Файл: Особенности проблемного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемные задачи. Проблемные задачи имеют много общего с проблемными вопросами, но в то же время существенно отличаются от них. Ведь они включают не только вопрос, но и условие, которое содержит необходимые для решения задачи данные. Кроме того, решение задачи, как правило, требует более сложной системы умственных действий, чем ответ на вопрос. Общим у них является то, что они обязательно отображают сущность определенного противоречия и предусматривают включение ученика как субъекта в отношения между известным и неизвестным.

Проблемные практические задания. Наиболее характерными для обучения являются проблемные практические задания. Это задания, которые ставятся или возникают в процессе практической деятельности учащихся и направлены на: открытие новых способов действия; приобретение новых знаний; применение знаний в новых условиях; создание оптимальных условий для практических действий.

Проблемное практическое задание также включает в себя известное и неизвестное, но они связаны со способами действия. [3]

Проблемная ситуация. Наиболее важным моментом проблемного обучения является проблемная ситуация. Само по себе проблемное задание только база, основа проблемное™. Ученик может, например, из собственного опыта знать, как решить задание. В таком случае проблемность не возникает. Задание может быть связано с недоступным для учащегося материалом, он не понимает, что от него требуется. В таком случае проблемность также не возникает. Но если задание соответствует возможностям ученика, несет в себе новые, необходимые в данный момент знания или способы действия, без которых невозможно изготовление изделия или выполнение какого-либо задания, если у ученика возникает заинтересованность, потребность, стремление его выполнить, открываются все условия для проявления принципа проблемности. Психологическое состояние ученика в таких условиях принято называть проблемной ситуацией.

Известный советский психолог А.М. Матюшкин понятие «проблемная ситуация» определяет так: «Проблемная ситуация - особый вид мысленного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психологическим состоянием, которое возникает у субъекта (ученика) во время выполнения им задания и которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия».

Иными словами, проблемная ситуация — это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность.


Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у учеников познавательного интереса, раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. От умелого создания проблемной ситуации в значительной степени зависит успех организации проблемного обучения в целом. [5]

Решение учебной проблемы. Важным этапом проблемного обучения является решение учебной проблемы. Некоторые учителя процесс решения учебных проблем отождествляют с процессом решения обыкновенных задач, а проблемные вопросы и проблемные практические задания вообще не относят к учебным проблемам. Это приводит к снижению эффективности занятий. Даже если правильно сформулирована учебная проблема, проблемная ситуация создана умело, обучение не достигает желаемого успеха, когда решение проблемы построено неправильно.

В своих основных чертах процесс решения проблемных заданий совпадает с научным познанием. Как и в научном познании, при решении проблемных заданий можно выделить ряд этапов:

- составление плана решения проблемы;

- выдвижение предположений и обсуждение гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка результатов решения проблемы;

- обобщение новых знаний и способов действия. [5]

Предположение и гипотеза. В практике проблемного обучения учителя часто смешивают понятия «предположение» и «гипотеза».

Предположение — это суждение о ходе и результате решения задания. Выдвигая предположение, ученик мысленно забегает вперед, фиксирует последовательность своих действий на основе опыта решения проблем вообще, имеющихся знаний; делает попытку на основе догадки или интуитивного мышления высказать мысль о ходе решения. Причем для решения проблемы предположений может быть выдвинуто несколько. Но только одно из них, вероятность правильности которого наибольшая, становится гипотезой.

Таким образом, гипотеза, с одной стороны, является формой познания объективной реальности, формой мышления, а с другой — способом умственного поиска путей решения проблемы. Она включает в себя предположения о сути фактов или причин определенных явлений и тем самым дает вероятное их объяснение. На практике гипотеза служит учителю средством активизации умственной деятельности учащихся. Для ученика она является приемом творческого воображения и принципом решения учебной проблемы.


В возникновении гипотезы обычно главную роль играет интуиция - подсознательное мышление.

Интуиция — это своеобразный тип мышления, характерной особенностью которого является кажущаяся внезапность появления какой-либо идеи, (своеобразное «озарение»).

Однако неосознаваемая (в отличие от логического мышления) предварительная мыслительная работа в этом случае всегда имеет место, и ее окончательный итог фиксируется с очевидной ясностью. Таким образом, и в этом случае мышление является отражением реальных связей и отношений реального мира. Гипотеза, рожденная на основе интуиции, еще не является достоверным знанием и поэтому требует логического доказательства. Отражение ею действительности может носить искаженный, неадекватный действительности характер.

Таким образом, гносеологическая сущность гипотезы состоит в том, что она является промежуточным звеном между знанием и незнанием. [5]

1.3 Активизация познавательной деятельности при проблемном обучении

Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Только так можно формировать творческую личность, а значит выполнять сверхзадачу педагогического труда.

В современной высшей школе существуют огромные резервы неиспользованных возможностей для повышения качества подготовки специалистов. Наука движется вперед, и молодой специалист, приступая к работе, сталкивается с проблемами, которые еще не существовали во время его учебы, ему неизбежно приходится принимать решения, не имея опыта. Он должен уметь прогнозировать, моделировать ситуации, знать алгоритмы анализа и обработки информации. Задача вуза не только передать будущему специалисту определённый «багаж» знаний, но и научить его развивать и использовать в профессиональных целях интеллектуальные и эмоциональные резервы личности [1].

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Выявление потенциальных возможностей будущего специалиста может быть осуществлено в совершенствовании самого процесса обучения, направленного на активизацию познавательной деятельности обучающегося, развитие его творческого мышления [1].


Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться [2].

В соответствии с современными требованиями к качеству высшего образования с целью внедрения компетентностного подхода в процесс обучения в вузе, наряду с традиционными образовательными технологиями, на занятиях преподавателю необходимо использовать технологии интерактивного обучения.

Педагогическая технология - это конкретное, научное, обоснованное, организованное обучение для достижения реально выполняемой цели обучения и развития обучаемого. К основным требованиям, предъявляемым к современным технологиям обучения, относятся в первую очередь развитие у обучающихся личностных качеств и активизация познавательной деятельности [3].

Суть проблемного обучения заключается в управлении познавательной активностью личности. В его основе лежит принцип, согласно которому глубокое и прочное усвоение знаний возможно при постановке проблемы, в решении которой непосредственно должен участвовать сам обучаемый. Преподаватель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению. Только при этом условии им активно воспринимается учебная информация, а решение проблемы становится творческим, обеспечивающим формирование подлинного профессионального мастерства.

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый способ объяснения действия [4].

Создание проблемной ситуации на занятии является одним из определяющих средств активизации мыслительной деятельности обучающихся.

В [5] описано возникновение таких ситуаций «непреднамеренно», независимо от целенаправленных действий учителя, то есть по логике учебного процесса путём решения задачи, постановки вопроса, контроля знаний, что является вполне естественным и закономерным явлением процесса обучения.

Если преподаватель знает правила организации проблемного обучения, то такого рода ситуации могут создаваться преднамеренно, что, естественно, повышает качество усвоения обучаемыми нового материала и способствует лучшему применению его на практике.


Как показали исследования [1, 5], выделяют наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, которые можно применить к преподаванию любой дисциплины вуза.

Наиболее распространённый тип, когда проблемная ситуация возникает перед обучающимся в случае осознания ими, что прежних полученных знаний недостаточно для решения какой-то поставленной задачи или объяснения действий в той или иной практической ситуации.

Проблемная ситуация может возникнуть при столкновении обучающихся с необходимостью использования ранее усвоенных знаний на практике, но в новых условиях. Такие ситуации организуются для того, чтобы обучающиеся смогли не только практически применить свои знания, но и осознали факт их недостаточности. Данный приём позволяет стимулировать у обучающихся познавательный интерес и готовность к поиску новых знаний. В таком случае в процессе подготовки к семинарским, практическим и лабораторным занятиям преподавателю иногда необходимо оставить поиск решения проблемной ситуации на самостоятельную работу, что повысит мотивацию обучения.

Одним из путей возникновения проблемной ситуации является создание преподавателем противоречия между теоретически возможным путём решения поставленной задачи и практической неосуществимостью выбранного способа решения.

Проблемная ситуация может появиться и тогда, когда возникает противоречие между практически полученным результатом отработки учебного вопроса и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Создание проблемных ситуаций на занятии позволяет развивать не только предметно-содержательную сторону процесса обучения, но и способствовать развитию мотивации, активности обучающегося в самостоятельном поиске необходимой информации, развитие познавательного интереса.

При создании на занятии проблемной ситуации, следует учесть, что необходимым условием активизации познавательной деятельности должна быть постановка задач достаточно простых, но требующих постоянного роста знаний, умений и навыков обучаемых. Необходимо, чтобы выдвигаемые задачи по содержанию и по форме их преподнесения вызывали профессиональный интерес аудитории. Так же следует учесть уровень новизны и сложности выдвигаемых задач, которые следует соизмерять с уже достигнутыми знаниями. Если уровень новизны и сложности между известным и неизвестным будет неоправданно высок, то возникнет барьер непонимания, а в случае занижения этого уровня новый материал станет восприниматься без интереса.