Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трёх лет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПО мнению Е.О. Смирновой, последние три симптома (бунт, обесценивание и деспотизм) встречаются реже и обладают второстепенным значением.

Как считают психологи, причинами появления кризиса 3-х лет являются:

- объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития;

- при тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка;

- протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям.

Кризис трехлетнего возраста является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.

В три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.

Проявление упрямства и строптивости доходят до негативизма, который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).

1.3 Характеристика индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет и их учет при воспитании

Основное содержание любого возрастного кризиса состоит формировании новообразований, т.е. возникновении нового типа отношений ребенка со взрослыми, смене одного вида деятельности иным. К примеру, при рождении ребенок приспосабливается к новой для себя среде, у него формируются ответные реакции.

Новообразования кризиса одного года - становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых. Для кризиса 3-х лет, согласно исследованиям ученых и психологов, самым важным новообразованием является появление нового чувства «Я». «Я сам». За первые три года собственной жизни ребенок осваивается с окружающей средой, привыкает к ней и обнаруживает себя в качестве самостоятельного психического существа.


В данном возрасте наступает момент, когда малыш как бы обобщает весь опыт собственного раннего детства, и на основе его действительных достижений у него формируется отношение к себе, возникают новые характерные черты личности. К данному возрасту все чаще можно услышать от малыша местоимение «я» вместо его имени, когда ребенок говорит о себе. Казалось, еще недавно он, смотрясь в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас же говорит: «Это я», осознает, что это он изображен на своих фотографиях, что это его, а не какого-то иного ребенка, чумазая рожица улыбается из зеркала.

Малыш начинает осознавать себя в качестве отдельного человека, с собственными желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. И вместе с этим, осознание «Я» 3-летнего ребенка еще отличается от взрослого, совершенствуясь пока не во внутреннем, идеальном плане, а обладает характером, развернутым вовне: оценка собственного достижения и сопоставление ее с оценкой других.

Осознавать собственное «Я» ребенок начинает под воздействием возрастающей практической самостоятельности. Именно в связи с этим «Я» малыша так тесно связано с понятием «Я сам».

Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место. До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества - независимость, самостоятельность. Конечно, давать трехлетке право на полную самостоятельность совершенно неправильно: ведь уже многое освоив к своему юному возрасту, малыш еще не полностью осознает свои возможности, не умеет выражать мысли, планировать. Однако важно почувствовать происходящие в ребенке перемены, изменения в его мотивационной сфере и отношении к себе. Тогда критические проявления, характерные для растущего человека в этом возраста, могут быть облегчены. Детско-родительские отношения должны войти в качественно новое русло и быть основаны на уважении и терпении родителей.


Меняется и отношение ребенка к взрослому. Это уже не просто источник тепла и заботы, но и образец для подражания, воплощение правильности и совершенства. Пытаясь одним словом описать то важнейшее, что приобретается в результате кризиса трех лет, можно назвать его вслед за исследователем детской психологии М. И. Лисиной, гордостью за достижения. Этот поведенческий комплекс охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка - к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого - взрослого. Суть нового поведенческого комплекса состоит в следующем: Во-первых, в предметной деятельности дети не просто манипулируют предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, стремятся достичь результата. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного - дети не меняют своих намерений и конечной цели. Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания. В-третьих, в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства - повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников в ходе воспитания и обучения является «общим» местом в педагогике, психологии, дидактике и методике. Каждый ребенок отличается от другого, и поэтому любой педагог знает, что на уроке нужен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику. Именно тогда создаются оптимальные условия для максимально полного всестороннего развития ребенка, возникает комфортная для всех воспитанников образовательная среда, находят свое решение многие проблемы учеников, которые отличаются неуспеваемостью [5].


Большинство педагогов и психологов применяют индивидуализация и дифференциация в качестве синонимов, но, по мнению А.В. Орловой, каждый из них содержит свое содержание [15]. Дифференциация обучения предусматривает наличие у школьника возможности выбора собственного образовательного маршрута в рамках существующей системы образования. Сюда относится и выбор школы (частной или государственной, российской или зарубежной), и выбор профиля обучения (специализированные классы и школы - гуманитарные, математические и т.д.), возможность сдать экзамены экстерном, выбор факультативных предметов. Индивидуализация, в свою очередь, обучения предполагает создание условий для учета индивидуальных особенностей, обучающегося в русле выбранного им образовательного маршрута [6].

Д.Б. Эльконин считал, что любой возраст отличается следующими я показателями:

1) конкретной общественной ситуацией развития или той определенной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослым в актуальный период;

2) главным или ведущим, типом деятельности. Педагогике известны несколько типов деятельности, характеризующие конкретные периоды психического развития;

3) основными психическими новообразованиями [25].

Таким образом, учет индивидуальных особенностей детей трехлетнего возраста важная часть их воспитания.

Выводы по первой главе

1. Проведя теоретическое исследование темперамента, можно констатировать, что темперамент является устойчивой совокупностью индивидуальных психофизиологических личностных особенностей, которые связанны не с содержательными аспектами деятельности, а с динамическими. Представления о темпераменте основаны на понятии типа: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. Свойства темперамента обладают конституциональной основой, которая определяется присущими индивиду особенностями функционирования физиологических систем, регулирующих его поведенческий стиль. Характер является совокупностью личностных качеств.

2. Кризис трех лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

3. Учет возрастных особенностей детей трехлетнего возраста является необходимым для выбора материала, понимание и анализ которого доступны и необходимы воспитанникам.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

2.1 Организация и методы исследования

В исследовании принимало участие 25 детей трех лет.

Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:

1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями, с педагогами, с психологами, подбор методик, формирование первичной выборки;

2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу.

Для диагностического исследования индивидуальных проявлений у детей кризиса трех лет были использованы следующие методики:

1. «Таблицы развития Гезелла».

Цель: измерение поведенческих сфер детей в возрасте от 4 недель до 6 лет: моторики, языка, адаптивного и личностно-социального.

Описание: Сам ход применения данной методики заключается в стандартизированной процедуре наблюдения и оценки процесса поведенческого развития ребенка в обычной жизни. Отмечается, что некоторые из разделов данных таблиц можно рассматривать как строгие методики, однако все-таки многие из них базируются на чистом наблюдении.

Эту методику специалисты рекомендуют применять как способ усовершенствования и уточнения качественных наблюдений, которые обычно осуществляются педиатрами и иными детскими специалистами, они полезны в как дополнение к медицинским обследованиям при определении неврологических заболеваний и первопричин поведенческой ненормальности в раннем периоде жизни.

Инструкция: Данные, которые получены при помощи прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и иные стимульные объекты, дополняются информацией, которая сообщает мать ребенка. Полученные сведения необходимо сопоставить с табличными, что дает возможность оценить степень психического развития обследуемого.