Файл: жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями ( Влияние профессиональной деятельности на личность ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жизнестойкость, с его точки зрения, – «системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности». Р. М. Рахимова определяет жизнестойкость как «совокупность ценностных установок и диспозиций, позволяющая сформулировать позитивный жизненный проект, рационально оценить существующие и потенциальные ресурсы, актуализировать рациональные потребности и положительно адаптироваться в заданных условиях»[16].

Е. В. Медведева считает жизнестойкость ключевой личностной
переменной, служащей буфером влияния стресса на соматическое и
душевное здоровье. Она определяет жизнестойкость как меру способности
человека выдержать трудную ситуацию, сохранив внутренний баланс и не
снижая эффективность своей деятельности. Ю. И. Сова включает
два компонента в понятие жизнестойкости: жизнестойкое поведение и
жизнестойкое отношение. Первый предполагает мобилизацию сил и
активное преодоление ситуаций дистресса, ориентирован на сохранение
собственного физического и психического здоровья, а также других
личностных ресурсов. Этот компонент обеспечивает личностный рост в
трудных жизненных ситуациях. Жизнестойкое отношение же характеризует
восприятие жизненных событий, они субъективно оцениваются как менее
значимых, менее травмирующие, человеком осуществляется положительная
переоценка произошедшего события[22].

С точки зрения Р. И. Стецишина, жизнестойкость – это личностнопсихологического ресурс, который позволяет человеку противостоять развитию состояний профессионально-личностной дезадаптации.

Среди авторов, так или иначе рассматривавших жизнестойкость в
своих работах, можно также упомянуть Ф. Е. Василюка, В. В. Козлова, Ш.
Магомед-Эминова, В. И. Лебедева, Н. Н. Пуховского, М. М. Решетникова и
др. Современные российские исследователи предпринимают попытки
выявления определенных черт личности, которые могли бы способствовать
эффективному преодолению трудных жизненных ситуаций и успешной
адаптации[24].

Проблема жизнестойкости старших школьников и ее взаимосвязи с их
личностными особенностями до сих пор разработана очень слабо. В процессе
работы не обнаружено исследований, посвященных тем или иным
проявления жизнестойкости подростков в контексте школьного
образовательного процесса. Также отсутствуют работы, посвященные
сравнительному анализу проявлений жизнестойкости и ее компонентов у
подростков в зависимости от возраста и пола. По настоящее время не было
разработано эффективных методов диагностики жизнестойкости,
отвечающих российским реалиям и подходящих для российского
менталитета, в связи с чем заметно сужены возможности для дальнейшего
изучения данного феномена.


Влияние профессиональной деятельности на личность

Существует множество подходов к пониманию термина «деятельность». В широком определении она понимается как форма активного отношения человека к окружающему миру с целью преобразования. Деятельность включает в себя: цель, средство, результат и форму самого процесса деятельности. Помимо этого в ее структуру входит: отношение к труду, стимулы труда, мотивы труда и т.п[15].

Верховин В.И. определяет трудовую деятельность следующим образом: это «обусловленная технологическими средствами и независимая от субъективных желаний целесообразная форма профессиональной активности индивида; - это относительно жестоко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми, объединенными в производственные организации».

В большой советской энциклопедии профессиональная деятельность определяется, как «род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. В процессе овладения профессиональной деятельностью сначала формируются одни ее составляющие, а затем – другие. Любая из составляющих подчиняется развитию системы в целом[10].

Главной структурной единицей деятельности, является процесс, направленный на достижение цели - действие. Анисимов О.С. выделяет три основания в понимании термина «деятельность».

  • В первой – рассматривается любой процесс как деятельность.
  • Во второй трактовке соотношение процесса с удовлетворением потребности индивида и личности.
  • Третья – два основных условия превращения процессов человеческого существования в деятельность[19].

Субъектом деятельности является личность - социальное качество человека, как носителя сознания.

Мерлин В.С. определяет личность, как целостная, относительно устойчивая индивидуально своеобразная и социально – типичная организация сознания, определяющая активный, творческий характер деятельности человека и имеющая социально нравственную значимость для общества. Так же он выделяет признаки свойств личности[23]:

-характеризуют сознательную часть психики;

-достаточно постоянны и устойчивы;

-поддаются изменению;

-проявляются и формируются в социальных отношениях;


-подлежат социально оценке;

-индивидуально своеобразны;

-социально – типичны.

Необходимо отметить, что личность является субъектом деятельности. Подлинным субъектом она становится, когда вносит в деятельность что то новое, неповторимое, индивидуальное. Для выполнения функций личности, как субъекта деятельности необходимо определенное соотношение социально – типичных и индивидуальных свойств. Индивидуальное своеобразие характеризует личность, как субъект деятельности. Социально – типичные свойства характеризуют человека не только как субъекта, но и как объект общественных отношений. Данные свойства формируются в зависимости от определенных социально – исторических условий, в результате социальных возможностей, в особенности целенаправленного общественного воспитания[25].

Как субъект профессиональной деятельности, личность претерпевает изменения в процессе ее выполнения. Данные изменения принято называть термином «профессиональная деформация». Рогов Е.И. предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполнения профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестоких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям.

Можно рассматривать данное явление как адекватные, эффективные и прогрессивные в рамках профессиональной деятельности изменения, но параллельно регрессивные по отношению к жизнедеятельности человека в социуме. Однако профессиональную деформацию принято считать одним из отрицательных качеств профессионала[27].

Профессиональная деформация личности может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное воспитывающее влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении интересов. Отрицательные изменения в личности специалиста под влиянием их профессиональной роли проявляются в эмоциональной сухости и многом другом.

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику. Сначала неблагоприятные условия труда вызывают отрицательные изменения в профессиональной деятельности. Затем, отрицательные изменения накапливаются в личности, приводя к ее перестройке, что проявляется в повседневной жизнедеятельности человека[3].


Рогов Е.И.выделяет несколько видов профессиональной деформации личности:

- Общепрофессиональные деформации, типичны для большинства людей. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок и привычек. Допустимые и неизбежные для приверженных совей профессии лиц общепрофессиональные деформации образа мира, профессионального сознания как типичные для представителей профессии, отличающихся предметным содержанием.

- Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности[2].

- Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия может создавать благоприятные условия для развития личностных качеств, предпосылки которых были до начала профессионализации.

В процессе выполнения профессионала своих профессиональных обязанностей преобразуются свойства личности. Как следствие возникает профессиональный тип личности, который проявляется вне профессиональной сферы. В широком понимании профессиональные деформации это результат сохранения измененных под влиянием деятельности ранее сложившихся стереотипов, установок, навыков, знаний и опыта. Деформация – это явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявления зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специализации трудовых задач, используемых предметов и условий труда[12].

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Проф.деформация присутствует у представителей разного рода деятельности. В процессе ежедневного многолетнего профессионального «общение» с правонарушителями, сотрудники правоохранительных органов деформируются. На них воздействует многократный стресс при задержании и обезвреживании преступников, как следствие может возникать посттравматические стрессовые расстройства; специфические моральные нагрузки и часто вынужденно ненормированные рабочие дни, ведущие к «выгоранию личности»[16].


Одна из самых частых причин изменений - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал.

Наиболее каверзная причина деформации личности сотрудника МВД возникает из-за необходимости учитывать логику мышления преступника, мысленно следовать за ней. Чтобы раскрыть преступление, сотрудник вынужден ставить себя на место преступника, знать его манеры, привычки, традиции. В итоге личность сотрудника правоохранительных органов теряет свою индивидуальность и уподобляется личности преступника.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению деформации[22].

Факторы обусловленные спецификой деятельности правоохранительных органов:

- детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

- наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

- корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка, и отчуждения их от общества;

- повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

- психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

- экстремальность деятельности;

- необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями[28].

Факторы отражающие особенности сотрудников органов правопорядка:

- неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

- недостаточная профессиональная подготовленность[13];

- специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника;

- профессиональный опыт;

- профессиональные установки, к примеру, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.;

- особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

- изменение мотивации деятельности.

Факторы социально-психологического характера:

- неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;