Файл: жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями ( Влияние профессиональной деятельности на личность ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Параметр «Вовлеченность» показывает высокие значения взаимосвязи со шкалами ПСП – поиск социальной поддержки; ПО – принятие ответственности; ПРП – планирование решения проблемы; ПП – переоценка

(по методике Лазаруса)., а также ПП- позитивным переформулированием; ИСП – инструментальной социальной поддержкой; АС – активным совладанием; ОР – обращением к религии; Ю – юмором; ЭСП – эмоциональной социальной поддержкой; П – принятием.

Параметр «Контроль» коррелирует со шкалами СК – самоконтроль; ПО – принятие ответственности; ПРП – планирование решения проблемы; ПП – переоценка (по методике Лазаруса)., а также КЭ – концентрацией на эмоциях и их выражением; ИСП – инструментальной социальной поддержкой; АС – активным совладанием; П – принятием; ПКД – подавлением конкурирующей деятельности; Пл – планированием.

Параметр «Принятие риска» отрицательно коррелирует со шкалами КК- конфронтационный коппинг, Д –дистанцирование; О –отрицание; ПУ – поведенческий уход от проблемы; ИУ – использование «успокоительных»; положительно коррелирует со шкалами П – принятие; ПКД – подавление конкурирующей деятельности; Пл – планирование, ОР – обращение к религии; Ю – юмор.

Таким образом, мы видим положительные корреляции параметров жизнестойкости с положительными копингами и в мужской и женской подгруппах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе проведенного исследования нами был проведен анализ теоретических подходов и эмпирических исследований особенностей жизнестойкости педагогов, взаимосвязи параметров жизнестойкости с копинг-стратегиями поведения в стрессовых ситуациях. Изучением данных вопросов занимались в зарубежной психологии: С. Мадди, К. Адлер, Т. Смит, Шарли, Раш, Шоел, Барнард, Флориан, Микулинчер, Таубман.

В современной отечественной психологии жизнеспособность рассматривается как выживаемость человека, его личностное самосохранения (И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, М. П. Гурьянова и другие). В структуре жизнестойкости будут различия в проявлении составляющих этого образования у мужчин и женщин согласно современным теориям.

Организовано эмпирическое исследование особенностей жизнестойкости педагогов, а также взаимосвязей между копинг-стратегиями поведения в стрессовых ситуациях. Выборку составили 52 человека. Из них 25 мужчин в возрасте от 23 до 54 лет и 27 женщин в возрасте от 22 до 55 лет.

Установлены различия в жизнестойкости мужчин и женщин-педагогов по шкале принятие риска и общей шкале жизнестойкости. У мужчин показатели выше. Между тем, вовлеченностью и контролем мужчины и женщины не отличаются. Наиболее популярными коппинг-стратегиями у мужчин является принятие ответственности, поиск социальной поддержки, планирование решения, положительная самооценка и самоконтроль. Результаты дополнены методикой Гордеева-Осина.


Таким образом, чаще мужчины используют стратегии Планирования, Позитивного переформулирования, Инструментальной социальной поддержки, активного совладания и Подавление конкурирующей деятельности. Все популярные стратегии являются конструктивными. Наименьшее значение набрали шкалы бегство-избегание, дистанцирование и конфронтационный коппинг. Наименьшие значения набрали стратегии Обращение к религии, использование «успокоительных», Отрицание и Поведенческий уход от проблемы. Популярными копинг-стратегиями у женщин стали стратегия планирования решения проблемы, на 2-м по популярности месте стратегия переоценки, далее – принятие ответственности, поиск социальной поддержки и самоконтроль. По другой методике самой популярной, так же как и у мужчин, является стратегия Планирования, и далее позитивное переформулирование, активное совладание, юмор и подавление конкурирующей деятельности. Таким образом, в самые популярные женские стратегии не вошла стратегия инструментальная социальная поддержка, представленная у мужчин, но в то же время, появилась стратегия Юмор.

Следовательно, женщины чаще мужчин способны снимать напряжение и совладать со стрессом с помощью юмора. Самой непопулярной коппинг стратегией у женщин стала стратегия бегство-избегание, реже других стратегий женщины используют конфронтацию и дистанцирование. Наименьшие значения набрали следующие коппинг-стратегии: Отрицание, Сдерживание совладания, Поведенческий уход от проблемы, Использование успокоительных. Одинаковые значения (средние) в женской подгруппе набраны по стратегиям Концентрация на эмоциях и их выражение, Инструментальная социальная поддержка, Эмоциональная социальная поддержка, чуть меньшие значения по стратегиям Принятие, Мысленный уход от проблемы, Обращение к религии. Установлены различия по шкалам поиск социальной поддержки, конфронтационный коппинг, принятие ответственности. А также различия по шкалам – инструментальная социальная поддержка, отрицание, обращение к религии, юмор, поведенческий уход от проблемы.

Так, жизнестойкие мужчины отличаются преобладанием следующих коппингов принятие ответственности, поиск социальной поддержки, планирование решения, положительная самооценка, самоконтроль, а также Планирования, Позитивного переформулирования, Инструментальной социальной поддержки, активного совладания и Подавление конкурирующей деятельности. Мужчины с наименьшими в выборке значениями по жизнестойкости наряду с вышеперечисленными характеризуются Обращением к религии, использованием «успокоительных», Отрицанием и Поведенческим уходом от проблемы.


Жизнестойкие женщины-педагоги чаще используют стратегию планирования решения проблемы, стратегию переоценки, принятие ответственности, поиска социальной поддержки и самоконтроля, стратегию Планирования, позитивного переформулирования, активного совладания юмора и подавление конкурирующей деятельности. Женщины, показавшие меньшие значения по жизнестойкости пользуются стратегиями бегство-избегание, стратегии конфронтации и дистанцирования, а также Отрицание, Сдерживание совладания, Поведенческий уход от проблемы, Использование успокоительных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арестова О.Н., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14.[Текст]/О.Н.Арестова, Н.В.Калинина// Психология – №1 – 2000, с.20-29.
  2. Белан Е. А. «Закономерности организации совладающего поведения в сочетании с типом образа трудной ситуации./ Под редакцией Козлова В.В. [Текст]/Е.А.Белан// – Ярославль,2005. – С. 316.
  3. Березин Ф.Б. «Психологическая и психофизиологическая адаптация человека». [Текст]/Ф.Б.Березин// Л., 1988г.С. 265.
  4. Бодров В.А. «Психологический стресс»: развитие и преодоление». [Текст]/В.А.Бодров// – М., ПЕР СЭ, 2006. – С.528.
  5. Варданян Б.Х. «Стресс и его значение для организма». [Текст]/Б.Х.Варданян// М.,2001. – С. 238.
  6. Гладких А.В. «Влияние эмоционального стресса на состояние здоровья медицинских работников». [Текст] /А.В.Гладких// М.,2001. – С.56.
  7. Грандо А.А. «Врачебная этика и медицинская деонтология».

[Текст] /А.А.Грандо// К., 2002. – С.168.

  1. Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации

курсантов на первом и втором году обучения в медицинском вузе:

Автореферат. дис….канд. психол. наук. [Текст] /С.Ю.Добряк// Спб., 2004.

  1. Додонов Б.И. «Эмоциональная концепция личности». [Текст]/Б.И.Додонов// М., 2002. – С. 46.
  2. Дементий Л.И. «К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения» // Журнал прикладной психологии, 2004. [Текст]/Л.И.Дементий// №3. С. 20-25.
  3. Зильберман П.Б. «Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу». [Текст] /П.Б.Зильберман// М.,2006. – С.148.
  4. Коновалова Н.Л. «Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников». [Текст] /Н.Л.Коновалова// СПб., 2000.
  5. Китаев- Смык Л.А. «Психология стресса. Психологическая антропология стресса». [Текст]/Л.А.Китаев-Смык// – М., 2009. – С.443.
  6. Климов Е.А. «Введение в психологию труда». [Текст] /Е.А.Климов// – М., Изд-во «Академия», 2004. – С.336.
  7. Кулганов В.А., Маклаков А.Г. Исследование адаптационного потениала личности // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной. [Текст]/В.А.Кулганов, А.Г.Маклаков// СПб.,2005.
  8. Крюкова Т.Л. «Психология совладающего поведения: три копинг шкалы». [Текст] /Е.Л.Крюкова// – Кострома: Авантитул, 2007. – С. 60.
  9. Коростылева Л.А. «Психология самореализации личности. Затруднения в профессиональной сфере». [Текст]/Л.А.Коростылева// – Спб.: Речь, 2005. – С.222.
  10. Камынина И.В. «Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности». [Текст] /И.В.Камынина// – Хабаровск, 2008. – С. 16.
  11. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. [Текст] /Р.Лазарус// Л., 1970.
  12. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. [Текст]/А.Г.Маклаков// Т.22.2001. №1.
  13. Мальцева А.П., Малютина Н.Н. «Профессиональный стресс, как фактор риска врачебной деятельности» //Бюллетень научного совета. Медико-экологические проблемы работающих. [Текст]/А.П.Мальцева, Н.Н.Малютина// – М., 2006. №2. С. 56-59.
  14. Налчаджян А.А.. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст]/А.А.Налчаджян// – Ереван: Изд-во «АН Армянской ССР», 1988, с.125 - 126.
  15. Никольская И. М. «Совладающее поведение в защитной системе человека» // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции /отв.ред.: Е.А.Сергиенко. [Текст]/И.М.Никольская// – Кострома: КГУ им. Н.А.

Некрасова, 2007. – С. 426.

  1. Прохоров А.О. «Саморегуляция психических состояний:

феноменология, механизмы, закономерности». [Текст] /А.О.Прохоров// М.,2005. – С. 352.

  1. Судаков К.В. «Системные механизмы эмоционального стресса». [Текст] /К.В.Судаков//М., 2001. – С.156.
  2. Стецишин Р.И. «Стрессогенный характер труда в профессиональной деятельности врача руководителя» // Психологическое здоровье нации: региональный аспект (Материалы Международной научной конференции). [Текст]/Р.И.Стецишин// – Краснодар: Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, 2006. – С. 231-232.
  3. Селье Г. Стресс без болезней / Стресс жизни. [Текст]/Г.Селье// – СПб., 1994, 231с.
  4. Томас У., Знанецкий Ф., «Методологические замечания» // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. – Спб.: Изд-во «Питер», 2001. [Текст]/У.Томас, Ф.Знанецкий// – С. 29-34.