Файл: Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогового учета.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
30 мая сотрудники ИФНС РФ № 8 по СК провели семинары для налогоплательщиков в г. Невинномысске. Рассмотрен ряд актуальных вопросов: переход с 1 июля на онлайн-кассы в рамках третьего этапа реформы ККТ, возможности электронных сервисов и др.
Сотрудники напомнили о возможностях сайта ФНС России www.nalog.ru, где можно получить ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Для удобного и оперативного взаимодействия со службой налоговики рекомендовали подключиться к «Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц». [57] См. Приложение 15.
Невинномысские налогоплательщики приняли участие в семинаре, организованном межрайонной налоговой инспекцией № 8 в День открытых дверей. Эта ежегодная акция прошла 25 октября во всех инспекциях страны.
Поскольку среди участников семинара были и бухгалтеры, в тематику включили вопрос представления бухгалтерской отчетности в электронном виде. С 2020 года обязательный экземпляр годовой отчетности нужно будет предоставлять только в налоговую службу, так как именно она будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. [14]
Также 20 июня ИФНС РФ № 8 по СК провела серию семинаров для налогоплательщиков г. Невинномысска. Специалисты рекомендовали участникам семинара поинтересоваться, нет ли у них долгов по налогам, и при наличии - оплатить их. Сделать это без посещения инспекции можно в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте ФНС России www.nalog.ru, а также на портале госуслуг www.gosuslugi.ru. [10]
Чтобы не было долгов по налогам, необходимо их оплачивать в срок.
Единый налог уплачивается в бюджет ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом. (п. 1 ст. 346.32 НК РФ) [76]
ИП Фролова смогла снижать единый налог до нуля за счет уплаченных страховых взносов только с 2018 года, а до этого времени единый налог ею уплачивался в местные бюджеты в Сбербанке г. Невинномысска.
Особое положение банков в экономике страны, обусловленное выполнением роли финансового посредника, предопределяет их специфическую роль в налоговой деятельности государства. [12]
Банк в налоговой системе выступает как посредник между государством и налогоплательщиками, на который возлагаются публичные обязанности по выполнению функций, связанных с перечислением средств на счета и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет. [43]
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. При уплате налогов наличными денежными средствами обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк либо через организацию связи. [77]
На основании информации, представленной выше, можно убедиться, что посредством фискальной функции налогового учета реализуются государственные задачи наполняемости бюджета.
Подведем итог проведенным исследованиям.
Характеристика функций налогового учета плательщика налога-индивидуального предпринимателя.
Фискальная.
Содействия выполнению функции государства в процессе взимания налогов.
Информационная.
Выяснение информации для составления деклараций, налоговые расчеты на основе фиксирования и документирования всех хозяйственных операций, планирование и прогнозирование налоговых затрат.
Налоговый учет позволяет осуществлять сбор и обработку необходимой налоговой информации для правильного исчисления налоговых обязательств для лиц, которые в соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет вести не обязаны. [86]
Контрольная.
Предоставление информации для анализа состояния и тенденций налоговой нагрузки налогоплательщика и расчетов с бюджетом. Выявления резервов оптимизации налогообложения. Контроль за правильностью и своевременностью начислений налогового обязательства, своевременности и полноты расчетов с бюджетом, правомерностью использования льгот, освобождений и т.п. Обеспечения контрольного органа информацией о начислении и уплате налогов в форме деклараций и налогов к ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм, поэтому исследование налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве.
В концентрированном виде исключительную значимость налогов можно выразить словами немецкого экономиста К. Маркса: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». [4]
Из содержания работы можно сделать вывод о том, что во всех государствах, при всех общественных формациях налоги обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.
Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование, как было отмечено выше, порождено необходимостью покрывать общественные потребности.
Изначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Затем, с усложнением экономической деятельности и возникновением государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.
То есть налоговая система возникла с момента возникновения государства и по мере его развития менялась, развивалась и совершенствовалась.
Очевидно, что за прошедшие годы изменилась налоговая система. Она трансформировалась с точки зрения упрощения, повышения эффективности и применения цифровых технологий.
Налоги во все времена-важнейший инструмент осуществления экономической политики государства, но государство только в том случае может реально использовать налоги, если в обществе создана атмосфера уважения к налоговому обязательству, основанная на понимании экономической необходимости существования налоговой системы.
Для предпринимателей добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание бизнеса, а для граждан сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне.
Плата налогов является объективной необходимостью и потребностью каждого государства. Только совместное сотрудничество налогоплательщики-государство обеспечивает финансово-экономическое благополучие страны и общества.
Налоги сталкивают интересы государства и плательщиков. Роль налогов для каждого из них оценивается по-разному. Из этого следует, что роль налога абсолютно позитивной быть не может, так как она оценивается с разных позиций. Позитивное для государства может негативно сказываться на доходе плательщика, и, наоборот, минимальные налоги не покроют потребности государства при выполнении им своих функций. Их экономические интересы различны и особенно далеки друг от друга в условиях кризисной экономики.
Экономическая сущность налога выражается в налоговом партнерстве хозяйствующих субъектов с государством, что требует урегулирования налоговых отношений с учетом текущих экономических условий.
Налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между налогоплательщиком и государством. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения.
Достаточно правильная организация налогового учета способствует увеличению поступления в бюджет налогов и др., позволяет вести строгий учет налогоплательщиков, учитывать платежи, поступающие от юридических и физических лиц.
В силу сложившихся в настоящее время особенностей рыночных отношений в РФ государство предъявляет к налогоплательщикам ряд важнейших требований, способствующих наполнению доходной части бюджета и государственных внебюджетных фондов.
В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги-один из важнейших инструментов независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. При равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством.
Кризисные явления в экономике Российской Федерации привели к ликвидации большого количества организаций и снятию с учета индивидуальных предпринимателей (по данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza в прошлом году в РФ число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза), а также значительно повлияли на платежеспособность оставшихся.
В условиях сокращения получаемой прибыли многие налогоплательщики ищут способы уклонения от исполнения налоговых обязательств, что предъявляет повышенные требования к качеству и результативности контрольных мероприятий.
Развитая контрольная функция налогового учета позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает основу теневой экономики.
Налоговый контроль есть контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.
Наряду с названной контрольной функцией налогового учета в экономической литературе упоминаются и другие функции.
Анализ научной и учебной литературы позволил выделить 6 функций налогового учета:
-фискальная;
-информационная;
-контрольная;
-регулирующая;
-плановая(прогнозная);
-невмешательство в систему бухгалтерского учета.
Изучение функций налогового учета позволило установить, что каждая функция имеет свою специфику и методы реализации, необходимые для обеспечивания налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
В ходе исследования показано, что функции налогового учета неразрывно связаны друг с другом.
Изучение функций налогового учета подтвердило, что их выполнение основывается на определенных требованиях ко всем участникам налоговых правоотношений.
Участники налоговых правоотношений-это:
1) органы налогового администрирования, например, налоговые, таможенные, финансовые, внутренних дел и т.д.;
2) лица, осуществляющие информационно-техническое обеспечение налогового администрирования, например, процессуальные лица, кредитные организации, регистраторы и т.д.;
3) налогоплательщики, плательщики сборов.
В курсовой работе показано, что налоговые органы ведут активную работу с налогоплательщиками: во всех налоговых инспекциях созданы отделы по работе с налогоплательщиками, где они могут получить квалифицированную помощь по возникающим вопросам; проводятся тематические семинары с налогоплательщиками по актуальным проблемам налогообложения; для забывчивых делают электронную рассылку, также проводится информирование в местах массового скопления людей, в пилотном режиме рассылаются смс-сообщения о задолженности; расширяется спектр интернет-сервисов, позволяющих налогоплательщикам осуществлять большой объем операции не выходя из дома.
Изучение вышеизложенного материала подтвердило, что налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщики и налоговые агенты, с одной стороны, и налоговые и таможенные органы - с другой.
В курсовой работе показано, что выполнение своих обязательств всеми участниками налоговых правоотношений способствует выполнению необходимых функций налогового учета.
Итак, в заключении можно сказать, что цель данной курсовой работы достигнута, а поставленные задачи выполнены в полном объеме.
В работе раскрыто, что такое налоговый учет. Понятие «налоговый учет» означает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы. Налоговый учет-это ведущее звено информационной системы финансово-экономической деятельности налогоплательщика, формируемый в целях определения доли изъятия доходов в пользу государства и используемый для составления налоговой отчетности, форма, правила, порядок и срок представления которой определяются государственной налоговой администрацией.
В курсовой работе рассмотрены теоретические основы понятия функций налогового учета, а также их эволюция в международных и российских условиях; исследованы функции налогового учета, рассмотрены его основные и второстепенные функции; изучено взаимодействие этих функций.