Файл: Краткая история возникновения налогообложения, функции и сущность налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, предприятие должно относить на себестоимость продукции все расходы и затраты, связанные с ее производством и реализацией. Данные о себестоимости продукции формируются через ведение бухгалтерского учета. Однако государство, исходя из своих фискальных интересов и налоговой политики в определенные периоды, через налоговый учет может ограничивать предельные размеры тех или иных расходов, включаемых в себестоимость для целей налогообложения, либо переносить их в следующие налоговые периоды. [68]

Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. [51]

Налоговый учет выполняет следующие фискальные задачи: - вести документацию и хранить на бумажных, электронных или магнитных носителях информации в течение 5 лет;

- регистрация, постановка на учет и снятие с учета по ИНН;

- регистрировать и

выдавать лицензии и патенты на отдельные виды предпринимательской деятельности;

-представлять в соответствующие органы информацию о платежах, продлении срока или возврате платежей;

-представлять декларации по налогам, в установленные сроки осуществлять платежи налогов и т.п. [88]

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. (п. 1 ст. 57 НК РФ) [1]

Вот что по этому поводу сказал английский экономист Адам Смит в своей книге» Исследование о природе и причинах богатства народов»: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа-все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица...» [8]

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. [40]

Пени за просрочку уплаты налога отнесены ст.72 НК РФ к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов. [5]

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться и другими способами: залог имущества (ст.73 НК РФ); поручительство (ст.74 НК РФ); приостановление операций по счетам налогоплательщика(ст.76 НК РФ);арест имущества(ст.77 НК РФ).[42]

Таким образом, рассматривая фискальную функцию, можно убедиться, что посредством налогового учета реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. [86]

Необходимо учитывать, что наряду с фискальной в теории обозначается регулирующая функция налогового учета.


В. Зомбарт обосновал необходимость и возможность использования налогообложения за пределами традиционного «фискального ореола», в том числе в целях развития производительных сил общества, т.е. фактически в регулирующих целях.

Как же соотносятся между собой фискальная и регулирующая функция? В данном случае вряд ли можно согласиться с суждением, что главная и единственная задача налога – наполнить публичные фонды денежными ресурсами. Подобное понимание представляется излишне узким. Ведь главное предназначение налога фактически сводится к формированию доходов бюджета и регулированию социально-экономических процессов. Во всяком случае, гибкое сочетание фискального и регулирующего начал, по мнению М. Н. Карасёва, в идеале и составляет существо современной налоговой политики.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Регулирующая функция налогового учета проявляется в том, что государство через налоговые отношения влияет на процесс воспроизводства, используя в первую очередь такой финансовый инструмент, как налоги. [31]

По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. [60]

С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики.

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

При помощи налогового механизма государство воздействует на процессы производства и обращения, стимулирует или сдерживает их темпы, усиливает или ослабляет накопление капитала, влияет на устойчивость финансового состояния и платежеспособность хозяйствующего субъекта. Ярким примером такого регулирование является амортизационная премия, которая стимулирует инвестиции в обновление в необоротных активах. [31]

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные стимулы для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.

Мы выяснили, что с помощью регулирующей функции государство может влиять на процессы производства и потребления.


Благодаря данной функции государство может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и экологические аспекты жизни общества.

Ярким примером является решение с помощью налога такой социально значимой задачи, как борьба с курением. В частности, после резкого увеличения акциза на табак в ряде экономически развитых стран «некурящих» стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения для здоровья. В данном случае введение налога было направлено на решение социальной проблемы, но вместе с тем была реализована фискальная функция.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения.

Итак, регулирующая функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления и иные социальные явления.

Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. [65]

Первая категория – это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учет нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.

Вторая категория – это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения. Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.


Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учета:

Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база.

Сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет.

Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли. [51]

Выполняя информационную функцию, налоговый учет формирует и предоставляет налоговую информацию для контролирующих органов, а также для менеджеров организации в целях налогового планирования и прогнозирования. [31]

Информационная функция налогового учета реализуется путем налоговых расчетов на основе непрерывного фиксирования и документирования всех хозяйственных операций, совершаемых в организации. Тем самым достигается обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей. [86]

Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету - правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет. [87]

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 в МФЦ(многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг)предоставляется следующая услуга ФНС России:

Услуга «Бесплатное информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, страховых взносах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.[66]

В свою очередь налоговые органы обязаны: сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов; бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов, а также представлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения. [36]


Следовательно, в соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право:

• получать в налоговых органах по месту своего учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательстве о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

• получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах и т.д. [54]

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика. [50]

К лицам, обязанным информировать налоговую службу о фактах, имеющих значение для налогообложения, относятся органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, в том числе нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые обязаны информировать о совершенных сделках. (п. 6 ст. 85 НК РФ). [1]

НК РФ устанавливает ответственность нотариусов за не предоставление или несвоевременное предоставление этой информации. [48]

Информацию налоговому органу о физических лицах, действия с которыми осуществляются, также обязаны предоставлять организации и уполномоченные лица, регистрирующие имущество (недвижимость, механические транспортные средства, ценные бумаги, культурные ценности, золото в слитках), являющееся объектом налогообложения. [77]

Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателя в трехдневный срок (ст. 86 НК РФ). [1]

А налогоплательщик, в свою очередь, обязан:

-встать на учет в налоговых органах;

-вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

-представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), а также годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

-представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;