Файл: Особенности проблемного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущества проблемного обучения в том, что оно создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучающихся: оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, нестандартность мышления, умение правильно оценить ситуацию, решительность. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности. Проблемное обучение не ставит вопрос о необходимом минимуме знаний, оно ставит вопрос об умениях и навыках. Проблемное обучение в вузе предполагает развитие у обучающихся компетенций, которые необходимы для успешной трудовой деятельности, т.е. тех навыков и умений, которые требуются на практике.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у обучающегося в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении [6].

Таким образом, активизация творческой, познавательной деятельности в вузе во многом основана на современных педагогических методах реализации проблемного обучения, которое в условиях быстрого роста объема информации и необходимости ее более качественной переработки и усвоения выступает самым эффективным средством достижения прочных, глубоких знаний, навыков и умений. Проблемное обучение не только вооружает обучающихся результатами научного познания, но и ведет их по тому пути, каким были получены данные результаты, формирует самостоятельность в позиции, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

2.1 Методы проблемного обучения

1. Проблемное изложение знаний - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Он показывает образцы научного решения учебных проблем, основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность его доводов, следят за логикой изложения нового материала.


В данном случае самостоятельность учащихся еще не велика. Они лишь следят за поиском, который ведет учитель, который не просто сообщает факты и делает выводы, как при объяснительно-иллюстративном рассказе, а рассуждает, показывает движение мысли к истине, создает атмосферу поиска, заставляет класс сопереживать. По содержанию излагаемого материала проблемное изложение можно разделить на два вида:

а) первый - проблемное изложение, материалом для которого служит история, генезис какого-то научного открытия, теории, эксперимента и т.п.,

б) второй - проблемное изложение, построенное на материале современного научного знания. Основными приемами преподавания в методе проблемного изложения являются: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения; приемами учения – выполнение логических операций, воспроизведение, знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, составление плана.

2. Проблемное изложение перерастает в следующий метод проблемного обучения - поисковую беседу, т. к. многие ученики не удовлетворяются ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы учителя. Поисковая беседа - это самый распространенный метод проблемного обучения и в той или иной мере используется на большинстве уроков, включая уроки-лекции.

В зависимости от сложности задания степень охвата учащимися поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса.

Независимо от количества активных участников ученики, как правило,

выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод называется в педагогической литературе частично-поисковым.

Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, жизненный опыт.

3. Изложение с проблемным началом.

Учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Из всех методов проблемного обучения этот метод является наиболее (доступным).

4. Поисковая (эвристическая) беседа (частично-поисковый метод). Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных опросов учителя и ответов учащихся, конечной целью, которой является решение целостной, но вой для учащихся проблемы или ее части. Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска. При этом методе обучения объяснения учителя соединяются с поисковой деятельностью школьников на всех или отдельных этапах познавательного процесса. На уроке существуют большие возможности для использования частично-поискового метода. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное peшение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Основными приемами преподавания здесь, как правило, являются эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра; приемами учения - самостоятельные обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач, составление плана самостоятельной работы, участие в эвристической беседе, частичный мыслительный эксперимент. Используется чаще, чем исследовательский.


5. Исследовательский метод.

Исследовательский метод - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями:

• организация творческого поиска и применение знаний,

• овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску,

• формирование интереса, потребности в творческой деятельности (И.Я. Лернер).

Структура исследовательского метода включает приемы преподавания (сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов,

оценку, эксперимент, управление исследовательской деятельностью) и приемы учения (исследование учебной проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом). Для этого учащимся предлагаются исследовательские задачи, которые могут быть рассчитаны на часть урока, урок - на более длительное время. Эти задачи могут строиться на разном учебном материале, требовать различных видов деятельности. Неизменным остается главное требование – самостоятельность поиска способов решения задачи. Сторонники традиционного использования исследовательского метода справедливо считают, что дети все равно анализируют, сопоставляют, отбирают главное, комбинируют правильность избранного пути, то есть осуществляют те же виды умственной деятельности, что и ученый- исследователь.

Исследовательское задание предполагает полный цикл самостоятельных учебно-познавательных действий школьников:

а) сбор информации и ее анализ;

б) философско-концептуальное осмысление предмета исследования, знание истории науки;

в) постановка учебной проблемы и ее решение;

г) проверка решения;

д) применение новых знаний на практике.

2.2. Урок с проблемным обучением

Конспект урока по географии

Тема: «Климат Южной Америки»

Цель урока: формирование целостного представления о климате Южной Америки.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о климате Южной Америки и основных климатообразующих факторах.
  2. Закрепить изученный материал по темам: климатические пояса, климатообразующие факторы, постоянные ветры
  3. Продолжить формирование умений работать с картами и климатограммами.
  4. Расширить кругозор учащихся и формировать стойкий интерес к изучению предмета география.

Оборудование:

- Физическая карта мира

- климатическая карта Южной Америки

- атласы

- мультимедийная аппаратура

- карточки на партах

- номенклатура на доске

- символы: тучки, солнышко

Тип урока: изучения нового материала с использованием технологии проблемно-диалогового обучения.

Ход урока:

N

Содержание урока

Временной

интервал

Используемые методические приемы

1

Организационная часть.

Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку (наличие на партах учебников, атласов, дневников).

1 мин.

2

Введение.

Вводное слово учителя: Сегодня мы повторим материал, пройденный на прошлом уроке, выполним разминку у доски на знание карты материка. Кроме этого, нам предстоит ознакомиться с особенностями климата материка Южная Америка.

1 мин.

беседа

3

Повторение изученного материала.

  1. Индивидуальная работа у доски – 2 учащихся:

А) определить объекты по координатам:

- 54*ю.ш 72*з.д

- 13*с.ш72*з.д.

- Протяженность 67*111=7437 км

Мыс – это…

Р. Амазонка- Устье? (карта)

Б) самая высокая точка г.Анды –

Высота –

Координаты- 31*ю.ш.70*з.д.

Бразильское плоскогорье (карта)

  1. Фронтальный опрос «Что такое? Кто такой?»

Панамский - канал

Веспуччи - мореплаватель, путешественник

Инки – народ Южной Америки

Амазонская - низменность

Магелланов - пролив

Гвианское - плоскогорье

Котопахи - вулкан

Бразильское - плоскогорье

Карибское - море

Лаплатская - низменность

Анды - горы

3. Работа в парах: сгруппируйте слова по 3 категориям и впишите их в 3 столбика (карточки на партах)

Найти и подчеркнуть объекты, классифицировав их в группы.

4.Реки материка. К бассейнам каких океанов относятся? Показать по карте

5.Разминка по карте

К доске вызывается учащийся. Учитель и ученики задают ему не менее 10 вопросов на знание карты 3 южных материков

Подведение итогов опроса. Выставление оценок.

3 мин.

3 мин.

4 мин.

2 мин.

3 мин

Индивидуальная работа у доски

Фронтальный экспресс-опрос

Работа в парах

Работа с картой и атласами

4

5

Изучение нового материала

В тетради тема урока:

  • Вспомним факторы, оказывающие влияние на климат любого материка.
  • Как вы думаете, будет ли похож климат Африки на климат Южной Америки?
  • Проанализируем карту тепловых поясов. Что общего и какие различия?

А теперь рассмотрим карту климатических поясов

АТЛАС - Объясните, чем будет похож климат и какие будут различия?

  • По карте атласа определяем, какими течениями омывается материк? Как это отразится на климате материка?
  • Как же формируется климат материка Южная Америка?
  • Анализ климатической карты материка.
  • Климатические пояса:

(учащиеся называют пояса самостоятельно).

Работа с климатограммами.

Закрепление:

Какова главная особенность климата материка Южная Америка?

(Влажный климат)

Что общего и чем отличается климат Африки от климата Южной Америки и почему?

(Африка – самый жаркий материк и сухой, так как большая его часть находится в тропическом поясе, Ю.А. – вдоль южного тропика узкая часть, широкая вдоль экватора).

20 мин

Проблемное изложение материала

Рассказ учителя с демонстрацией по слайду презентации

Анализ и систематизация знаний по новой теме

6

Подведение итогов урока.

Благоприятный ли климат для жизни и хозяйственной деятельности населения Южной Америки?

+ обилие тепла и влаги – круглогодичная вегетация растений, тропические культуры, несколько урожаев в год.

- высокогорный климат Анд – в тропическом поясе особенно суровый, с высотой понижение температуры.

- в умеренном поясе на юге материка – снежные метели (влияние Антарктики)

Рефлексия (солнышко и тучка)

- Новый материал для вас был не сложен, понятен?

- карту Ю.Америки вы знаете достаточно хорошо

- выразите словами: этот урок для меня был ….

Оценки за урок

Задание на дом: параграф 42,

Дополнительно сообщения: рекорды органического мира южной Америки (самый большой паук, жук Геркулес, самое большое водное растение и т.д.)

Контурные карты

8 мин.

Обобщение знаний по новой теме

Оценка своей деятельности на уроке

Оценка учителя


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

География содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников не только географическая информация должна быть интересной, но и сам процесс её получения. Поэтому возникает необходимость широко применять проблемный подход в обучении географии.

В заключении хочу отметить, что курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2013

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2015

3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 2012

4. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения: Пособие для учителей – М. Просвещение, 2012.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2012

6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 2015

7. Паншечникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1. Стр.25

8. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 2012г.

9. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М. Просвещение, 2015г.

10. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 2015

11. Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М., 2016