Файл: Государственное регулирование конкуренции и антимонополистической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Развитие антимонопольного законодательства является актуальной проблемой ввиду его взаимосвязи с изменяющимися экономическими процессами и необходимостью регулирования деятельности на товарных рынках. 

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды.

Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг. Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.

Деятельностью, прямо противоположной конкуренции является монополистическая деятельность. Она предполагает отсутствие возможности продвижения на рынок иных субъектов, и полностью нивелируют конкурентную среду. Как следствие – отсутствие прогресса, установление произвольно цен и тарифов на предлагаемые товары, работы или услуги, стагнация рыночной экономики.

Такое же разрушительное воздействие на экономическую сферу оказывает недобросовестная конкуренция. Общественные отношения в области конкуренции необходимо регламентировать законодательно для утверждения определённых норм, нарушение которых может повлечь юридическую ответственность. С этой целью создана система антимонопольного законодательства.

Соблюдение предписанных норм обеспечивает антимонопольный орган в виде Федеральной антимонопольной службы России. Первый закон, позволяющий определить особенности антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году. Это Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Дальнейшее развитие антимонопольного законодательства позволило за короткий период времени построить эффективную системы антимонопольного законодательства. Ее основу составляет Закон «О защите конкуренции».

В настоящее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции выходит за рамки экономической – она все больше затрагивает политические и социальные аспекты. Общеизвестно, что в некоторых случаях деятельность монополий является оправданной и необходимой, но эти процессы должны контролироваться со стороны государства в целях недопущения злоупотребления своим монопольным положением


Степень научной разработанности темы. Вопросы правого регулирования защиты конкуренции поднимались в немалом количестве научных работ. Проблемам зарождения и дальнейшего развития антимонопольного регулирования в различных странах занимались, в частности: И.Ю. Артемьев, О.А. Городов, М.Б. Демин, В.И. Еременко, С.А. Паращук, А.Г. Сушкевич, А.Ю. Юданов и др. Важно отметить и диссертационное исследование З.М. Казачковой (М., 2002 г.), оценивающее особенности антимонопольного регулирования в России и США.

В том числе, вопросы развития и периодизации российского законодательства о защите конкуренции были затронуты такими учеными, как: С.Б. Авадашева, В.А. Белов, Н.М. Розанова, А.Е. Шаститко и др.

Вопросы допустимости государственного вмешательства в конкурентную сферу рассматривали Р. Борк, А. Гринспен, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз, А. Маршалл, Р. Познер, К. Поппер, М. Ротбард, А. Рэнд, М. Фридман, Ф. Хайек.

Важно отметить, что все вышеназванные труды, рассматривая отдельные аспекты правового регулирования защиты конкуренции, в том числе и в зарубежных странах, не содержат комплексного сравнительно-правового анализа особенностей и тенденций правового регулирования защиты конкуренции в России и зарубежных странах.

Объектом исследования выступает правовое регулирование конкуренции и монополии, а также общественные отношения в области их защиты.

Предметом исследования являются научные труды, посвященные исследованию проблем конкуренции и монополии; российские нормативно-правовые акты и нормативные акты зарубежных стран в области защиты конкуренции.

Основной целью исследования является формирование комплексного представления о законодательстве о конкуренции и монополии в Российской Федерации и зарубежных странах.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

- изучить теоретические основы государственного антимонопольного регулирования и защиты конкуренции;

- рассмотреть систему и структуру законодательства о конкуренции и монополии в Российской Федерации;

- провести сравнительный анализ законодательства о конкуренции и монополии в Российской Федерации и зарубежных странах;

- выявить проблемы законодательства о конкуренции и монополии;

- определить перспективы развития законодательства о конкуренции и монополии.

Структура исследования обусловлена его целью и задачами, и включает введение, три главы, заключение, а также список использованной литературы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ

Участие государства в рыночной экономике было характерно на всех этапах ее развития. В процессе формирования более сложных хозяйственных связей появилась необходимость изменения форм и объемов деятельности государства в регулировании экономической сферы. По мере развития рыночной экономики появляется свойственная рынку тенденция к монополизации.

Фундаментом рыночного саморегулирования является институт конкуренции, возможность проявления и эффективность функционирования которого зависят в современных условиях исключительно от соответствующей государственной стратегии в этой области[1].

Конкуренция - это соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимального дохода (прибыли[2].

Конкуренция стимулирует развитие и внедрение новых технологий, повышение качества товаров и услуг, расширение выбора для потребителей, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

Свободное ценообразование и свободный рынок являются идеальными условиями для совершенной конкуренции. Совершенной конкуренцией называют такое состояние экономики, при котором на рынке присутствует неограниченное число продавцов и покупателей однородного товара. Для рынка совершенной конкуренции характерно отсутствие каких-либо барьеров для входа в отрасль новых продавцов и выхода с рынка, а также полная информационная прозрачность. При таком состоянии рынка отдельная фирма не имеет возможности влиять на формирование цены.

В реальности соблюдение всех условий совершенной конкуренции практически невозможно. В современной рыночной экономике преобладают формы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Основная черта рынка несовершенной конкуренции - это возможность отдельных продавцов и покупателей в той или иной степени оказывать влияние на цену.

Наиболее распространенными и опасными для свободной конкуренции являются искусственные монополии, создаваемые специально для получения монополистических выгод. В погоне за сверхприбылью компания-монополист может искусственно ограничивать производство и поднимать цены, нарушая тем самым механизм рыночного регулирования экономики. Из-за отсутствия конкурентов часто монополист может иметь высокий доход без дополнительных усилий, что ослабляет его мотивацию к усовершенствованию производства и повышению качества продукции. Чрезмерная монополизация ведет к нерациональному распределению ресурсов, повышению цен на внутреннем рынке, а также резкой дифференциации доходов населения и росту социальной напряженности.


Однако, существуют отрасли, для которых оптимальным является большой размер предприятий, так как достижение минимальных средних издержек и максимального качества возможно только при больших объемах производства. Поэтому, государственная антимонопольная политика направлена не на устранение монополий, а на поддержание необходимого равновесия на рынке, недопущение всевластия фирм-монополистов и нарушения механизмов саморегуляции рынка.

Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих функционирование экономической системы и достижение всех социально-экономических целей, является государственная антимонопольная политика.

В настоящее время проблема антимонопольного регулирования в России крайне актуальна. Она имеет как экономическое, так и социальное значение.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)[3].

Усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Проанализировав деятельность органов исполнительной власти в сфере антимонопольного регулирования за последние несколько лет, мы можем наблюдать положительную тенденцию. Была усовершенствована законодательная база, проведена работа по пресечению нарушений. Однако на сегодняшний день остается еще много задач, требующих решения.

Одним из основных направлений деятельности государства в сфере антимонопольного регулирования является борьба с недобросовестной конкуренцией. Запрет на недобросовестную конкуренцию устанавливает Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации[4].

В настоящее время недобросовестная конкуренция приобрела множество различных форм: дискредитация конкурентов, демпинг цен, хищение интеллектуальной собственности, методы силового воздействия, лишение конкурентов рынка сырья или сбыла, сговор и другие методы незаконного воздействия.


Можно выделить следующие основные черты недобросовестной конкуренции:

  1. стремление компании добиться успеха при помощи незаконного использования результатов деятельности конкурента, а не за счет собственных достижений;
  2. применение каких-либо противоправных мер воздействия, как непосредственно на компанию-конкурента, так и путем ложных и вводящих в заблуждение утверждений.

При реализации стратегии государства, направленной на пресечение недобросовестной конкуренции, должны применяться как прямые, так и косвенные методы воздействия. К прямым методам можно отнести такие методы как защита интеллектуальной собственности, регулирование рекламной деятельности, создание и усовершенствование законодательной базы и контроль за ее соблюдением.

Проконтролировать все стороны деятельности участников экономических отношений практически невозможно, поэтому не менее важными являются косвенные методы воздействия, направленные на стимулирование самих производителей к деятельности по предотвращению недобросовестной конкуренции.

Также существенную роль в борьбе с недобросовестной конкуренцией играют саморегулируемые предпринимательские и общественные объединения. При этом деятельность производителей контролируется не только государством, но и коллегами- профессионалами, знающими все детали данной отрасли.

В качестве важных мер по созданию конкурентной среды и предотвращению чрезмерной монополизации рынка также следует отметить политику государства по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Она может осуществляться посредством субсидий из федерального и региональных бюджетов, создания и развития инфраструктуры информационно-консультационной поддержки, создания гарантийных фондов для предоставления поручительств по обязательствам. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России реализуются уполномоченным органом - Министерством экономического развития Российской Федерации.

Для облегчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес применяется особый налоговый режим - упрощенная система налогообложения.

Однако на сегодняшний день в России существует еще много препятствий для развития малого и среднего бизнеса. В частности, предпринимателями отмечаются сложности в получении кредитов, высокие налоги и сборы. Вместе с тем государственная помощь не всегда доходит до адресатов в полном объеме, что является серьезным негативным фактором для развития препирательства.