Файл: Теоретические основы государственной инновационной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Или вот такая, например, классификация инновации – по типу новизны для рынка делятся на:

– новые для отрасли в мире;

– новые для отрасли в стране;

– новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

– инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

– инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

– инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

– радикальные (базовые);

– улучшающие.

Базисные инновации – это такие нововведения, в основе которых лежит научное открытие или крупное изобретение. Такие инновации, направлены на освоение новых продуктов и услуг, принципиально новых технологий.

Улучшающие инновации, или радикальные, – это такое нововведение, которое направлено на улучшение параметров производимых продуктов, т.е. вносятся изменения, которые совершенствуют продукцию и технологические процессы, но не изменяют, а только улучшают ее качества.[12]

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

– технологические;

– производственные;

– экономические;

– торговые;

– социальные;

– в области управления.[13]

Разделяют инновации и таким образом, как:

– инновация первого рода – к ним относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство;

– инновации второго рода – это изобретения ноу-хау, или идеи, внедряемые повторно, т.е. они не являются первые в мире.

Инновации могут быть в виде продукта (новый товар), или в виде процесса (новая технология, новые методы, новая организация труда).

Например, по инновационному потенциалу различают:

– базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новые отрасли;

– модифицирующие – представляют собой существенные изменения в базисных инновациях (сотовые телефоны и т.д.)

– псевдоинновации – это решение представляющие собой незначительные изменения базисной составляющей, т.е. путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.[14]


Как считают исследователи, наиболее полная классификация инноваций представлена А. И. Пригожиным:

1. По распространенности: единичные, диффузные. Диффузия – это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые.

3. По преемственности: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату: локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные, комбинаторные, совершенствующие.[15]

Таким образом, следует заметить, что при таком разнообразии подходов к классификации инноваций основным критерием классификационного деления всё-таки считается сфера реализации инноваций. Именно поэтому критерию происходит дифференциация инноваций на концептуальные, научные, технико-технологические, экономические, организационно-управленческие, информационные, социальные.

Основные принципы инновационного развития – ориентация на высокие технологии, потребности рынка; поиск новизны, связанной с новыми сегментами, новыми рынками.

Сущность инновации проявляется в её функциях, которые отражают её назначение в экономической системе государства и роль в хозяйственном процессе. Инновация как экономическая категория выполняет следующие три основные функции:

– первая функция – воспроизводственная. Содержание этой функции составляет получение прибыли от инновации и использование её в качестве финансового источника – инновационный продукт формирует основной источник фондов накопления, за счёт которых обеспечивается воспроизводство основного капитала. Получение прибыли – такова цель любого хозяйствующего субъекта. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение объема производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности;

– вторая функция инноваций – инвестиционная, то есть, использование прибыли от инноваций для инвестирования других различных проектов, т.е. капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций.

– третья функция инноваций – стимулирующая, которая постоянно мотивирует получение предпринимателем дополнительной прибыли за счёт реализации инноваций и является стимулом для внедрения последующих инноваций. Иными словами, побуждает предпринимателя постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.[16]


Кроме того, функции инновации следует рассматривать как функции социальной категории. Поскольку инновации всегда направлялись на сокращение затрат труда, экономию времени и получение других эффектов.

Первая функция инноваций как социальной категории состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства.

Вторая функция инноваций – повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни.

Третья функция инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижали затраты. Кроме того, регулируют спрос и предложение, производство и потребление. И наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет и процесс развития человека – реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.[17]

Таким образом, к инновациям относятся нововведения не только в производстве, но и в распределении, обмене, потреблении продукта. Но, следует еще раз подчеркнуть, что к инновациям относятся только принципиальные изменения, которые придают продукту новые качества, кардинально меняющие характер процессов, а также изменяющее состояние экономики. То есть, инновационный процесс из одиночного явления превращается в главную движущую силу экономики. И тогда инновационная деятельность становится существенной особенностью развитых экономических систем, где начинается активное формирование экономики знаний.[18] Тем самым, инновации легли в основу научно-технического прогресса. Инновации становятся ведущей силой экономического развития, которая приводит мировое сообщество на новую ступень развития.

1.2. Концептуальные подходы к государственному управлению инновационными процессами

Выше было сказано, что Россия, как и страны с развитой экономикой, переходит на инновационный путь развития. Как известно, в государстве инновационная политика нужна для дальнейшего экономического развития страны. Тем не менее, несмотря на значительные успехи, которые были достигнуты в последнее время, настоящее состояние инновационной сферы в РФ нельзя признать удовлетворительным. Есть множество факторов, препятствующих дальнейшему развитию инновационных процессов в стране.


В 2011 году в России был принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, где были расписаны задачи на весь период до 2020 года. Но, как отмечает А.В. Грибовский, созданные элементы инновационной системы и увеличение финансирования сферы науки и инноваций не привели к необходимым структурным изменениям в экономике.[19]

Анализируя управление инновационными процессами, следует отметить, что только государство может в должной мере повлиять на решение огромного числа проблем, которые имеются в сфере инноваций. И поскольку нужны кардинальные изменения, а не отдельные меры, и это под силу только государству. Только государство способно определять перспективные направления исследований и разработок, наиболее приоритетные для экономики страны; совершенствовать законодательную базу; принимать меры для защиты интеллектуальной собственности, государственной и коммерческой тайны; создавая перспективные направления исследований и разработок, приоритетные для экономики страны; совершенствуя законодательную базу; принимая меры для защиты интеллектуальной собственности, государственной и коммерческой тайны.

Можно с уверенностью сказать, что в настоящей ситуации, которая сложилась на данное время, особую актуальность получила разработка концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью. Такие подходы должны, по крайней мере, обеспечить достаточный уровень использования экономического и инвестиционного потенциала страны, методы прямого и косвенного государственного регулирования и привнести в общий процесс достижения конечной цели инновационного развития все те мероприятия, которые носят самый различный характер, в том числе, научно-исследовательский, организационный, хозяйственный и т.д.[20]

Многие исследователи, признавая инновации как основу конкурентоспособности, говорят о необходимости всестороннего подхода к определению целей инноваций и инновационного процесса, концептуальных подходов к инновациям, построению национальных инновационных моделей, поскольку они должны усиливать конкурентоспособность государства на мировом рынке товаров и услуг.[21] Так, Глазьев говорит о том, что страны-лидеры инновационного развития свою научно-техническую политику строят с учётом необходимости перехода к новым технологическим укладам.[22] Если проанализировать стратегию развития стран Европейского Союза, США, Японии, Южной Кореи, то узнаем, что «научные исследования здесь сконцентрированы на прорывных технологических направлениях: нанотехнологиях, биотехнологиях, информационно-коммуникационных технологиях, технологиях новых материалов, а также технологиях новых материалов».[23] Разница лишь в том, что Япония, просто меняла всё устаревшее оборудование, продавая его в другие страны, поскольку посчитала, что нерационально использовать его при внедрении инноваций, а другие страны продолжали использовать достижения прошлых лет и при этом расширяли сферы освоения инноваций.[24]


И России предлагалось также два пути перехода к инновационному развитию государства. Первый – это когда сначала рекомендовалось перейти к пятому технологическому укладу, согласно второму «необходимо отказаться от всеобщей модернизации накопленного и отмершего «хлама» в обрабатывающей промышленности и других секторах экономики … и сразу заглянуть в грядущую стадию прогресса, генерируя достижения и инновации 6-го и 7-го технологических укладов».[25] Но в таком случае, первый подход приведет к игнорированию потребностей науки к «догоняющей» стратегии. Второй подход означает, что не будет преемственности между ведущими сегодня достижениями и новыми, только ещё зарождающимися. Но в России, как считает, например, А.В. Грибовский, нужно реализовывать целый комплекс концептуальных подходов к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью. Это позволит, с одной стороны, «сфокусировать ресурсные возможности – кадровые, финансовые, материально-технические – на стратегии технологического прорыва, а с другой, – обеспечить не только равноправный обмен технологиями с другими странами, но и компенсацию технологического отставания России, в т. ч. путем технологического заимствования».[26] Комплекс подходов будет решать две задачи одновременно, один направляется на формирование новых технологий, а второй на развитие уже существующих.

Для успешного перехода на инновационный путь развития требуется проведение широчайших фундаментальных и поисковых исследований для создания новых базисных технологий, которые могут быть применены во многих отраслях народного хозяйства и которые должны постоянно подвергаться усовершенствованию.[27] Следовательно, ещё раз подтверждается, что такие исследования под силу только государству, поскольку именно оно направлено на получение общественного эффекта, который значительно шире экономического. Почему именно государство? Да потому, что крупные корпорации, как считает Е.Н. Каблов «безусловно, участвуют в создании новых знаний. Но этот процесс строго ограничен их стремлением обеспечить конкурентоспособность своей продукции».[28] Как известно, корпорации не всегда идут на риск при финансировании научных исследований, но даже могут и препятствовать их созданию, поскольку занимают монопольное положение на рынке и им не выгодны эти новые технологии по вполне понятным причинам.