Файл: Государственное регулирование конкуренции и антимонополистической деятельности.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Система и структура законодательства о конкуренции и монополии в Российской Федерации
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ
3.1. Проблемы законодательства о конкуренции и монополии
3.2. Перспективы развития законодательства о конкуренции и монополии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее эффективной и развитой моделью государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение слияний крупных фирм, в случае если оно в результате приведет к ослаблению конкуренции или установлению монополии.
Основы антимонопольного регулирования в Российской Федерации заложены в Конституции, статья 8 которой гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
Данной нормой поддержка конкуренции определена как один из основополагающих принципов конституционного строя.
В регулировании конкурентных отношений можно выделить два направления:
- защита конкуренции, которая преимущественно осуществляется посредством деятельности антимонопольных органов;
- развитие конкуренции, представляющее собой совокупность мер по поощрению и стимулированию проконкурентного поведения в экономике.
Защита конкуренции осуществляется в том числе через действие Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому контроль за обеспечением конкурентной среды осуществляют Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления.
При этом правовая база, регламентирующая полномочия антимонопольных органов, не ограничена данным Законом. ФАС России и ее территориальные органы также осуществляют контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, о закупках для государственных и муниципальных нужд, за гособоронзаказом, соблюдением рекламного законодательства и т. д.
Осуществляя полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, антимонопольные органы имеют соответствующие права как в отношении хозяйствующих субъектов, так и в отношении органов власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.
Защита конкуренции, отнесенная к компетенции антимонопольного органа, выражается в осуществлении правовых мер, направленных на пресечение нарушений антимонопольного законодательства и восстановление в результате указанных нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.
Основная причина неэффективности проводимой антимонопольной политики – широкий круг полномочий, возложенный на ФАС. К примеру, в развитых странах антимонопольная политика включает в себя контроль проявлений монополистический деятельности, регулирование сделок слияний и поглощений. В России к сфере применения данной политики, помимо этого, относится регулирование государственных закупок, рекламы, иностранных инвестиций. Подобное расширение функций антимонопольного ведомства чрезмерно. Нельзя не отметить, что ФАС перегружена делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Существенная часть из них касается нарушений, последствием которых явилось ущемление интересов отдельных субъектов, но не ограничение конкуренции на рынке. В зарубежной практике подобные дела - задача судов либо отраслевых регуляторов. Недостаточная активность органов по защите прав потребителей, отсутствие отраслевых регуляторов оставляет открытым вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел данной отрасли.
В настоящее время, с целью оперативной реакции на прошедшие в экономике изменения, Федеральным законом от 05 октября 2015г. принят «четвертый антимонопольный пакет» изменений и дополнений в Закон о защите конкуренции, которые вступили в силу в начале января 2016 года.
Изменения антимонопольного законодательства, в рамках четвертого антимонопольного пакета, направлены на существенное сокращение административных ограничений субъектов предпринимательской деятельности, определение критериев допустимости соглашений о совместной деятельности, конкретизацию форм недобросовестной конкуренции, повышение эффективности предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, расширение процессуальных гарантий и повышение открытости процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В целях совершенствования антимонопольного регулирования и формирования конкурентной среды в России необходимо дальнейшее развитие нормативно - правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики.
Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства РФ в эффективный регулятор рыночных отношений. Выбор правильного регулирующего антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально - экономических результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе.
Поэтому требуется непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно - оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - N 32. - ст. 3301.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). - ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - ст. 2954.
- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 34. - ст. 3426.
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. – 2006. - N 31 (1 ч.). - ст. 3434.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N 31. - ст. 3259.
судебная практика
- Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г. // www.supcourt.ru/
- Решение судьи Режевского городского суда Свердловской области от 29 сентября 2016 года. Дело № 12- /2016г. // СПС «Росправосудие».
литературные источники
- Аляутдинова М.С., Толкачева С.В. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 6 (11). - С. 82-85.
- Артемьев И., Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика. - 2014. - № 4. – С.78.
- Богданов Д. Д. Институциональные аспекты регулирования ценового поведения доминирующей фирмы // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 1. - С. 15-16.
- Верзун Ю.С. Проблемы защиты конкуренции в России // Марийский юридический вестник. - 2016. Т. 1. - № 1 (16). - С. 90-93.
- Журавлева Г.П., Мудрова С.В., Амирова Н.Р., Бурденко Е.В., Доценко Е.Ю. Развитие антимонопольного законодательства и его применение в национальной экономике России // в книге: Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования. - М., 2016. - С. 164-184.
- Кинев А. Ю., Франскевич О. П. Защита и развитие конкуренции в Российской Федерации // Юрист. - 2015. - № 17. - С. 7-11.
- Кузнецова, Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 383 с.
- Погодина И.В., Маркова Е.С., Аверин А.В. Развитие антимонопольного законодательства в США // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 746-749.
- Рыженков А.Я. О предмете антимонопольного законодательства Российской Федерации // Конкурентное право. - 2016. - № 1. - С. 21-24.
- Стародубровская Н.М. Основы антимонопольной политики. // "Вопросы Экономики". - 2013. - №16. - С. 5 - 9.
- Угурчиева Л.М. Антимонопольное законодательство в системе регулирования, отечественный и зарубежный опыт // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 176-178.
- Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс] www.fas.gov.ru.
- Чудинов О.Р. Новеллы антимонопольного законодательства Российской Федерации // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2016. - Т. 1. - С. 255-259.
- Шембетова Э.Р., Шембетова А.Р. Анализ антимонопольной политики в России и за рубежом (на примере США) // В сборнике: Финансы, денежное обращение и кредит: фундаментальные и прикладные научные исследования сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 284-291.
-
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 34. - ст. 3426. ↑
-
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. – 2006. - N 31 (1 ч.). - ст. 3434. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // Собрание законодательства РФ. – 2004. - N 31. - ст. 3259. ↑
-
Кузнецова, Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 383 с. ↑
-
Богданов Д. Д. Институциональные аспекты регулирования ценового поведения доминирующей фирмы // Таврический научный обозреватель. - 2015. - № 1. - С. 15-16. ↑
-
Аляутдинова М.С., Толкачева С.В. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 6 (11). - С. 82-85. ↑
-
Рыженков А.Я. О предмете антимонопольного законодательства Российской Федерации // Конкурентное право. - 2016. - № 1. - С. 21-24. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - ст. 4398. ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - N 32. - ст. 3301. ↑
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). - ст. 1. ↑
-
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - ст. 2954. ↑
-
Журавлева Г.П., Мудрова С.В., Амирова Н.Р., Бурденко Е.В., Доценко Е.Ю. Развитие антимонопольного законодательства и его применение в национальной экономике России // в книге: Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования. - М., 2016. - С. 164-184. ↑
-
Решение судьи Режевского городского суда Свердловской области от 29 сентября 2016 года. Дело № 12- /2016г. // СПС «Росправосудие». ↑
-
Артемьев И., Сушкевич А. Основания антимонопольной политики государства // Экономическая политика. - 2014. - № 4. – С.78. ↑
-
Стародубровская Н.М. Основы антимонопольной политики. // "Вопросы Экономики". - 2013. - №16. - С. 5 - 9. ↑
-
Федеральная Антимонопольная Служба [Электронный ресурс] www.fas.gov.ru. ↑
-
Угурчиева Л.М. Антимонопольное законодательство в системе регулирования, отечественный и зарубежный опыт // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 176-178. ↑
-
Шембетова Э.Р., Шембетова А.Р. Анализ антимонопольной политики в России и за рубежом (на примере США) // В сборнике: Финансы, денежное обращение и кредит: фундаментальные и прикладные научные исследования сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 284-291. ↑
-
Погодина И.В., Маркова Е.С., Аверин А.В. Развитие антимонопольного законодательства в США // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 746-749. ↑
-
Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере. Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г. // www.supcourt.ru/ ↑
-
Кинев А. Ю., Франскевич О. П. Защита и развитие конкуренции в Российской Федерации // Юрист. - 2015. - № 17. - С. 7-11. ↑
-
Верзун Ю.С. Проблемы защиты конкуренции в России // Марийский юридический вестник. - 2016. Т. 1. - № 1 (16). - С. 90-93. ↑
-
Чудинов О.Р. Новеллы антимонопольного законодательства Российской Федерации // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2016. - Т. 1. - С. 255-259. ↑