Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.

4. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ (высотой 100-110 км над уровне моря, выше – космическое пространство).

В пределах своей территории государство осуществляет верхо­венство, которое называется территориальным и является состав­ной частью суверенитета государств. В современном международ­ном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:

— власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его террито­рии;

— государство не может быть насильно лишено принадлежа­щей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;

— в пределах государственной территории исключается пуб­личная власть любого другого государства;

— высшая власть государства осуществляется системой госу­дарственных органов в законодательной, исполнительной, судеб­ной, административной сферах;

— юрисдикция государства в отдельных случаях может рас­пространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);

— земля и природные ресурсы государства не могут использо­ваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена. Например, без такого согла­сия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство в иностранных территориальных водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресур­сов.

Одна из юридических форм выдачи разрешения на эксплуата­цию природных ресурсов — это концессионные соглашения между территориальным сувереном и иностранными юридическими ли­цами. Условия таких соглашений определяются территориальным сувереном в соответствии с его законодательством.

Иные условия возникают при международно-правовой аренде территории, когда одно государство передает другому на основа­нии договора между ними права владения и пользования опреде­ленным участком территории в определенных целях на оговорен­ный срок и за согласованную плату и государство-арендатор может осу­ществлять в его пределах свою юрисдикцию в соответствии с со­глашением об аренде.
Вопрос 5. Международные реки

Международными следует считать реки, которые протекают по территории двух или более государств, и их режим использова­ния установлен международным договором (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Ама­зонка и др.). Они могут быть судоходными, несудоходными и погра­ничными (на всем протяжении или частично).

Пересечение или разделение международной рекой территории нескольких госу­дарств создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки.

Принципы использования вод международной реки.

1. Каждое прибрежное государство должно использовать воды международ­ной реки таким образом, чтобы при этом не наносить ущерба правам другого прибрежного государства на использование вод этой же реки.

  1. Все прибрежные государ­ства в принципе имеют равные права на использование вод международной реки.

  2. Режим использования вод международной реки устанавливается по договоренности между прибрежными государствами. Использование может быть судоходное и несудоходное. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав тер­ритории другого государства, и то на основании соглашения, за­ключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. В интересах своей торговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торго­вых судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное не установлено в международ­ном договоре. К несудоходному использованию относится: строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышлен­ных вод, рыболовство, лесосплав и т.п. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны ре­шаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержат детально раз­работанные статьи по таким видам использования, как распреде­ление вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. Общие правила относительно урегулирования вопросов, воз­никающих при строительстве гидроэлектростанций на междуна­родных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года.


Рассмотрим режим использования вод международной реки на примере Дуная.

Международное судоходство по Дунаю регулируется Конвен­цией о режиме судоходства на Дунае 1948 года (участники Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Австрия, Молдова, Германия, Хорватия и др.). Согласно ст. 1, навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граж­дан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенст­ва в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Суда, имеют права при соблюдении правил прибрежных государств заходить в порты, производить погрузочно-разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, пользоваться судовыми радиостанциями и т.д.

Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, поли­цейских и таможенных судов придунайских стран может происхо­дить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных учас­тках — лишь с согласия соответствующих прибрежных государств.

Дунайская комиссия, организованная из представителей приду­найских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвен­ции.

Придунайские страны обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии, не создавать помех для судоходства на фарватерах. Для покрытия этих расходов государства могут взимать навигационные сборы.

Любые споры между участниками Конвенции разрешаются путем переговоров между ними или Согласительной комиссией, решения которой являются окончательными и обязательными.


Заключение.
Говоря о том, что территория принадлежит тому государству, в пределах границ которого она находится, следует иметь в виду, что речь идет о принадлежности в международно-правовом отношении. В этом плане под государством как субъектом этих отно­шений понимается политическая организация власти и населения данной страны. Именно этому субъекту международного права принадлежит его территория, причем имеется в виду не просто фактическая, а юридическая принадлежность. Из этого исходят международные соглашения сопредельных стран по пограничным вопросам.

Со второй половины XIX века в международном праве посте­пенно утверждается концепция, предложенная выдающимся рус­ским юристом В.А. Незабитовским. Согласно его теории, государ­ственная территория — не вещь, принадлежащая государству, а пространственный предел, в котором оно существует и действует как политическая организация власти.


Эта концепция получила отражение в законодательстве Рос­сии. Согласно Конституции РФ, любое изменение территории и границ Российской Федерации требует согласия Парламента и соответствующего субъекта Федерации в том случае, если измене­ния затрагивают его территорию. Договоры о приобретении или уступке территории ратифицируются в порядке, предусмотренном для внесения изменений в Конституцию, а договоры об уточнении линии прохождения границы ратифицируются в общем порядке. Вот почему любые действия высших органов государственной власти и управления в отношении территории и границ законны лишь тогда, когда они соответствуют конституции страны, а так­же общепризнанным принципам и нормам международного пра­ва.


Лекция №5. Международное морское, воздушное и космическое право

План.

Введение

Вопрос 1. Международное морское право.

Вопрос 2. Международное воздушное право.

Вопрос 3. Космическое право.

Заключение

Литература

Введение.
Увеличение значения океана и его ресурсов, расширение возможностей его эксплуатации определили активное развитие морского права и усложнили стоящие перед международным морским правом задачи. В целях адаптации морского права к новым условиям в 1958 г. были принятые четыре Женевские конвенции: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд вопросов, включая режим дна, не был решен. К тому же на мировую арену вышло значительное число новых независимых государств, которые потребовали учета их интересов. В результате была созвана конференция ООН, которая в 1982 г. приняла Конвенцию ООН по морскому праву (далее - Конвенция по морскому праву), насчитывающую 320 статей и сопровождаемую восемью приложениями. Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 г. об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района.

Воздушный транспорт, способный быстро и с комфортом доставить пассажира в любую точку земного шара, появился в XX в. Теперь это самый скоростной вид транспорта для перевозок пассажиров и груза на ближние и дальние расстояния. С помощью воздушного транспорта неимоверно расширились мировые транспортные связи между всеми членами мирового сообщества. По данным Международной организации международной гражданской авиации (ИКАО), услугами международного воздушного транспорта в 2005 г. воспользовались около 1,6 млрд. пассажиров; было перевезено 40 млн. грузов. Благодаря эффективной и стабильной деятельности международного воздушного транспорта сложилась и успешно функционирует глобальная сеть международных воздушных сообщений.

Сегодня практически во всех странах мира существует национальная гражданская авиация. Ее главная цель - обеспечить международные и внутренние авиаперевозки. В зависимости от географических масштабов государства национальная гражданская авиация осуществляет перевозки внутри страны и за границу или ограничивается только международными перевозками.