Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- запрещается брать заложников, добивать или истреблять раненых и больных, уничтожать военнопленных или принуждать их вести боевые действия против своей страны; осуществлять террор в отношении мирного населения, а также угон и депортацию населения оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства; атаковать, бомбардировать или уничтожать санитарные учреждения, больницы и госпитали, госпитальные суда (санитарные транспорты) и санитарные летательные аппараты, имеющие надлежащие отличительные знаки (эмблемы) и используемые по прямо­му назначению, истреблять санитарный и медицинский персонал;

- запрещается уничтожать культурные ценности и культурные центры, находящиеся под специальной защитой и обозначенные особым отличительным знаком (согласно Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), а также места отправления культа;

- запрещается применять пытки с целью получить какие-либо сведения, а также другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства видов обращения видов обращения и наказания;

применять и передавать лазерное оружие для причинения постоянной слепоты.

Вопрос 4. Защита жертв войны и культурных ценностей.
Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственно­го участия в военных действиях или прекратили такое участие с опреде­ленного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, воен­нопленные, гражданское население, в том числе оккупированных терри­торий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользо­ваться защитой и гуманным обращением без какой-либо дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Запрещаются: преднамеренные убийства; нанесение увечья; же­стокое, бесчеловечное, оскорбительное или унижающее достоинство обращение; пытки, истязания, биологические и медицинские опыты и эксперименты; преднамеренное причинение телесных повреждений; осуждение и применение наказания без вступившего в силу надлежащим образом вынесенного судебного решения; наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективные наказания; оставление без медицинской помощи, воды, питания и другие действия. Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками, подлежащи­ми уголовному наказанию.


Международно-правовая защита раненых, больных и лиц, потер­певших кораблекрушение, предусмотрена первой и второй Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г.

Военнопленный - это обезоруженный противник, временно нахо­дящийся во власти не отдельного лица или командира воинской части, а во власти воюющего государства (стороны), которое и несет полную ответственность за его судьбу. Военнопленный не является и не может являться преступником за один лишь факт пленения.

Воюющие стороны обязаны гуманно обращаться с военнопленными, не подвергать их физическим пыткам опасным для здоровья работам, научному или медицинскому опыту, снабжать военно­пленных водой, продовольствием, медицинской помощью, одеждой и другими принадлежностями первой необходимости, оплачивать выпол­няемую ими работу.

Разновидностью объектов, подпадающих под защиту МГП, являют­ся культурные ценности. Международно-правовая защита их опреде­ляется Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и Протоколом к ней, Дополнительным прото­колом I 1977 года и другими документами. Защита культурных ценностей включает в себя их охрану и ува­жение к этим ценностям. Под охраной культурных ценностей пони­мается совокупность мероприятий, которые должны быть осуществ­лены государствами на собственной территории еще в мирное время по сохранению ценностей от возможных последствий вооруженного конфликта.

Уважение культурных ценностей означает выполнение государ­ствами обязательств: запрещать использование этих ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта; запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей; запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, располо­женных на территории другого государства — участника Конвенции 1954 года. Кроме того, запрещается: совершать какие-либо враждебные ак­ты, направленные против тех исторических памятников, произведе­ний искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использовать такие объ­екты для поддержки военных усилий. Нужно подчеркнуть, что в Конвенции 1954 года предусматрива­ется и специальная защита культурных ценностей, которая предпо­лагает внесение объектов, имеющих очень большое значение (т.е. не только для одной страны, но и всего человечества в целом), в Между­народный реестр культурных ценностей. Смысл специальной защиты заключается в том, что государства-участники названной Конвен­ции обязуются с момента внесения культурных ценностей в Между­народный реестр обеспечить их иммунитет, воздерживаться от лю­бого враждебного акта, направленного против них, а также от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях.



Воюющие стороны могут создавать на своей территории и на оккупиро­ванной территории санитарные зоны и зоны безопасности с целью огра­ждения от военных действий раненых и больных, престарелых и инвали­дов, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста, сообщая противнику о создании таких зон.

Гражданское население и гражданские объекты не должны являться объектом для нападений и репрессалий, против них не должны приме­няться насильственные действия и запрещенные средства и методы веде­ния войны. В частности, не должны подвергаться нападению и уничто­жению сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), объекты, необходимые для выживания гражданского населения (скот, посевы, продукты питания, запасы воды и средства ее получения и очи­стки), другие незащищенные и невоенные объекты.

Вопрос 5. Правовые последствия окончания войны.

Военные действия между воюющи­ми могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

Местное перемирие носит временный характер, оно заключается для ограниченного театра и длится, как правило, краткое время (один час, несколько часов, один или не­сколько дней). Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими. По выполне­нии обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут быть возобновлены.

Общее перемирие полностью прекра­щает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое эти во­еннослужащие должны нести уголовную ответственность.

Капитуляция - это один из способов прекращения военных дей­ствий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исклю­чая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной и общей, в т.ч. безоговорочной.

Почетная капитуляция - это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответ­ствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город (крепость, зону) со знаменами, техникой и оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными сила­ми, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий.


Общая капитуляция - это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооружен­ные силы побежденного государства, его территория может быть окку­пирована и на него может быть наложена политическая и материаль­ная ответственность.

Безоговорочная капитуляция (особая форма общей капитуляции) -это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий. Агрессор лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется специально назначенными лицами от имени побе­дивших государств. Победители определяют будущее политическое уре­гулирование, вырабатывают конкретные санкции за агрессию, виды и формы политической и материальной ответственности агрессора, реша­ют вопрос о привлечении к уголовной ответственности главных военных преступников, вырабатывают основы будущего мирного договора. Агрес­сор не имеет права отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее. Примерами явля­ются безоговорочные капитуляции Германии 8 мая 1945 г. и Японии 2 сентября 1945 г.

Прекращение состояния войны между воюющими государствами оформляется, как правило, путем заключения мирного договора, при­нятия односторонней декларации или подписания двусторонней декла­рации.

Правовые последствия окончания войны для воюющих государств:

- прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические;

- возобновляется действие ранее заключенных междуна­родных договоров, заключаются новые договоры;

- возвращаются все во­еннопленные, производится репатриация гражданского населения, по­павшего на территорию бывших противников, осуществляется вывод оккупационных войск;

- опубликовываются сведения и координаты вы­ставленных минных заграждений на суше и в море, производится разми­нирование минных полей;

- разрешаются все вопросы политической и матери­альной ответственности и уголовной ответственности главных военных преступников.

Для нейтральных государств - прекращается состояние нейтрали­тета в войне; для всех невоюющих государств в целом - ликвиди­руется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются, интернированные граждане, военные ко­рабли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на территории нейтральных государств, восстанавливается безопас­ность международной морской и воздушной навигации в Мировом океа­не и др.

Заключение
Право вооруженных конфликтов – это отрасль международного публичного права. Специфика данной отрасли состоит в том, что она регулирует конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в целом. Кроме того, она закрепляет в своих нормах, приемы, правила практических действий субъектов; наконец, она имеет временные ограничения, то есть действует в период вооруженной борьбы, а после окончания в отношениях между ранее воевавшими субъектами должны, как правило, устанавливаться нормальные мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности, о заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу после войны.

Некоторые юристы считают, что наука права вооруженных конфликтов должна исследовать только сами вооруженные конфликты, и, что при применении норм этой отрасли права несущественным является вопрос о правомерном или неправомерном применении оружия. В случае противоправного нападения одного государства на другое оба они должны руководствоваться нормами права вооруженных конфликтов.

Считая в принципе верными подобные высказывания, мы никак не можем согласиться с тем, что исследования этих проблем должны абстрагироваться от того, правомерно или неправомерно та или иная сторона прибегла к оружию, что при применении права вооруженных конфликтов несущественным является вопрос о причинах, приведших к вооруженному конфликту. Современное международное право совершено четко делит войны на справедливые и несправедливые; оно содержит норму, согласно которой агрессивная война – это международное преступление.

Несмотря на все вышеизложенное, право вооруженных конфликтов далеко несовершенная отрасль международного права. И не потому, что содержит определенные пробелы (такая проблема присуща практически каждой отрасли права), а в силу того, что имеет слабый механизм регулирования. Орган (Организация Объединенных Наций), осуществляющий контроль и регулирование международного права в период вооруженных конфликтов, не достаточно силен, чтобы диктовать свою волю могущественным державам. И прецеденты, когда не исполняются решения Совета Безопасности ООН, были.

Также довольно сложный вопрос о защите прав личности во время вооруженного конфликта. Это не секрет, что права личности сильно ущемляются во время ведения военных действий. И это благодаря не внутригосударственному законодательству, которое справедливо ограничивает права личности в период военных действий и чрезвычайного положения, учитывая сложность и нестандартность складывающейся ситуации.