Файл: Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и т.д. [54] См. Приложение 6.

Учитывая выше изложенное, можно отметить, что информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет. [51]

Вместе с тем в ряду рассматриваемых функций присутствует и контрольная функция налогового учета.

С помощью этой функции налоговые органы контролируют выполнение налогоплательщиками своих обязательств в отношении выплаты налогов. [51]

Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. [87]

В настоящее время налоговый учет позволяет налоговым органам через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) осуществлять более эффективный контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств. [68]

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета, взаимной сверки и сопоставления показателей между собой. [50]

Контрольная функция налогового учета проявляется в данном случае опосредованно через деятельность компетентных органов по контролю, иными словами-посредством осуществления налогового контроля.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством проверки данных учета и отчетности, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, налоговых проверок. [39]

Предметом налоговых проверок является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. [5]

Налоговые проверки разделяются на два типа: камеральные и выездные. Разница заключается в способе проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п.1 ст. 88 НК РФ). [1]


Камеральная налоговая проверка-это анализ налоговой отчетности с целью оценки достоверности содержащихся в ней сведений (ст.88 НК РФ). По сути своей камеральная проверка сводится к двум основным действиям:

Действие 1. Проверка правильности подсчета итогов и переноса данных из одной строки отчетности в другую.

Действие 2. Сопоставление данных из разных разделов или разных форм отчетности между собой и с некими контрольными показателями, нарушение которых может косвенно свидетельствовать о недостоверности представленной отчетности и недоплате налогов. [2]

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации. (п. 2 ст. 88 НК РФ). [37]

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по местонахождению налогового органа. [39]

В ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д. [15]

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки руководитель налогового органа (или его заместитель) выносит решение либо о привлечении, либо о не привлечении проверяемого лица к ответственности, оформленное в строгом соответствии с требованиями НК РФ.

В течение 20 дней начиная с даты вступления в силу решения о привлечении налогоплательщика к ответственности ему направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафных санкций (ст.69,70 НК РФ). [5] См. Приложение 7.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что выполняя контрольную функцию, налоговый учет позволяет налоговым органам через установленные налогово-учетные формы осуществлять эффективный контроль исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. [31] См. Приложение 8.

Мы рассмотрели фискальную, регулирующую, информационную, контрольную функции налогового учета, но подобное функциональное многообразие виделось в теории не всегда. Это, судя по всему, обусловлено наличием отдельных функций, которые являются определяющими, поскольку в наилучшей степени отражают сущность налогового учета. Именно такие функции получали наиболее весомую теоретическую проработку и обоснование. Другие же функции, которые могут быть у него усмотрены, отражают отдельные, судя по всему, менее существенные стороны налогового учета, поэтому рассматривались в качестве второстепенных. К таким функциям можно отнести плановую и функцию невмешательства в систему бухгалтерского учета.


Плановая(прогнозная)функция лежит в основе налогового планирования и оптимизации системы налогообложения организации. [86]

Потребность в налоговом планировании диктуется в современной финансовой системе тяжестью налогового бремени для конкретного налогового субъекта и сложностью и изменчивостью законодательства в области налогообложения.

Налоговые оптимизация и планирование заложены в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. [59]

Налоговое планирование налогоплательщиков подразумевает минимизацию налоговых платежей с помощью предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и вычетов, разработки соответствующей учетной и амортизационной политики. [47]

Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением организации к сокращению налоговых платежей и увеличению собственных финансовых средств для дальнейшего развития производственной деятельности. [59]

К основным задачам налогового планирования можно отнести:

организацию своевременного перечисления налогов и сборов в полном объеме, чтобы избежать штрафных санкций; изучение норм фискального законодательства и текущих нововведений; сокращение фискального обременения законными способами. [19]

Каждой организации необходимо осуществлять налоговое планирование для достижения наибольшего финансового процветания. Профессионально выполненное налоговое планирование – важный шаг к развитию организации. [59]

Использование бухгалтерского учета для целей налогообложения неизбежно приводит к тому, что финансовая отчетность предприятия на определенном этапе перестает выполнять свои основные задачи.

Но введение налогового учета позволяет сохранить основные принципы бухгалтерского учета, обеспечить выполнение его основных задач, прекратить искажение данных о реальном финансовом состоянии предприятия в угоду фискальной политике государства. [89]

В этом и состоит проявление функции невмешательства в систему бухгалтерского учета.

Информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы.[51]


Налоговый учет- самостоятельный вид учета с соответствующими правилами группировки, оценки, признания доходов и расходов, необходимыми для целей налогообложения прибыли.

Итогом изложенного является вывод о том, что функции налогового учета, включая фискальную, регулирующую, информационную, контрольную, плановую, невмешательства в систему бухгалтерского учета не могут существовать независимо одна от другой-пребывают между собой в неразрывной связи. Поэтому вполне можно согласиться с суждением, что все функции налогового учета неразрывно взаимосвязаны между собой и в своем проявлении выступают как единое целое.

Указанное разграничение функций налогового учета носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно, а отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

Вместе с тем я далека от мысли, что перечень функций налогового учета ограничивается теми, которые рассмотрены выше. Налоговый учет может проявлять и иные системные свойства, которые могут указывать на наличие у него и других функций.

1.3. Участники налоговых правоотношений как исполнители функций налогового учета

То, как и в каком количестве индивиды и бизнес платят налоги, определяется правительством. Ситуация часто меняется со сменой правительства и может также меняться в кризисные периоды. [7]

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. [94]

Субъектами налоговых правоотношений признаются, кроме налогоплательщиков (плательщиков сборов), также налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы. (ст.9 НК РФ). [71] См. Приложение 9.

Законодательно закрепленный в Налоговом кодексе перечень субъектов далеко не полон, не включает всех потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений. [43]

Различают основных и факультативных участников налоговых правоотношений. Среди факультативных участников можно назвать:

1) лица, которые обеспечивают перечисление и сбор налогов (например банки или иные коммерческие организации);

2) лица, которые предоставляют непосредственным участникам свою профессиональную помощь (например, представители);

3) правоохранительные органы;


4) лица, которые предоставляют необходимые данные (например, нотариусы, регистрационные органы);

5) лица, которые участвуют в мероприятиях налогового контроля (например, судьи, эксперты, переводчики). [78]

Правовой статус названных субъектов имеет

факультативный (вспомогательный) характер, поскольку помогает реализовывать налогоплательщикам или государству фискальные права или выполнять обязанности. [11] См. Приложение 10.

Как видим, налоговые правоотношения складываются между различными категориями субъектов. В силу этого особую важность приобретает обеспечение четкого взаимодействия между всеми участниками налоговых отношений для объективного и оперативного решения поставленных задач в налоговой сфере.

ГЛАВА 2. Применение функций налогового учета при его организации индивидуальным предпринимателем

2.1. Особенности функций налогового учета ИП на ЕНВД

Налоговая система - это главная составляющая экономики любого государства. При помощи налоговой системы регулируется поступление денежных средств, необходимых для нормального существования граждан в государственный бюджет. [50]

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства, которая функционирует на микро уровне-основные функции осуществляются на уровне налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц.

Физические лица-граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. (ст.11 НК РФ) [1]

Сформулировав именно подобным образом понятие «физическое лицо», законодатель сумел подчеркнуть, что статус физического лица в налоговых отношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо. Возраст также не влияет на признание физического лица налогоплательщиком.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели-физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и т.д. [71]

Каждый пятый налогоплательщик применяет единый налог на вмененный доход. На 1 января 2019 года, по данным ФНС, доля налогоплательщиков ЕНВД составляла 21,8% от их общего числа. [75]

На сегодняшний день ЕНВД остается вторым по популярности спецрежимом в России, уступая только упрощенной системе налогообложения (УСН). [73]