Файл: Государственное регулирование конкуренции и антимонополистической деятельности.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Система и структура законодательства о конкуренции и монополии в Российской Федерации
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ
3.1. Проблемы законодательства о конкуренции и монополии
3.2. Перспективы развития законодательства о конкуренции и монополии
Необходимо принимать меры по снижению и устранению административных барьеров, а также по противодействию коррупции. Мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса имеют большое значение для сохранения здоровой конкурентной среды и экономики в целом.
Необходимо отметить, что в экономической структуре присутствуют такие области, поддержание и сохранение конкуренции в которых нецелесообразно. Такие области рынка переходят в категории «естественных монополий».
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров[5].
К естественным монополиям относятся такие сферы как железнодорожные перевозки, услуги по передачи электроэнергии, водоснабжение и водоотведение, транспортировка нефти и газа, услуги общедоступной почтовой связи.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий имеет большое экономическое и социальное значение.
Особенно важной и сложной задачей является соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей услуг. С одной стороны, необходимо обеспечить доступность услуг для потребителей, с другой стороны, экономическую эффективность деятельности производителя данных услуг, получение им необходимой валовой выручки и прибыли, для дальнейшего функционирования и развития.
Для достижения данных целей необходим детальный анализ производственно- хозяйственной деятельности естественных монополий и выбор оптимального метода регулирования. Также важной составляющей является проведение мероприятий по повышению открытости деятельности органов власти и снижению уровня коррупционных рисков[6].
Очевидно, что государственное регулирование монополий и защита конкуренции является обязательным условием эффективного функционирования экономической системы страны. Осуществляемая социально-экономическая политика должна защищать свободу предпринимательства от грабительских действий ряда монополий. Для достижения результата необходима беспрерывная работа над созданием и совершенствованием механизмов государственного стимулирования и контроля экономических отношений.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Система и структура законодательства о конкуренции и монополии в Российской Федерации
Антимонопольное регулирование - это одна из главных составляющих внутренней экономической политики любого государства, где развита рыночная экономика. Именно по этой причине, разработка и регулирование антимонопольной политики возлагается на государство, то есть это такая деятельность государства, которая направлена на то, чтобы установить и реализовать правила ведения предпринимательской деятельности на рынке услуг и товаров, имеющая цель защитить добросовестную конкуренцию, а также обеспечить эффективность рыночные отношения[7].
Антимонопольным законодательством является система нормативно - правовых актов, которые, в свою очередь, направлены на то, чтобы обеспечить условия для создания, а также эффективного функционирования рынка товаров и услуг. Также, следует отметить, что имеется еще одно направление - это регулировка тех отношений, которые связаны с монополистической деятельностью, включая борьбу с недобросовестной конкуренцией.
Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды.
Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг. Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.
Федеральной антимонопольной службы России. Первый закон, позволяющий определить особенности антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году. Это Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Дальнейшее развитие антимонопольного законодательства позволило за короткий период времени построить эффективную системы антимонопольного законодательства. Ее основу составляет Закон «О защите конкуренции».
Антимонопольное законодательство несет в себе административный порядок применения правовосстановительных мер принуждения и ответственности. Направлено на защиту публичного порядка и защиту гражданских прав. Нарушение антимонопольного законодательства предполагает осуществление защиты нарушенных прав в судебном порядке, аналогично непосредственному обращению в суд заинтересованного лица. Также, как и в случае рассмотрении судом заявлений об оспаривании актов антимонопольных органов.
Симбиоз элементов публичного и частного права, императивного и диспозитивного метода не позволяет ученым найти достаточные основания для признания совокупности норм антимонопольного регулирования в качестве самостоятельной отрасли права. Однако, взаимодействие публичных и частноправовых норм обусловливает комплексный характер антимонопольного законодательства.
Согласно Закону о конкуренции, данное законодательство основывается на нормах Конституции РФ[8]. Законодательство состоит из вышеуказанного закона и других законов, принятых в соответствии с ним на федеральном уровне. Они регулируют отношения, которые оказывают влияние на конкуренцию на рынке товаров, а также финансовых средств и услуг.
Принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением, в соответствии со статьей семьдесят один Конституции, входит в компетенцию Федерации. Это означает, что все антимонопольные законы являются федеральными. С точки зрения антимонопольного законодательства важной является статьи тридцать четыре Конституции.
Также, в свою очередь, данные отношения могут регулироваться постановлениями Правительства России и Указами главы государства. Необходимо выделить цели данного института:
1. Во - первых, определяет правовые, а также организационные основы ограничения, предупреждения и пресечения деятельности монополистов, а также конкуренции, которая признается недобросовестной.
2. Во - вторых, создает условия для создания и эффективного функционирование рынка финансовых средств, услуг и товаров.
Первую цель можно назвать узкоспециальной, которая характерна только антимонопольному законодательству.
Вторая же, в свою очередь, является более широкой, ее можно обозначить как одно из направлений деятельности данного законодательства.
Правоотношения, которые регулируются данным институтом, в большинстве имеет свойства гражданско - правовые нормы, однако имеются и административные.
В систему антимонопольного законодательства входит и положения Гражданского кодекса Российской Федерации[9]. К гражданско - правовым нормам следует отнести те нормы этого законодательства, которые упорядочивают договорные связи, а также те, что налагают запрет на заключение определенного типа соглашений.
Гражданско - правовые нормы, в свою очередь, устанавливают требования к содержанию договоров и соглашений и гражданско - правовую ответственность.
Среди федеральных законов, которые относятся к антимонопольному законодательству, выделяют и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[10]. Это обусловлено значимостью норм, регламентирующих ответственность за его нарушение антимонопольного законодательства.
Уголовный кодекс РФ[11], наряду с другими кодифицированными нормативно-правовыми актами, предусматривает уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Так, статья 178 предусматривает ответственность за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения, которое запрещено в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В данный момент основным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба, на которую возложена функция регулирования российской экономики.
Также, данный орган, в сфере деятельности, которая установлена его компетенцией, занимается разработкой и принятием нормативных актов.
Во-первых, затрагиваются вопросы определения доминирующего положения различных финансовых организаций на рынке банковских услуг, положения пенсионных негосударственных фондов, вопроса управления ценными бумагами, рынка страхования.
Во-вторых, это касается формы уведомления о соглашениях, а также согласованных действиях различных финансовых организаций.
В-третьих - это касается самих правил рассмотрения данным органом дел по поводу нарушения данного законодательства.
В процессе осуществления данных мер преследуются определенные цели:
1) во-первых, обеспечить единство экономического пространства России;
2) во-вторых, обеспечить так сказать «прозрачность» тех процессов, которые связаны с реорганизацией организаций, цель. которых является получение прибыли, то есть коммерческих, а также покупкой больших пакетов акций компаний и прав, дающих возможность определения условий деятельности конкретных предприятий, которые занимают доминирующее положение на рынке;
3) в-третьих, это снижение барьеров для входа на товарные рынки;
4) в-четвертых, это создание таких механизмов правовых, которые моги бы обеспечивать соблюдение такого запрета, как занятие представителями органов власти предпринимательской деятельность;
5) в-пятых, это работа по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на рынке.
Данные цели реализуются конкретными методами, а именно:
1) контролем за усилением концентрации экономической;
2) запретом на конкуренцию, признанную недобросовестной;
3) запретом на действия органов власти, а также управления, которые имеют возможность оказывать негативное влияние на конкуренцию[12].
Так, постановлением №АП/2015 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н. Чепчугову А.Г. за совершение правонарушения, предусмотренного ст.14.9 ч.1 КоАП Российской Федерации, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе Чепчугов А.Г. просит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волкова С.Н., которым он признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.14.9 ч.1 КоАП Российской Федерации отменить, производство по делу прекратить по основаниям указанным в жалобе.
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Волков С.Н. необоснованно, с нарушением правил подведомственности, принял к своему производству и рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношение Главы Режевского городского, исполняющего полномочия Председателя Режевской Думы Шестого созыва Чепчугова А.Г.
Данное обстоятельство является в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления должностного лица при рассмотрении жалобы на него судьей городского суда.