Файл: Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти вводили новые подати, люди искали способы их обойти. [44]

Налоговая система в России фактически была тождественна системе налогового контроля, что было обусловлено простой системой налогов, неприятием налога ни покоренными народами, ни подданными, и также большими проблемами по взысканию.

С развитием и совершенствованием системы налогообложения происходит разграничение полномочий государственных органов, среди которых выделяются органы, основными функциями которых были сбор и контроль за выполнением обязанностей по уплате налогов. [28]

Так во времена Петра I появился финансовый орган(Камер-коллегия), позволивший объединить финансовые учреждения России. [25]

А высшим органом контроля и ревизии в то время стал Сенат. [56]

Наряду с развитием системы государственных органов происходит формирование принципов деятельности должностных лиц этих органов, а также методов налогового контроля. [28]

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции. [35]

На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой являлся тот или иной автор; разработанных на данный период времени теорий происхождения и сущности государства и т.д. [3]

1.2. Налог, налоговый учет, функции налогового учета

Налогообложение является главным условием существования всякой страны. Хотим ли мы купить шины или продать машину, приобретаем ли мы дом или продукты питания, мы (зачастую даже не подозревая об этом) вступаем с государством в налоговые отношения. [21]

Для того чтобы государство могло оказывать влияние на состояние экономики, ему необходимы определенные финансовые ресурсы. [80]

Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. См. Приложение 1. Эти сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. [45]


Для того чтобы лучше понимать суть темы, лучше изначально определить значение ключевых терминов.

Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства». [21]

Налог-категория историческая, она носит общественный характер. [79]

В настоящее время понимание налога основывается на апробированных экономических теориях.

Налоги-это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. [9]

Налогом в статье 8 НК РФ признается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [17]

В развитых странах налог рассматривается как плата частного субъекта за услуги, оказываемые ему государством. [21]

Экономисты делят налоги на прямые (прямо взимаются с субъекта налогообложения) и косвенные (это налоги, которые не всегда поступают из тех источников, которые официально подлежат налогообложению, и могут перекладываться на других лиц: например, взимается косвенный налог с продавца, а оплачивает его покупатель). [9] См. Приложение 2.

В соответствии с НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. [22] См. Приложение 3.

Пункт 6 ст. 12 НК РФ закрепляет правило о том, что федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. [41]

Налоговый учет является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. [49]

Впервые понятие «налоговый учет» было введено в налоговую практику в начале 1995 г., когда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. [69]

Понятие «Налоговый учет» подразумевает упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации, необходимой для обеспечения эффективного и прозрачного процесса расчета налогов в их взаимосвязи и составления налоговой отчетности. [31]


Процесс основывается на анализе первичной документации, которая собрана и предоставлена согласно требованиям НК РФ – ст. 313[1]. См. Приложение 4.

Налоговый учет – это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. [67]

Налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между налогоплательщиком и государством. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы. [87]

Принципы учета разрабатываются людьми и в отличие от законов физики, химии и других естественных наук, они не являются вечными истинами. Общее признание учетных принципов обычно зависит от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Рассмотрим наиболее часто используемые в налоговом учете принципы учета.

Принцип непрерывности в налоговом учете предполагает, что субъект, как налогоплательщик будет функционировать и в будущем; с присвоением ему ИНН за ним будет осуществляться постоянный контроль со стороны налоговых органов.

Принцип существенности в налоговом учете тесно связан с достоверностью и значимостью информации налогового учета. Налоговые органы определяют существенность того или иного платежа для бюджета.

Принцип последовательности в налоговом учете предполагает, что принятая налоговая политика также как учетная политика осуществляется согласно утвержденных норм, методов и процедур, согласованных с налоговыми органами. [84]

Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности, систематизации указных фактов и формирование показателей налоговой декларации. [18]

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. [87]

Определить суть налогового учета будет значительно легче, если изучить ключевые функции (от латинского functio-исполнение, совершение), которые он выполняет.


Рассмотрим функции налогового учета, проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Функция налогового учета-есть конкретная роль, которую он выполняет в рамках той или иной системы, составной частью которой является.

Теоретической данностью является то, что сущность функции как таковой заключается в отражении взаимодействия предметов и явлений, пребывающих в системной связи. Иными словами, такое взаимодействие и проявляется в объективной реальности в результате функционирования, т.е. выполнения тем или иным элементом системы определенной роли.

В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налоговым учетом функций. Это несовпадение касается как понимания самих функций, состава таких функций, так и непосредственного их содержания особенностей реализации.

Определение функций налогового учета является неоднозначным поскольку относительно них имеет место наличие многочисленных и при этом существенно разнящихся среди специалистов точек зрения.

Одни ученые называют только три функции: фискальную, контрольную и информационную. По мнению других, кроме перечисленных функций, есть, по меньшей мере, ещё три функции: регулирующая, плановая(прогнозная), функция невмешательства в систему бухгалтерского учета.

В современной экономической литературе наиболее часто упоминаются фискальная, регулирующая, информационная и контрольная функции налогового учета.[31]

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина).

Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались

«fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). [85]

Фиском в Древнем Риме называлась и военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. В конце I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций.[6]

Начиная с IV века н.э., фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином «фиск» государственной казны).[60]


Фискальная функция сегодня является основной, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства, а также аккумулирование в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ, в бюджетах местного самоуправления и внебюджетных фондах и необходимых для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ: содержание государственного аппарата, обороны страны, защиты правопорядка[33] и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов(многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития(фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т.п.).[31]Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг.[90]

См. Приложение 5.

В идеале, налоги нужны, чтобы государство смогло реализовывать социальные цели, в достижении которых заключается смысл существования всех демократических обществ. [24]

В нашей стране более 80% доходов бюджета дают следующие налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, таможенные пошлины, акцизы. [81]

Иногда власти вынуждены повышать налоги для выравнивания баланса движения денежных средств. [23]

Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект.

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов. [50]

Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются. [51]

Многие положения закона «О налогах…» (Налогового Кодекса) и инструктивных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога, подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. [84]