Файл: жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями ( Влияние профессиональной деятельности на личность ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Жизненно-важные процессы и условия, в которых живет современный человек, по праву на сегодняшний день можно назвать экстремальными, стимулирующими развитие стресса. Здесь жизнестойкость выступает как основа, фундамент, способствующая формированию защитных механизмов преодоления трудностей, формирующая готовность человека и общества стратегически действовать и мобилизоваться в тяжелых жизненных ситуациях.

Социальная среда выдвигает свои требования к современному человеку – он должен быть в первую очередь конкурентоспособным, коммуникабельным, толерантным, целеустремленным, социально зрелым, умеющим жить полноценной жизнью и развиваться в социуме за счет своего основополагающего качества – силы духа и самосознания. Жизнестойкость относится к особенному классу личностных и индивидуальных характеристик человека, которые по праву можно считать связанными с духовными, ценностными и нравственными характеристиками личности. Они определяют такие ориентиры и личностные качества человека как – понимание смысла жизни, добродетельность, наличие социального интереса, мотивированность на достижение поставленных целей, следование принципам веры, оптимизма, любви и самоотдачи.

Феномен жизнестойкости включает в себя эмоционально насыщенное понятие слова «жизнь» и психологически актуальное свойство «стойкость».

Жизнестойкость как качество представляет собой своеобразную базу, помогающую перерабатывать стрессовые воздействия и трансформировать негативные впечатления в новые возможности.

Изучение жизнестойкости у педагогов дополнительного образования и педагогов общеобразовательной школы представляется особенно актуальной в наше время, так как профессии направленности «человек - человек» относятся к разряду стрессогенных и требуют в работе четкости, внимательности, отзывчивости, человеколюбия, мудрости, огромного терпения и симпатии к людям.

Таким образом, жизнестойкость как личностное образование, является крайне актуальной характеристикой педагога в новых изменяющихся условиях.

Цель исследования: изучить особенности жизнестойкости и особенности совладания с профессиональными трудностями.

Объект исследования: жизнестойкость личности как социо - психологический феномен.

Предмет исследования: особенности жизнестойкости педагогов.


Задачи:

  1. Описать жизнестойкость и ее компоненты.
  2. Изучить влияние профессиональной деятельности на личность.
  3. Провести педагогический эксперимент.

Методы исследования: анализ литературы и интернет источников, педагогический эксперимент.

1. Изучение литературы по изучаемой проблеме

1.1. Жизнестойкость и ее компоненты

Нестабильные, постоянно меняющиеся условия современной жизни,
неуверенность в завтрашнем дне отрицательно сказываются на состоянии как
физического, так и психического здоровья подростков, что подтверждается
рядом исследователей (Г. В. Жарков, В. С. Мухина, А. И. Подольский, А. М.
Прихожан, Н. В. Фетискин и др.). Стрессогенные факторы, присутствующие
в образовательной среде, нередко приводят к росту психических и
психосоматических заболеваний, а также "пограничных состояний" среди
школьников (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Ф. Б. Березин, В.
В. Глебов, А. И. Захаров, Е. П. Ильин, М. М. Кашапов, Л. М. Митина и др.).
Также период обучения в школе совпадает с кризисом подросткового
возраста (Р. А. Ахмеров, Г. В. Жарков, В. И. Слободчиков и др.)[3].

Отрицательное влияние стрессовых факторов, неумение справляться с
трудностями могут привести к формированию разрушительных установок и
неадекватных реакций у подростков (Б. Г. Ананьев, Г. В. Жарков, Л. С.
Колмогорова, М. А. Одинцоваи др.). Термин "жизнестойкость" (hardiness) был впервые предложен американским психологом Сальвадоре Мадди, он объяснял его как «паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека»[12].

Анализ зарубежных исследований, посвященных данной тематике,
показал, что жизнестойкость здесь, в основном, рассматривают как общий
показатель психического здоровья человека. Первоначально жизнестойкость
исследовалась в рамках изучения способов преодоления трудностей (Д. Вибе,
Д. Вильямс, В. Флориан, М. Микулинчер и О. Таубман и др.). Довольно
часто «hardiness» рассматривается в контексте проблем адаптации и
дезадаптации в обществе, а также в связи с физическим, психическим и
социальным здоровьем человека[4].

Достаточно много работ, посвященных жизнестойкости, было издано в
самом институте жизнестойкости С. Мадди. В результате было выделено 6
основных факторов, которые могли бы помочь смягчить результаты влияния
негативных ситуаций на человека. Сюда вошли: адаптация в детском
возрасте, жизнестойкость личности, подготовленность к стрессам,
расчленение стрессов, социальная поддержка и окружающая среда.
Исследователи выделяют следующие компоненты жизнестойкости[12]:


1) умение справляться с трудностями,

2) когнитивная оценка – люди с высоким уровнем жизнестойкости меньше подвержены стрессам в повседневной жизни,

3) реакция совладания (или копинг-реакция) – жизнестойкие люди
применяют более эффективные копинг-стратегии.

Лазарус и Фолкман считают более эффективными те стратегии,
которые помогают противостоять жизненным трудностям: стратегии
дистанцирования, противостоящего совладания, самоконтроля, принятия
ответственности, поиска социальной поддержки, избегания, планового
решения проблемы и переоценки. Копинг-стратегии - это привычные для
человека действия, они могут быть продуктивными и непродуктивными, в то
время как «hardiness» - это определенная черта личности, которая помогает
эффективно противостоять стрессовым ситуациям, решение проблем при
этом сопровождается личностным ростом. Родволт и Агустдоттер исследовали вопрос связей жизнестойкости и различных паттернов поведения. Респонденты с высокими показателями жизнестойкости отличались от всех других тем, что они с большей вероятностью оценивали различные жизненные события как контролируемые и желательные.
Ла Грека в своих работах рассмотрел психологические факторы
совладания со стрессом[6].

В медицинских и психологических работах подчеркивается взаимосвязь стресса и выживаемости, однако динамика данной взаимосвязи до сих пор до конца не изучена. В настоящее время достоверно известно, что стресс может иметь серьезные последствия для сердечно-сосудистой, центральной нервной и иммунной системы. Ла Грека называет некоторые факторы, которые могут смягчить этот процесс: адаптация детства, индивидуальность, Hardiness (стойкость), ожидание стресса, расчленение внутреннего переживания стресса, социальная поддержка и окружающая среда. Основное значение здесь, на его взгляд, имеют такие факторы, как: избегание стресса; отдых; спорт; расширение социальных связей; полноценное питание, а также использование различных способов релаксации. Солкава и Сикора, исследовав взаимосвязь между жизнестойкостью и напряжением в условиях дистресса, доказали, что индивиды с высоким уровнем жизнестойкости и с более низким уровнем тревожности демонстрировали более слабые физиологические реакции в стрессовой ситуации[13].

Шейер, и Карвер в своих трудах изучили влияние ожидания результата
на физическое состояние человека. Ими была изучена взаимосвязь
диспозиционного оптимизма и здоровья. Одно из их исследований выявило
корреляции между уровнем враждебности и здоровьем сердца.
Жизнестойкость, которая предположительно связана с оптимизмом, авторы
определяют как черту личности, которая является своеобразной защитой от
физиологических последствий дистресса[21].


Шарпли и соавторы отмечают, что разнообразные стрессовые факторы,
нехватка социальной поддержки, неэффективность копинг-стратегий и
низкий уровень жизнестойкости у субьекта позволяют ожидать более низкие
показатели как физического, так и психологического здоровья. По
результатам исследования наибольшее положительное влияние на показатель
hardiness оказывают общее здоровье и низкий уровень стресса на работе.
Солкава и Томанек посвятили свои работы роли такой черты как
«hardiness» в решении повседневных проблем. Исследование выявило,
что «hardiness» воздействует на ресурсы совладания через повышение
самоэффективности. Люди с высокими показателями жизнестойкости имеют
более высокую когнитивную оценку, большую уверенность в своей
компетентности, применяют более эффективные копинг-стратегии, а также
испытывают меньше стрессов в повседневной жизни. Хелен Ли рассмотрела связь жизнестойкости с субъективными показателями здоровья у человека. Выяснилось, что испытуемые с более высокими показателями жизнестойкости чувствуют себя более здоровыми как в психическом, так и в социальном плане, однако с субъективным физическим состоянием здоровья жизнестойкость не коррелирует. Мадди и Кошаба рассмотрели роль раннего детства в формировании жизнестойкости. Жизнестойкость они считают важным буфером в процессе трансформации стресса в физическое заболевание[17].

В процессе работы ими было выявлено, что компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие имеют важное значение в формировании высокого уровня жизнестойкости. Лик и Вильямс изучили взаимосвязи между социальным интересом, отчуждением в разных областях жизни человека (семья, работа, «другие и я») и жизнестойкостью. Ими было доказано, что социальный интерес, (один из компонентов жизнестойкости), связан с вовлеченностью человека в окружающую его среду и во взаимоотношения с другими людьми. Также социальный интерес стимулирует к повышению уровня жизнестойкости и к использованию более эффективных стратегий совладания. Мадди и Кошаба посвятили свою статью «Жизнестойкость и психическое здоровье» исследованию студентов с применением опросника личных взглядов, методики оценки негативной аффективности и Миннесотского Многофакторного личностного опросника[1].

Результатывыявили, что жизнестойкость может быть маркером общего психического здоровья человека. Сиддика и Хасан освещают в своей работе субъективное влияние воспоминаний на показатели жизнестойкости. У опрашиваемых с низким уровнем жизнестойкости преобладали события, которые они оценивали как неуправляемые, они не мог с ними справиться. Те же, кто показал высокие результаты по школе жизнестойкости, утверждают, что они в прошлом, как правило, попадали в проблемные ситуации, с которыми им удалось успешно справиться.
Эванс и соавторы описывают жизнестойкость как составную часть
качества жизни и ощущения ее наполненности[4].


Зачастую жизнестойкость изучается в контексте проблем преодоления
стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и
социальным здоровьем человек. Сам С. Мадди рассмотрел данный
феномен гораздо более широко. Развитие жизнестойких качеств личности, по
его мнению, должно не только повысить качество жизни, стимулировать
человека к самодостаточности и более положительному самоощущению, но и
стать основой для личностного роста и развития. Жизнестойкость, в его
понимании, – это определенная установка, придающая жизни смысл не
зависимо от внешних обстоятельств, это определенный ресурс человека,
помогающий поддерживать его физическое, психическое и социальное
здоровье[9].

В отечественной психологии проблема преодоления трудностей и
стрессовых ситуаций изучалась разными авторами, однако до сих пор не
было сформулировано единого определения жизнестойкости. Авторы
зачастую употребляют другие термины, близкие по смыслу к данному
понятию: жизнеспособность, жизнетворчество, зрелость, копинг-стратегии и
др., поэтому важным представляется уточнение самого понятия.
Выдающийся психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «человек
познает мир, изменяя его, изменяя его, он изменяет и самого себя». Н. Ф.
Наумова вводит понятие «совокупного жизненного ресурса личности», в который, по ее мнению, входят энергия, показатели здоровья, времявозраст, резерв жизненного времени, природные преимущества (пол,
способности), социальные преимущества (уровень образования,
происхождение, квалификация, профессия), притязания и самооценка
личности[8].

Очевидно, что, оперируя другими понятиями, исследователи
по сути говорят о жизнестойкости. К разработке данной проблематики мы
можем отнести исследования смысла жизни и акме (В. Э. Чудновский,
проблему личностно-ситуационного взаимодействия (Е. Ю. Коржова,
совладания с трудностями (А. В. Либин, Е. В. Либина, самореализации
личности (Л. А. Коростылева, саморегуляции активности личности (А.
К, Осницкий, В. И. Моросанова. Жизнестойкость рассматривается
как «способность преодоления самого себя» (Д. А. Леонтьев, как
определенная степень «живучести» (Л. А. Александрова.
Одним из первых российских ученых, посвятивших свои исследования
проблеме жизнестойкости является С. А. Богомаз. Им было выявлено, что
жизнестойкость – это важный личностный ресурс, который связан не только
со способностью преодоления сложных жизненных ситуаций, но и с
оптимистическим настроем, удовлетворенностью собственной жизнью и
самодостаточностью, а также с поддержанием высокого уровня как
физического, так и психического здоровья[11].