Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трёх лет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность нашей темы обусловлена исключительной значимостью индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. В данном возрасте стремительно начинает развиваться сенсорика ребенка, обогащаются его представления об окружающей реальности, формируются способности, которые необходимы для занятий, когнитивные интересы.

Индивидуальный подход - это органическая часть педагогического процесса, помогающая вовлечь каждого ребенка в активную деятельность, направленную на овладение программным материалом. В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает каждое звено воспитательной и учебной работы с детьми различных возрастов. Суть данного принципа заключается в том, что общие задачи воспитания решаются путем педагогического воздействия на всех детей, с учетом знания об его психических особенностях и жизненных условиях.

Индивидуальный подход является одним из основных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода отличается творческим характером, однако имеются следующие необходимые моменты при реализации дифференцированного подхода к детям:

✓ знание и понимание детей;

✓ любовь к детям;

✓ основательный теоретический баланс;

✓ способность и умение педагога размышлять и анализировать.

Всестороннее, гармоничное развитие личности дошкольника обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Но для подобного комплексного подхода требуется тщательное и углубленное исследование всех сторон воспитательного процесса.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть эффективно решена без знаний педагогом психологии. Современные психологи: А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б.Эльконини др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач личностного формирования ребенка.

Объект: индивидуальные особенности.

Предмет: учет индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет в воспитании.

Цель: исследование индивидуальных проявлений у детей кризиса трёх лет.

Гипотеза исследования: при воспитании детей необходимо учитывать их индивидуальные проявления кризиса трех лет.

Задачи:

1. Изучить понятие индивидуальных особенностей в психологии и педагогике.


2. Рассмотреть особенности проявлений у детей кризиса трех лет

4. Дать характеристику индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет и их учет при воспитании.

6. Провести эмпирическое исследование индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет.

7. Разработать рекомендации.

Этапы исследовательской работы:

1. Изучение научных источников.

2. Постановка проблемы.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Формирование гипотезы.

5. Проведение этапов исследования.

6. Проведение исследования.

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования:

- теоретический анализ и синтез;

- сравнение;

- обобщение.

2. Методы эмпирического исследования:

- методика «Таблицы развития Гезелла»;

- методика «Шкала развития Д. Лешли».

Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по педагогике и психологии, а также для реализации программы воспитания детей трехлетнего возраста с учетом их индивидуальных особенностей.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Список использованной литературы содержит перечень работ авторов из 15 наименований, размещенных в алфавитном порядке.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

1.1 Понятие индивидуальных особенностей в психологии и педагогике

Каждый человек отличается от других огромным, поистине неисчерпаемым числом индивидуальных особенностей, т.е. особенностей, присущих именно ему как индивидууму. Индивидуальные особенности складываются из темперамента, характера и личностных качеств.

В психологии темперамент принято рассматривать в качестве формально-динамических характеристик поведения человека. Однако динамика психической деятельности обусловлена не только темпераментом. «Для темперамента показательна сила психических процессов» [4]. При этом существенна как абсолютная сила их в конкретный момент, так и то, насколько она остается непрерывной, проще говоря, сохраняется уровень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в любом определенном случае обусловлена изменяющимися условиями, в которых человек оказался, и соответствует им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение – более слабую реакцию. У субъекта с большей неустойчивостью, напротив, сильное раздражение иногда – в зависимости от очень изменчивого состояния индивида – вызывает или очень сильную, или очень слабую реакцию; точно так же и слабое раздражение в некоторых случаях может вызывать очень сильную реакцию. Довольно значительное событие, чреватое серьезными последствиями, иногда оставляет человека безразличным, а в ином случае ничтожный повод дает бурную вспышку.


Психическая деятельность одинаковой силы иногда отличается различным уровнем напряженности, в зависимости от соотношения между силой этого процесса и динамическими возможностями этого субъекта. Психические процессы конкретной интенсивности совершаются легко, без всякого напряжения у одного индивида в один момент и с большим напряжением у иного индивида либо у того же индивида в другой момент. Данные различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенное выражение темперамента - это скорость протекания психических процессов. От скорости либо быстроты, протекания психических процессов необходимо отличать их темп (число актов за конкретный промежуток времени, который зависит как от скорости протекания каждого акта, так и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть как временным, так и силовым). Определяя темперамент, следует иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов.

Для темперамента показательна и свойственная данного субъекта амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Вместе с этим существенным значением обладает и то, каким образом совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот: у одних он совершается более-менее плавно, нарастая или спадая, у иных – неравномерно и толчкообразно. Данные различия иногда перекрещиваются: значительные переходы в скорости иногда совершаются посредством плавного и равномерного нарастания, а с иной стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости иногда совершаются порывистыми толчками. Данные особенности темперамента сказываются во всей деятельности субъекта, в протекании каждого психического процесса [2].

Для темперамента существенны впечатлительность субъекта и его импульсивность. Темперамент субъекта проявляется в главную очередь в его впечатлительности, которая характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на субъекта. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у иных менее значительной. У одних воздействие – сильное либо слабое – которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у иных – с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. У различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает разная и устойчивость впечатления: у одних впечатление оказывается очень нестойким, иные длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность каждый раз будет индивидуально различной у людей разного темперамента. Аффективная чувствительность существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.


Иным центральным выражением темперамента является импульсивность, характеризующееся силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. «Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость» [1].

Наиболее известны представления о темпераменте, которые основаны на понятии типа: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. Считается, что свойства темперамента обладают конституциональной основой, которая определяется присущими индивиду особенностями функционирования физиологических систем, регулирующих его поведенческий стиль.

Как замечает И.П. Ильин: «Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Его основу заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа «красиса» (в переводе с греч. – «смешения»), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная желчь – влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям» [3].

Гиппократ выделял следующие типы темперамента, которые до сих пор используются в общей и дифференциальной психологии:

1. Холерик – это такой человек, чья нервная система определяется во многом преобладанием возбуждения над торможением, в результате чего холерик имеет быструю реакцию и поэтому часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, нетерпелив, порывистость, резок в движениях, вспыльчив, необуздан и несдержан.

2. Сангвиник – это такой человек, который обладает сильной, уравновешенной подвижной нервной системой, а также высокой и быстрой реакцией. Поступки сангвиника отличаются обдуманностью, он жизнерадостен, что помогает ему сопротивляться трудностям, возникающим в жизни.

3. Флегматик – это такой человек, который обладает сильной, уравновешенной, но в тоже время инертной нервной системой, в результате чего у него медленная реакция. Как правило, флегматик неразговорчив, а эмоции у него проявляются очень замедленно. Зато он имеет высокую работоспособность, может успешно сопротивляться сильным и продолжительным раздражителям и сложностям.

4. Меланхолик – это такой человек, который обладает слабой нервной системой и повышенной чувствительностью к любым раздражителям [1].


В процессе формирования личности ребенка развиваются механизмы произвольной регуляции поведения, под воздействием обучения и воспитания формируются особенности человеческого характера и его личности. В конце концов, свойства темперамента начинают, как бы скрываться и в чистом виде свойства темперамента могут быть выявлены и изучены лишь у младенцев [2].

Обычно свойства темперамента определяют и измеряют на основе вопросников, которые опираются на экспертные оценки родителей и воспитателей ребенка. Имеются разные схемы описания свойств темперамента в младенчестве, но в чаще всего выделяются некоторые единые показатели активности и реактивности ребенка, его возбудимости, социабельности и т. п. [4]

В дифференциальной психологии выделяется несколько основных компонентов, которые определяют темперамент:

Во-первых, это общая активность психической деятельности и поведения индивида, которая проявляется в разной степени побуждения активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую реальность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Проявление общей активности у разных людей различно.

Отмечается следующие две крайности общей активности:

1) вялость, инертность и пассивность;

2) большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности.

Как раз между данными полюсами располагаются носители различных темпераментов.

Во-вторых, это двигательная или моторная активность, которая показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Данный вид активности проявляется в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи индивиды, его внешней подвижности или сдержанности, говорливости или, наоборот, молчаливости.

В-третьих, это эмоциональная активность, которая проявляется в эмоциональной впечатлительности, восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям, импульсивности, эмоциональной подвижности, быстроте и смене эмоциональных состояний. Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках индивида и имеет внешние проявления. Как раз внешним и устойчивым признакам психологи пытаются анализировать некоторые свойства темперамента [3].

Темперамент также не предопределяет черт характера, однако между темпераментом и качествами характера существует следующая взаимосвязь:

1. От темперамента зависят динамические особенности проявления характера.

2. Темперамент влияет на развитие некоторых черт характера. Одни качества темперамента помогают сформироваться определенным чертам характера, а иные противодействуют.