Файл: Теоретические подходы к управлению персоналом организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется необходимым проведение анализа состава иܖ структуры трудовых ресурсов компании,ܖ прежде всего, по категориям персоналаܖ (таблица 8).

Таблица 8

Состав и структура персонала ООО «Западная

Компания» по категориям персонала (%)

Категория персонала

Годы

Изменение

2017

2018

2019

2018 от

2017

2019 от

2018

1. Руководители

15,1

16,6

17,7

1,5

1,1

2. Специалисты

6,8

7,4

7,9

0,6

0,5

3. Служащие

9,0

8,5

7,3

-0,5

-1,2

4. Основной персонал

69,4

67,5

67,1

-1,9

-0,4

5. Среднесписочная численность работников

100,0

100,0

100,0

-

-

В структуре персоналаܖ на протяжении всего периода исследования преобладали работники основной деятельности. Их доля в общей ܖчисленностиܖперсонала составила в 2017г. 69,4%, в 2018г. – 67,5%, в 2019г. – 67,1%.

Рисунок 5 - Структура персонала ООО «Западная Компания» по категориям персонала в 2019 году.

Наименьший удельныйܖ вес занимали служащие. Так, в 2017 г. их доля составила 9%, в 2018 г. – 8,5%, а в 2019 г. сократилась до 7,3% за счет ростаܖ доля руководителей.

Анализ составаܖ работающих по возрасту проведем наܖ основе данныхܖ таблицы 9.

Таблица 9 Состав работающих ООО «Западная Компания» по

возрасту

Возраст, лет

2017 год

2018 год

2018 к

2017, %

2019 год

2019 кܖ

2018, %

18–25

5

5

100,0

4

80,0

26–35

11

13

118,2

13

100,0

36–45

46

50

108,7

46

92,0

46–55

14

13

92,9

16

123,1

56 и

старше

1

3

300,0

1

33,3

Итого

77

84

109,1

80

95,2


5%

среднее

среднее специальное

незаконченное высшее высшее

25%

42,5%

22,5%

Рисунок 6 - Состав работающих ООО «Западная Компания» по возрасту в 2017-2019 году.

Наибольшую долю в составе работников по возрасту занимают работникиܖ в возрасте от 36 до 45 лет, их численностьܖ в 2017 г. была равнаܖ 46 чел., в 2018 г. увеличилась на 8,7%ܖ и составила 50 чел., в 2019 г. сноваܖ снизилась до 46 чел.

Кадровыйܖ. состав компании является недостаточно стабильным,ܖ поскольку повышается текучесть кадровܖ с 1,1% в 2017 г. до 2,4%ܖ вܖ 2019 г.

Свидетельствомܖ недостаточно эффективнойܖ проводимойܖ в компанииܖ кадровой политики является снижение коэффициентов постоянства состава иܖ устойчивостиܖ состава трудовыхܖ ресурсов.

Проблема текучести кадров вܖ ООО «Западная Компания» является совокупным результатом взаимодействия факторовܖ внешнейܖ и ܖ внутренней среды компании.Внешние факторы: качество трудовых ресурсов; демографическая ситуация в стране; экономическая ситуация (спад или подъём). Внутренние факторы компании: корпоративная культура; экономическое положение; уровень кадрового менеджмента,ܖкадровая политика.

2.2. Определение соответствия этапу развития организации системы управления персоналом

Для того чтобы определить, в какой стадииܖ развития находится организация, можно использовать критерии, предложенные Д. Миллером и П. Фризеномܖ (см. табл.10).

Таблица 10 Критерии определения стадии развития предприятия

Стадии развития

Этапы развития

Критерии

Создание

1 этап

Возраст предприятия младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Рост

2ܖ этап

Уровень продажܖ возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика управления персоналом формализована

Развитие (Рост)

3 этап

Уровень продажܖ растет, но прирост составляет менее 15%, болееܖ бюрократическиеܖ предприятия

Развитие (Расцвет)

4 этап

Уровень продажܖ снова возрастает болееܖ чем на 15%, используются сложныеܖ системы контроля и планирования

Упадок

5 этап.

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает


Для определения этапа рассмотрим. основные хозяйственные иܖ экономические показатели деятельностиܖ. предприятия ООО «Западная Компания»,ܖ составленные на основе бухгалтерской отчетности за ܖ 2017–2019 гг. представлены в таблице 11.

Таблица 11 Основные экономические показатели деятельности ООО «Западная Компания» за 2017–2019 гг.

Показатель

Годы

Изменение

2017

2018

2019

+,-

Темп роста, %

2018

от 2017

2019

от 2018

2018 кܖ

2017

2019

к 2018

Выручка от реализации

продукции, работ, услуг, тыс. р.

31453

41052

65235

9599

24183

130,5

158,9

Полная себестоимость проданной

продукции, работ, услуг, тыс. р.

26262

35774

55720

9512

19946

136,2

155,8

Прибыльܖ (убыток) от продаж, тыс. р.

5191

5278

9515

87

4237

101,7

180,3

Из табл. 11 видно, что выручка от реализации продукции, работ иܖ услуг предприятия увеличилась, по сравнению с 2018 г., и составила в 2019 г. 65235 тыс. р. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. Так же произошелܖ рост что связано с ростом объемов продаж. не взираяܖ наܖ. финансовый иܖ экономического кризис, что позволяет судить о том что конценпцияܖ предприятия, а также ниша выбранная для осуществленияܖ деятельностиܖ ООО «Западная Компания» является достаточно прибыльнойܖ иܖ не реактивной кܖ кризисным тенденциям.

Рисунок 7 - Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «Западная Компания» за 2017– 2019 гг.

Полная себестоимость продукции характеризовалась тенденцией кܖ росту. В 2017 г. темп снижения себестоимости опережал темп снижения выручки, в 2019 г. наблюдались противоположные изменения. Рост цен наܖ сырьё,ܖ транспортные перевозки,ܖ а такܖ же индексация зарплат не в полнойܖ мере компенсировались ростом отпускных цен наܖ услуги.

Политикаܖ управления персоналом ООО «Западная Компания» формализованаܖ иܖ включает вܖ себя:

      1. Обеспечение кадрами. Планирование иܖ проведение мероприятий, направленных на обеспечение процессаܖ управления и производственнойܖ деятельностиܖ. достаточным количествомܖ персонала, обладающего качествами, необходимымиܖ для достижения поставленных целей:
  • анализܖ рынка труда;
  • формирование системы взаимосвязиܖ с внешними источниками, обеспечивающимиܖ ООО «Западная Компания» кадрамиܖ (учебныеܖ заведения, кадровые агентства и т.д.);
  • выбор источников наймаܖ персоналаܖ (анализ внутреннего резерваܖ и / или привлечение персонала из внешних источников);
  • разработка вариантов движения (ротации) персонала;
  • организация отбора иܖ разработка методов оценкиܖ кандидатовܖ наܖ вакантную должность;
  • выбор путей, порядкаܖ иܖ процедуры высвобождения / увольнения персонала;
  • обеспечение социальныхܖ гарантий увольняющимся работникам.
      1. Мотивация и стимулирование персонала. Привитие иܖ воспитание корпоративного духа,ܖ разработка системы стимулирования (вознагражденийܖ иܖ поощрений), способствующейܖ повышению заинтересованности персонала в качестве своей работы иܖ в успехеܖ ООО «Западная Компания» вܖ целом:
  • нормирование и тарификация труда, развитие системы оплаты труда, формы морального поощрения и взысканийܖ персонала;
  • разработкаܖ программ социального развития (организация социального и медицинского страхования, организация общественного питания, отдыха, обеспечение детскими учреждениями,ܖ негосударственныйܖ пенсионныйܖ фонд и т.д.);
  • определение удовлетворенностиܖ работой и взаимоотношениями в коллективе ООО «Западная Компания», определение степениܖ лояльности кܖ компании, социально-психологическийܖ климат; профилактикаܖ иܖ управление производственными конфликтами и стрессами;
  • формирование системыܖ внутрифирменных коммуникацийܖ (степеньܖ доступности иܖ способы распределения внутри ООО «Западная Компания» информации о позициях на рынке, ее перспективах иܖ целях, о происходящих в ООО «Западная Компания» событиях и ܖ изменениях);
  • укрепление и пропаганда существующихܖ в ООО «Западная Компания» этических норм, системы ценностей, традиций.
      1. Организация труда. Комплекс мер по оценке требований кܖ рабочему процессу и выработке критериев для оценкиܖ качества выполняемойܖ работы:
  • оценка условий и графика работы (физические и социально-бытовые условия, в которых выполняется работа, организация рабочих мест,ܖ распределение рабочего времени);
  • формирование системы требований кܖ дисциплине, методы иܖ организация контроля;
  • планирование работ, разработкаܖ должностныхܖ инструкций;
  • определение степени и характера участия персоналаܖ в принятииܖ решенийܖ иܖ постановке целей и задач;
  • разделение функцийܖ и распределение зон ответственности между сотрудниками, система отчетности, оценка выполнения работы (критерииܖ иܖ технология проведенияܖ оценкиܖ качества работы,ܖ использование результатов оценкиܖ для разработкиܖ программܖ обучения, планирования карьеры, определенияܖ вознаграждения).
      1. Администрирование. Документальное сопровождение процессаܖ управления персоналом ООО «Западная Компания», обеспечениеܖ правовой защищенностиܖ по вопросам соблюдения действующего трудового законодательства:
  • учет персонала (учет кандидатов, найма, обучения, взысканий иܖ поощрений, перемещений и увольненияܖ персонала, персональное электронное досье);
  • оформление трудовых правоотношений (кадровых документовܖ), ведение трудовыхܖ. книжек,ܖ подготовка трудовыхܖ контрактов).

Таблица 12 Определения стадии развития ООО «Западная Компания»

Стадии развития

Этапы

Критерии

Создание

(Рождение)

1 этап

возраст предприятия младше 10 лет; имеет неформальную структуру;

во главе управления – менеджер-собственник

-

-

-

Рост

2 этап

уровень продаж возрастает более чем на 15%; функционально организионная структура управления;

политика управления формализована

Зрелость

(Рост)

3 этап

уровень продаж растет, прирост составляет менееܖ 15%;

более бюрократические предприятия

-

-

Зрелость

(Расцвет)

4 этап

уровень продаж снова возрастает более чем на 15%,

используются сложные системы контроля и планирования

-

-

Спад

5 этап

ограничение выпуска продукции;

прибыль падает

-

-

Детально изучив параметры представленные в табл. 12 отметим что ООО «Западная Компания» по всем основнымܖ. направлениямܖ указанным в диагностической таблице для определения этапаܖ развитияܖ компанииܖ рассмотрим находится на этапеܖ Жизненного цикла организацииܖ который носит название фаза «Роста»:

  1. Предприятие ООО «Западная Компания» существует с моментаܖ созданияܖ в июне 2005 года уже более 11 лет.
  2. Уровень продаж ООО «Западная Компания» за ܖ 2017-2019 годы имеет тенденцию кܖ росту более чем наܖ 15%, а в частностиܖ абъёмܖ продажܖ в 2018 году по сравнению с 2017 годом возрос на 30,5% а в 2019 году рост объёмаܖ продаж составил 58, 9% по сравнению с аналогичным показателемܖ 2018 года.
  3. ООО «Западная Компания» имеет функциональную структуру управления;

Выручка от реализации

продукции, работ, услуг,%.

158,9%

130,5%

2019 к 2018 2018 к 2017

  1. Управление персоналом ООО «Западная Компания» формализовано иܖ включает в себя такие мероприятия как:
  • Обеспечение кадрами;
  • Мотивация и стимулирование персонала;
  • Организация труда;
  • Администрирование.

Все эти маркеры указывают наܖ то что этапܖ жизненного циклаܖ ООО является этапܖ «Рост».


Рисунок 8 - Модель Жизненного цикла предприятия Д. Миллера и П. Фризена

Этапܖ «Роста» это 2 этап Модели «Жизненного цикла организации» Д. Миллера иܖ П. Фризена, он характеризуется формированием и развитиемܖ коллективности. В ООО «Западная Компания» продолжают развиватьсяܖ инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссияܖ предприятия. Коммуникацииܖ и структура в рамкахܖ предприятияܖ трансформируются иܖ формализуются.

Для большинстваܖ организаций, находящихся в стадии роста, наиболее существен вопрос о привлечении нового персонала. Около 70% времениܖ специалистов кадровых служб посвящены именно этому: где найти новыхܖ сотрудников, какܖ их оценитьܖ иܖ отобратьܖ наиболееܖ подходящих, какܖ провестиܖ адаптацию персонала, ввестиܖ его вܖ корпоративную культуру, сделать процесс включения быстрымܖ и минимально затратным. Учитывая, что рост организации ставит проблемы управляемости, менеджер по персоналу должен продумывать вопросы изменения организационнойܖ. структуры,ܖ принципов управления и в широкомܖ смысле - командного управления иܖ формированияܖ управленческих команд.

Еще однаܖ существенная проблема, с которойܖ сталкивается управлениеܖ персоналом, — проблема размывания корпоративной культуры. В периодܖ ростаܖ организация может включать в себя гораздо больше персонала, чемܖ наܖ предыдущихܖ стадиях. Еслиܖ организация смогла выйтиܖ наܖ стадию роста,ܖ нашлаܖ своего потребителя, удержаласьܖ наܖ рынке, безусловно, вܖ корпоративнойܖ культуре естьܖ много продуктивного, онаܖ способна датьܖ организации стимулܖ для дальнейшего роста. Но с приходом новыхܖ сотрудников, работавших прежде вܖ других фирмах иܖ предприятиях,ܖ менеджер по персоналу сталкивается с проблемой — удержать продуктивность корпоративной культуры, ее ценности, заимствовать все наиболее интересное, включитьܖ ихܖ в культуру, но не позволить групповымܖ представлениям погибнутьܖ под напором множестваܖ новых идей.

Какܖ уже отмечалось, однаܖ из существенныхܖ проблем на стадииܖ ростаܖ организации — удержание и укреплениеܖ корпоративной культуры, преодоление тенденцииܖ ее размывания новыми сотрудниками. Чтобы этого не произошло, необходимо выполнять следующие требования:

  • принимать на работу новых сотрудников, способных воспринятьܖ корпоративную культуру;
  • формализовать правила, символы и нормы поведения;
  • наказывать и увольнять сотрудников, отклоняющихся от нормܖ корпоративнойܖ культуры.