Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трёх лет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод по второй главе

1. Изучение литературы посвященной проблеме индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли».

2. Далее нами было проведено диагностическое исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста с использованием вышеописанных методик.

3. Определив уровень развития поведенческой сферы детей раннего возраста по методике «Таблицы развития Гезелла», мы сделали выводы, что у них низкий уровень развития таких сфер поведения как адаптивное и личностно-социальное.

4. Определив уровень развития детей раннего возраста по методике «Шкала развития Д. Лешли», мы сделали выводы, что у них низкий уровень социального развития.

5. По результатам были сформулированы рекомендации по учету индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным или литическим течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребенка, совершающегося путем незначительных «молекулярных» движений. Здесь на протяжении более или менее длительного срока, охватывающего обычно несколько лет, не происходит каких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или менее заметные изменения в личности ребенка происходят здесь только в результате длительного течения, скрытого «молекулярного» процесса. Они выступают наружу и становятся доступными прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.

В эти относительно устойчивые или стабильные возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Этими возрастами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри таких возрастов развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности.

Эти возрасты были изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития — кризисами. Они были открыты чисто эмпирическим путем и до сих пор не приведены еще в систему, не включены в общую периодизацию детского развития. Многие авторы подвергают даже сомнению внутреннюю необходимость их существования. Они склонны принимать их скорее за «болезни» развития, за его уклонение от нормального пути, чем за внутренние необходимые периоды всякого детского развития. Почти никто из буржуазных исследователей не мог теоретически осознать их действительного значения. Попытка их систематизации и теоретического истолкования, их включения в общую схему детского развития, предпринятая Л.С. Выготским, должна рассматриваться поэтому как едва ли не первая попытка этого рода.


Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее не диалектически настроенные авторы признают необходимость допустить хотя бы в виде гипотезы наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.

Во второй главе было проведено экспериментальное исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли». Далее нами было проведено диагностическое исследование уровня индивидуальных особенностей развития детей трехлетнего возраста с использованием вышеописанных методик.

Далее были сформулированы рекомендации по результатам исследования.

Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что при воспитании детей необходимо учитывать их индивидуальные проявления кризиса трех лет.

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
  2. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - СПб.: Питер, 2013. – 168 с.
  3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990.
  4. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
  5. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.
  6. Ильин В.А. Кризис «Трех лет» с точки зрения психосоциальной концепции развития - от теории к практике. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - №, 2008. – С. 90-99.
  7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2011 - 701 с.
  8. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
  10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
  11. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
  12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
  13. Тухужева Л.А., Темирканова Д. С., Гукова Д. А. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л. С. Выготского. // Вопросы науки и образования. - №, 2018. – С. 97-98.
  14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.