Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трёх лет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. В зависимости от типа темперамента ребенка следует применять индивидуальные приемы воздействия на него, с целью воспитания нужных свойств характера.

4. Имеется и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. За счет определенных черт характера индивид способен сдерживать нежелательные при определенных обстоятельствах проявления темперамента.

Характер же является индивидуальным сочетанием существенных личностных качеств, которые выражают отношение индивида к реальности и проявляются в поведении и в поступках. Именно характер дает основание для суждения о том, хорошим является человек либо нет.

Личностные свойства, это такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека.

К личностным свойствам, чаще всего, относят силу воли, выдержку, самообладание, целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность, самоконтроль, самооценка и сознательная дисциплина.

С.Л. Рубинштейн самой значимым личностным качеством считал инициативность. Данное качество характеризуется тем, что человек способен взяться за какое-либо дело, не дожидаясь воздействия извне. В развитии инициативности большую роль играет яркость и интенсивность побуждений, а также умственные возможности личности.

Близким к инициативности является такое качество как самостоятельность или независимость. Самостоятельность характеризуется осознанным принятием решения без влияния на то со стороны внешних факторов. Самостоятельный человек отличается развитостью критического мышления.

Самостоятельность и инициативность напрямую зависит от другого волевого качества – решительности. У решительного человека отсутствуют излишние сомнения и колебания при принятии решения и за счет чего он способен быстро и своевременно решить поставленную задачу. Такие люди способны моментально прейти от принятия средства непосредственно к действию.

Однако все эти личностные качества невозможны без силы воли. Сила воли – это обобщенное умение преодолевать возникающие трудности, которые препятствуют к достижению поставленных целей. Показателем развитости силы воли является степень трудности преодолеваемых препятствий.

К проявлениям силы воли принято относить выдержку и самообладание. Данные качества характеризуются тем, как человек умеет сдерживать свои эмоциональные импульсы, как умеет владеть собственным поведением и в какой степени он способен воздержатся от чего-либо отрицательного, неправильного и нерационального.


Еще одними важными личностными качествами являются целеустремленность и настойчивость. Целеустремленность – это сознательное и активное ориентирование человека на достижение конкретного результата собственной деятельности. Настойчивость практически, то же самое, что целеустремленность, но только первое больше принято употреблять применимо к сложным условиям, когда требуется больше проявлений силы воли. Целеустремленность и настойчивость бывает двух следующих типов:

1) стратегическая – это навык регуляции своей жизни посредством конкретных принципов и идеалов;

2) оперативная – это навык ставить такие четкие цели, от которых человек не может отклониться в процессе ее достижения.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности.

1.2 Особенности проявлений у детей кризиса трех лет

Как и многие другие научные термины, слово «кризис» по своему происхождению – греческое. На этом языке krisis означает «решение». Однако с течением времени этот термин приобрел столько новых прочтений, что само понятие кризиса зачастую нуждается в существенной корректировке.

Прежде всего, кризис предполагает существование определенной проблемы, которая становится вехой на пути развития системы. Во многом он определяется наличием двух и более противоборствующих сторон, предлагающих свои варианты развития. Таким образом, кризис, понимаемый вроде некой демаркационной линии, разграничивает существование системы на три этапа. На первом, докризисном, отмечается наличие противоборства и неопределенности в отношении выбора пути развития. В момент кризиса неопределенность сменяется явной победой одной из конфликтующих сторон. Третий этап, посткризисный, характеризуется приобретением системой качественно новых характеристик, в основном, в организационном отношении [2].


Таким образом, кризис прежде всего понимается как крайнее обострение противоречий в системе, грозящее прекращением ее существования и характеризующееся сбоями в функционировании привычных регулирующих механизмов.

В психологии кратко дано определение данного понятия. Психологическим кризисом называется эмоциональное состояние человека, вытекающее из стрессовой ситуации, связанной с нежелательными переменами в жизни. Более развернутая расшифровка определения кризиса в психологии гласит, что кризис – это состояние тяжелого переходного изменения в ощущениях человека, вытекающее из пережитого стресса, связанное с болезнью или полученное в результате душевной травмы. Кризис также определяется эмоционально значимым событием или радикальным изменением статуса в личной жизни, который негативно отражается на моральном самочувствии человека [4].

Кризисами возрастов отмечены определенные периоды в жизни каждого человека, особенно богат такими событиями детский возраст. Для дальнейшего развития ребенку необходимо пройти каждый кризисный возрастной кризис этап, чтобы перейти на следующий жизненный уровень. Успешное преодоление детского кризиса является залогом гармоничной взрослой жизни, так как проблемы, решенные в детстве, не следуют тяжелым грузом за человеком всю жизнь. Под термином понятия возрастного кризиса в психологии понимается вспыльчивое, агрессивное или упрямое поведение, сопротивление авторитету взрослых.

Возрастной кризис – это резкая смена системы ценностей и переход личности на новый этап существования. В результате приобретаются новые качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Успешно пройденный кризис ребенка позволяет взрослеть, получать новые знания, навыки и взаимодействовать с другими членами общества.

Кризис трех лет в теории Л.С. Выготского проработан наиболее подробным образом. Психолог выделил следующие общие особенности подобных периодов:

1. Границы, которые определяют начало и конец кризиса от смежных возрастов, в большей степени являются неотчетливыми, т.е. с трудом можно вывить момент его наступления и окончания. Однако в середине периода чаще всего наступает резкое обострение - своеобразная кульминация кризиса и состояние наиболее яркого отличия от устойчивых периодов жизни.

2. Большая часть детей, которые переживают критические периоды, обнаруживает трудновоспитуемость. Они как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В критические возрасты развитие ребенка нередко сопровождают более или менее острые конфликты с другими и с болезненными внутренними конфликтами.


3. Развитие в данные периоды, в сравнении с устойчивыми возрастами, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности как бы затухает, а на первый план выступают процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предшествующей ступени развития.

В данном месте Л.С Выготский обращается к вечным законам философии, а точнее, к диалектике. Ученый говорит, что, как и любая жизнь есть в то же время и умирание, так и детское развитие является одной из самых сложных форм жизни - с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Появление нового в развитии непременным образом подразумевает отмирание старого. Процессы последнего как раз и сконцентрированы в коротких критических периодах. Однако это не означает, что этим исчерпывается значение кризисов - развитие никогда не прекращает собственную созидательную работу, а процессы регресса лишь доказательство данной работы, составляя с ней диалектическое единство. Содержание положительного развития в критические периоды состоит в появлении специфических, присущих лишь кризисам, новообразований. Их основное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они характеризуются переходностью и впоследствии не сохраняются в том виде, в каком появляются, а поглощаются, изменяясь, новообразованиями нового латентного периода. Однако они не отмирают полностью, а уходят как бы в подполье в целях продолжения своей вечной подземной работы.

2. Главные проявления и причины кризиса трех лет.

В собственной работе «Кризис трех лет» Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», свидетельствующий о наступлении кризиса трех лет.

Первый из них - негативизм. Это не просто непослушание либо нежелание исполнять указания взрослых, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам либо требованиям старших. При негативизме малыш не делает чего-то лишь потому, что его об этом попросили, при этом подобное стремление нередко наносит ущерб своим интересам малыша. К примеру, он, сильно любя гулять, отказывается идти на прогулку, поскольку ему это предложила мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».

При яркой форме негативизма ребёнком отрицается все, что говорят ему взрослые. Малыш может настаивать, что сыр является маслом, что синее является зеленым, что лев - собакой и др. Однако, как только взрослые соглашаются с ребенком, его «мнение» резко меняется на противоположное. Малыш, который действует и говорит вопреки взрослым, действует и говорит вопреки своим чувствам. Тут поведение малыша будет не зависеть от воспринимаемых обстоятельств, так противоречить очевидности. Однако такое поведение вызвано отношением к человеку, а не предметной ситуацией. Малыш поступает наперекор собственным желаниям и наперекор очевидности в целях выражения своего отношения иному.


Вторым симптомом кризиса 3-х лет является упрямство, которое не нужно путать с настойчивостью. К примеру, если малыш желает некий предмет и настойчивым образом его добивается, это не является упрямством. Однако, когда тот настаивает на своем не по причине того, что ему этого очень хочется, а по причине того, что он этого потребовал, - это уже проявления упрямства. Мотив упрямства заключается в том, что малыш связан собственным первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Тут снова возможно видеть прямо.

Третьим симптомом данного возраста является строптивость. Данный симптом централен для кризиса 3-х лет, в связи с этим иногда этот возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она является безличной. Протест малыша ориентирован не против определенного взрослого, а против образа жизни. Он отрицает все, что ребенок ранее спокойным образом делал. Ребенку ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.п. Он «бунтует» против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертым симптомом является своеволие. Малыш все хочет делать самостоятельно, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Пятым симптомом будет протест-бунт. Детское поведение приобретает вид протеста, словно малыш пребывает в состоянии войны с другими людьми. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

Шестым симптомом будет обесценивание. В глазах малыша обесценивается то, что ранее являлось привычным, интересным, дорогим. Могут обесцениваться поведенческие нормы (малыш вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (малыш может сломать недавно любимую игрушку), и пр. Подобные явления говорят о том, что у него трансформируется отношение к окружающим и к самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых.

Седьмым симптомом является деспотизм. Еще недавно ласковый, ребенок в возрасте 3-х лет часто превращается в самого настоящего семейного деспота. Малыш диктует всем окружающим поведенческие нормы и правила: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. Когда в семье имеются еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с позиции 3-летнего ребенка, его братья либо сестры вообще не имеют в семье никаких прав. В общем, симптомы, которые взяты вместе, производят впечатление эмансипации малыша: как будто ранее взрослые водили его за руку, а теперь у ребенка возникала тенденция ходить самому.