хозяйственного товарищества; взаимное преобразование АО, ООО и производственного кооператива; преобразование хозяйственного товарищества в АО, ООО (см. ст. ст. 68, 81, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104 ГК РФ).


Есть некоторые ограничения для изменения типа субъекта предпринимательского права - в результате преобразования АО в ООО количество участников не должно быть более 50 (п. 3 ст. 7 ФЗ «Об ООО»). В случае реорганизации в производственный кооператив число его членов - физических лиц не может быть менее 5 (ст. 4 Закона «О производственных кооперативах»). ООО не подлежит преобразованию в ПАО, если размер уставного капитала вновь созданного общества окажется ниже 100 000 рублей, а непубличного общества – ниже 10 000 рублей (ст. 26 ФЗ «Об АО»). Нельзя изменить тип субъекта в случаях, когда законодательством для некоторых АО предусмотрена возможность учреждения их в исключительной форме: в п. 1 ст. 2 ФЗ «Об инвестиционных фондах»[78] инвестиционные фонды могут создаваться лишь в виде акционерного инвестиционного фонда.

Ограничивается возможность проведения реорганизации при проведении в отношении субъектов предпринимательского права процедур банкротства. Органы управления должника не вправе принимать решение о реорганизации на стадии наблюдения (ст. 64 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[79] (далее – ФЗ «О банкротстве»). Запрещено проводить реорганизацию во время наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. На стадии финансового оздоровления реорганизация возможна только при наличии согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица (лиц), предоставивших обеспечение (ч. 3 ст. 82 ФЗ «О банкротстве»).

Бухгалтерский учет субъектов предпринимательского права ведется непрерывно с момента создания организации вплоть до реорганизации или ликвидации согласно ФЗ «О бухгалтерском учете»[80].

Процесс ликвидации субъекта предпринимательского права не представляет ничего сложного, если у компании нет долгов перед фондами, контрагентами, сотрудниками и третьими лицами.

Весь процесс ликвидации условно можно разбить на 3 этапа. На первом этапе ликвидации принимается соответствующее решение о начале процесса ликвидации субъекта предпринимательского права на общем собрании учредителей, где одновременно назначают ликвидационную комиссию или ответственное лицо (ликвидатора). В течение 3 рабочих дней информация о принятом решении должна быть представлена в регистрирующий орган – в налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации субъекта. Опираясь на представленные сведения, регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что организация вступила в стадию ликвидации. Организации направляется письменно уведомление о произведенных в реестре изменениях.


Также на предварительном этапе процесса ликвидации необходимо уведомить всех кредиторов о готовящейся ликвидации, для этого публикуется объявление в специализированных СМИ. Кредиторам также рассылаются заказные письма с уведомлениями. Существует возможность, что в организации будет проведена налоговая проверка контролирующими органами с целью выявления недоимок перед госструктурами и фондами, но это не всегда случается. Должнику грозит привлечение к ответственности.

Принятие и одобрение решения о создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Утверждение устава, передаточного акта и разделительного баланса

Создание субъекта предпринимательского права осуществляется на основании решения учредителя, если оно учреждается 1 лицом, или учредителями, если в его создании участвуют 2 и более физических или юридических лиц. В последнем случае решение принимается всеми учредителями единогласно согласно ст. 50.1 ГК РФ. На этом этапе разрабатываются учредительные документы, как правило – это устав компании. Устав утверждается общим собранием учредителей и вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.

При создании субъекта предпринимательского права формируется уставный капитал. В состав уставного капитала могут быть переданы вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права: обязательственные права, основанные на договорах, исключительные права на результаты творческой деятельности и права пользования этими результатами.

В отношении индивидуального предпринимателя процедура создания значительно проще: зарегистрироваться в качестве ИП может практически любой дееспособный гражданин РФ или иностранец с российской пропиской. Для этого не требуют специальных знаний. документы для регистрации ИП можно подать документы можно как в бумажном виде лично или по почте, так и в электронном — при помощи современных онлайн-способов. Для открытия ИП не понадобится уставный капитал и учредительные документы – нужно только заполнить заявление о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001. Однако будущий индивидуальный предприниматель должен выбрать коды ОКВЭД и таким образом сообщить госорганам, чем конкретно будет заниматься. Подавая заявления на регистрацию ИП в электронной форме через портал Госулуг, МФЦ или сайт ФНС не нужно платить госпошлину. В остальных случаях сумма пошлины составит 800 рублей. Зарегистрироваться в качестве ИП можно исключительно по месту жительства или пребывания, а подать документы — в бумажном виде или онлайн. Зарегистрироваться онлайн можно через РБиДОС (сервис регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета), без визита в налоговую, а также через сайт ФНС или Госуслуг с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). В бумажном виде можно зарегистрироваться в МФЦ (лично в многофункциональном центре госуслуг), в налоговой инспекции, регистрирующей ИП по месту жительства (пребывания) лично или через представителя, по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения по адресу налоговой инспекции. Заявление рассматривается 3 рабочих дня, а узнать о готовности можно на сайте ФНС или в налоговой инспекции по месту жительства (пребывания). С 2017 года Свидетельство о регистрации ИП не выдаётся, а с 2018 года не выдаются бумажные оригиналы документов, подтверждающих регистрацию ИП: теперь они существуют только в электронном виде. Вместо них ИП получают лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, которые им отправляют на e-mail.


Основной этап реорганизации – это принятие решения о реорганизации общим собранием акционеров или участников, утверждение разделительного баланса или передаточного акта, утверждение устава нового общества, создаваемого в процессе реорганизации.

Реорганизация начинается с того, что участники или акционеры субъекта предпринимательского права принимают решение о реорганизации на общем собрании. В АО такое решение принимается общим собранием акционеров по предложению совета директоров большинством в 3/4 голосов - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров согласно п. 1 ст. 48, ст. 49 ФЗ «Об АО», если уставом общества не предусмотрено иное. Владельцы привилегированных акций на таком собрании имеют право голоса (п. 4 ст. 32 ФЗ «Об АО»). Решение по вопросу о преобразовании АО в некоммерческое партнерство может быть принято только единогласно на основании п. 1 ст. 20 ФЗ «Об АО». Не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения, должно быть сделано сообщение о проведении общего собрания акционеров, если на повестку дня выносится вопрос реорганизации. В ФЗ «Об ООО» таких строгих требований нет, решение о его реорганизации принимается единогласно общим собранием участников согласно подп. 11 п. 2 ст. 33, п.8 ст. 37 ФЗ «Об ООО». Общее собрание участников (акционеров) проводится в каждом субъекте, участвующем в реорганизации.

Решение о реорганизации оформляется либо протоколом общего собрания, либо решением единственного участника согласно ст. 63 закона ФЗ «Об АО», ст. 37 ФЗ «Об ООО». Законодательство содержит общие требования к содержанию такого протокола в ст. 181.2 ГК РФ, а конкретные формулировки зависят от формы реорганизации. Если в результате реорганизации появляются новые субъекты, то протоколом утверждаются их устав, состав органов управления[81]. При реорганизации в форме преобразования, решение о реорганизации должно содержать в том числе порядок обмена акций на доли участников в уставном капитале ООО (общества с дополнительной ответственностью), или паи членов производственного кооператива при преобразовании в производственный кооператив по п. 3 ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об АО».

Правил принятия решений по вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания, нет. Голосование осуществляется одним бюллетенем, в который включены все вопросы, относящиеся к реорганизации[82]. Отмечают, что акционеры должны голосовать по одному бюллетеню с одним вопросом повестки дня, по которому принимается решение общего собрания[83].