Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трёх лет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. «Шкала развития Д. Лешли»

Цель: измерение следующих сторон психического развития:

✓ физического развития;

✓ общение и развитие речи;

✓ социального развития и игры;

✓ самостоятельности и независимости;

✓ поведения.

Описание: методика включает несколько карточек наблюдения.

Инструкция: экспериментатор при помощи метода повременных проб, состоящего в регулярности наблюдения по заранее отмеченным временным отрезкам, наблюдает за обследуемым на протяжении полных тридцати минут с записью впечатлений через тридцатисекундные интервалы.

Полученная о ребенке и отраженная в карточках развития информация оценивается двумя способами:

✓ сравнением показателей ребенка со средними показателями детей данного возраста;

✓ сравнением информации о ребенке с результатами, полученными им в более раннем возрасте [17].

Таким образом, в исследовании принимало участие 25 детей трехлетнего возраста. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с педагогами, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки; 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу. Для диагностического исследования были использованы следующие методики: «Таблицы развития Гезелла» и «Шкала развития Д. Лешли».

2.2 Результаты исследования и их анализ

Диагностическое исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста проводилось при помощи методики «Таблицы развития Гезелла».

Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты по методике «Таблицы развития Гезелла».

Ф.И. ребенка

Оценка результатов

Уровень развития

1.

А. Артём

14

Высокий

2.

Б. Стёпа

5

Низкий

3.

Б. Зарина

9

Средний

4.

Б. Соня

6

Низкий

5.

Б. София

5

Низкий

6.

К.Ваня

11

Средний

7.

К. Даша

7

Низкий

8.

К. Илья

6

Низкий

9.

К. Серёжа

7

Низкий

10.

Куз. Серёжа

7

Низкий

11.

Н. Семен

15

Высокий

12.

Д. Света

11

Средний

13.

Г. Кирилл

7

Низкий

14.

З. Вера

13

Средний

15.

П. Дима

5

Низкий

16.

О. Аня

9

Средний

17.

М. Яна

7

Низкий

18.

И. Слава

7

Низкий

19.

М. Саша

6

Низкий

20.

О. Оля

5

Низкий

21.

К. Паша

13

Средний

22.

Г. Марина

11

Средний

23.

С. Олег

7

Низкий

24.

Ф. Леша

5

Низкий

25.

Ш. Лиза

7

Низкий


Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).

Рисунок 1. – Анализ показателей по методике «Таблицы развития Гезелла».

Таким образом, полученные результаты анализа уровня развития поведенческой сферы позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого развития поведенческой сферы. Это свидетельствует о том, что у детей трехлетнего возраста низкий уровень развития таких сфер поведения как адаптивное и личностно-социальное.

Диагностическое исследование индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста проводилось при помощи методики «Шкала развития Д. Лешли». Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты по методике «Шкала развития Д. Лешли».

Ф.И. ребенка

Оценка результатов

Уровень развития

1.

А. Артём

12

Высокий

2.

Б. Стёпа

6

Низкий

3.

Б. Зарина

8

Средний

4.

Б. Соня

6

Низкий

5.

Б. София

6

Низкий

6.

К.Ваня

6

Низкий

7.

К. Даша

6

Низкий

8.

К. Илья

6

Низкий

9.

К. Серёжа

7

Низкий

10.

Куз. Серёжа

7

Низкий

11.

Н. Семен

12

Высокий

12.

Д. Света

6

Низкий

13.

Г. Кирилл

6

Низкий

14.

З. Вера

8

Средний

15.

П. Дима

6

Низкий

16.

О. Аня

8

Средний

17.

М. Яна

6

Низкий

18.

И. Слава

6

Низкий

19.

М. Саша

6

Низкий

20.

О. Оля

6

Низкий

21.

К. Паша

8

Средний

22.

Г. Марина

8

Средний

23.

С. Олег

6

Низкий

24.

Ф. Леша

6

Низкий

25.

Ш. Лиза

6

Низкий


Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).

Рисунок 2. – Анализ показателей по методике «Шкала развития Д. Лешли».

Таким образом, полученные результаты анализа уровня развития детей трехлетнего возраста позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня развития. Это свидетельствует о том, что у испытуемых низкий уровень социального развития.

Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что при воспитании детей раннего возраста необходимо учитывать их индивидуальные особенности, подтверждена.

2.3 Рекомендации по результатам исследования

В связи с полученными результатами диагностического исследования индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста нами были сформулированы следующие рекомендации.

Ошибки родителей в период протекания кризиса 3-х лет: потакать во всем, менять свои решения в зависимости от того, что хочет ребенок (вплоть до смены планов всей семьи), уступать при первом виде слез, стыдить, кричать в ответ, и наоборот: запрещать все, ставить в угол, наказывать, бить, кричать. Но самое бесполезное, что вы можете сделать в ответ на приступ слез и истерику у ребенка – так это сказать: «Успокойся!» Ребенок уже в истерике, поэтому лекция не поможет.

Чтобы помочь ребёнку нужно назвать то, что с малышом происходит и дайть ему проплакаться, не останавливая его. «А моя на три часа заведется!» - часто говорят родители и продолжают свое: «Замолчи, успокойся!» - а зря. Это лишь заставляет ребенка сдерживать свои эмоции, а потом могут возникать психосоматические расстройства (частые ангины, бронхиты, или ребенок начинает резко грызть ногти, выдирает волосы, становится аллергичным, или начинаются проблемы со стулом). Это - не что иное, как подавленные эмоции, и это – страшно, ведь кроху начинают таскать по врачам, а вопрос в общении и воспитании.

Важно следовать следующим правилам:

Правило 1: разрешите ребенку впасть в истерику и прожить это.

Правило 2: называйте то, что происходит с ребенком.

Правило 3: помните, Ваш малыш-это не робот, он не может стать таким, как хотят взрослые. Если ребенок пройдет через кризис трех лет с поддержкой родных, то вырастет уверенным в себе, самостоятельным, с хорошей самооценкой. Если родители будут действовать неправильно, то он вырастет либо избалованным, эгоистичным, таким, которому «все должны» по жизни, либо совершенно подавленным, безынициативным, слабым человеком, не имеющим ни своих целей, ни веры в себя («все решает за меня мама»).


В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как малыш адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация на этой ступеньке.

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.

В рамках психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и как один из его этапов в детском саду предлагаем следующую программу групповых игровых сеансов, направленную на социализацию дошкольников. Психологическое сопровождение осуществляется в три этапа:

1. Анкетирование родителей. Установление с детьми личностного и эмоционального контакта.

2. Психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации к ДОУ, позволяющая выявить детей с низким уровнем адаптации. Развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста.

3. Анализ результатов диагностики и развивающей работы. Консультирование родителей. Выдача рекомендаций.

В ходе психологического сопровождения детей раннего малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу - это совместная радость, доброжелательность, проявляют заинтересованность, активизируются.

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия.

Задачи:

✓ вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей;

✓ сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

✓ обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе;


✓ стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости;

✓ обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка;

✓ стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.

Режим работы. Программа проводится с октября по февраль из расчета 2 игровых сеанса в месяц по 10 минут (в соответствии с СанПиНом и режимом дня первой младшей группы) в утреннее время - 8:10, когда все дети собираются в группе. Это время наиболее актуально, ведь некоторым малышам трудно расставаться с мамами, а игровой сеанс заинтересовывает и отвлекает их.

Ожидаемый результат: социализация детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия педагога-психолога с детьми.

В результате освоения программы дети должны уметь:

✓ эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

✓ соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками);

✓ использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.

Программа включает адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры.

Для освоения содержания программы в работе с детьми используются показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.

Используемые технологии:

✓ коммуникативные игры;

✓ телесно-ориентированные игры и упражнения;

✓ упражнения с дидактическим материалом.

На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика): в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией. Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации