Файл: Теоретические основы государственной инновационной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, главная задача государства заключается в обеспечении внедрения научно-технологического комплекса в рыночную среду путем:

– установления долгосрочных «правил игры» для всех субъектов научно-технологического комплекса;

– установление взаимодействия между научным, инновационным и производственным процессами;

– стимулирования привлечения объектов интеллектуальной собственности в совокупность хозяйственных операций;

– стимулирования инновационной активности бизнеса.

Среди главных направлений деятельности государства в соответствии с концептуальным подходом следует выделить:

– формирование среды, которая будет содействовать инвестиционной привлекательности инновационным проектам;

– нормативно-правовое обеспечение разработок в научных исследованиях и разработок прикладного характера;

– дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования и специальной подготовки кадров;

– ускорение передачи полученных результатов прикладной науки на производство:

– содействие развитию конкуренции;

– дальнейшее стимулирование инновационного предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса, при помощи налоговых инструментов, механизмов бюджетного финансирования, государственно-частного партнерства и т. п.;

– формирование системы венчурного финансирования инновационных проектов;

– стимулирование широкого использования механизмов распространения новейших зарубежных технологий.

Таким образом, как отмечает А.В. Грибовский, для совершенствования государственного управления инновационной деятельностью в России предлагаются два концептуальных подхода:

– подхода, направленного на достижение преимущества по прорывным направлениям фундаментальных наук, поддержку кадрового потенциала науки, обеспечение страны новейшей научно-технической инфраструктурой, оборудованием и инструментами;

– подхода, направленного на обеспечение распространение многочисленных производных от базисных технологий и внедрения улучшающих инноваций».[29]

Следовательно, как считают специалисты, вот такой комплекс концептуальных подходов, который предлагают для совершенствования государственного управления инновационной деятельности, даст возможность несколько смягчить переход экономики России к инновационному развитию, выявляя наиболее эффективные организационные формы и механизмы реализации конкретных стратегических целей и задач развития сферы науки и инноваций в России.[30]


Концепция инновационного развития экономики в России определены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия детализирует положения Концепции в частности инновационной политики. Из предложенных концепций, для России в настоящее время был предложен оптимальный вариант развития с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов экономике. Именно такой вариант оказался предпочтительным в рамках Стратегии.

Таким образом, государственное управление инновационными процессами, в соответствии с концепцией инновационного развития России, обладая властно-правовыми полномочиями, создает необходимый уровень координаций, согласованности и правовой упорядоченности посредством законодательства, норм поведения и иных механизмом регулирования, в том числе, юридических, экономических и др.

2. Инновационное развитие региона: экономическая сущность и принципы

2.1. Сущность и принципы развития инноваций в регионе

Инновация — это результат и объект инновационной деятельности, а субъектами ее являются социально-экономические институты, на которые возложены конкретные функции в общем инновационном процессе. Инновационный процесс выступает в качестве последовательности действий в рамках создания инноваций. Он включает в себя все стадии, начиная с постановки социально-экономической задачи и заканчивая получением конкретного социально-экономического блага. Инфраструктурой инновационной деятельности является система ее субъектов и их взаимосвязей (обеспечивает выполнение всех стадий инновационного процесса), а путем совокупности правил и условий, на которых взаимодействуют между собой элементы инновационной инфраструктуры, — инновационный механизм.

При этом имеются факторы, определяющие актуальность реализации принципа ориентации на инновационное развитие региона:

- каждый регион развивается в соответствии с имеющимися социально-экономическими условиями, соответственно, унифицировать инновации и инновационные процессы в стране в целом не представляется возможным. Программа развития инноваций в отдельно взятом регионе должна проводиться с учетом специализации региональной экономики и приоритетов ее развития;


- принцип наукоемкости производства заменяет прежний крупномасштабный, стандартизированный подход к его организации, повышение способности к постоянному обновлению продуктов и технологий играет решающее значение в усилении конкурентных позиций нации на мировом рынке. В такой экономике локальные альянсы ученых, предпринимателей и местной администрации являются значительным фактором достижения успеха на рынке;

- в современной диверсифицированной экономике достижение высоких конкурентных позиций возможно лишь при концентрации всех имеющихся ресурсов в рамках конкретной специализации. Поэтому развитие инновационной деятельности целесообразно проводить относительно экономической специализации каждого региона. В данном случае одним из наиболее важных элементов региональной инновационной политики становится создание условий для максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации;

- пространственная близость создателей «интеллектуального капитала», «технологических ресурсов» и бизнеса принимает решающее значение для успеха инновационной деятельности, поскольку направления научной деятельности и бизнеса должны быть максимально согласованы. Поэтому объединение усилий всех субъектов инновационной деятельности в рамках одного региона является рациональным путем инновационного развития;

- государственное регулирование инновационной деятельности (правовое, финансовое) должно быть построено с учетом особенностей региональных экономик. Смещение акцента в управлении инновационным развитием в регион и передача части прав региональным органам власти позволит усилить тенденции к самоорганизации регионов.

Инновационным развитием является также определенное направление программы комплексного развития регионов, предусматривающее применение инноваций в таких сферах, как материальное производство, непроизводственная и социальная сферы. Заинтересованность региональных органов власти в том, чтобы повысить уровень инновационного потенциала региона и интенсифицировать инновационную деятельность хозяйствующих субъектов, достаточно высока, так как в процессе использования инноваций осуществляется обеспечение соответствующих структур, функционирующих в части региона (соответственно, и в регионе в целом), конкурентными преимуществами, высоким предпринимательским доходом. Все перечисленное работает на усиление конкурентоспособности региона в рамках межрегионального и международного рынков. Соответственно, при рассмотрении инновационного развития экономической системы на мезоуровне необходимо учесть роль управляющего воздействия на инновационное развитие территории государственной инновационной политики.


Одним из базовых условий, направленных на обеспечение осуществления инновационной деятельности в регионе, будет являться совокупность ряда ресурсов, а также наличие организационно-экономической системы, осуществляющей трансформирование указанных ресурсов в продукт инноваций. При помощи данной элементной совокупности возможно охарактеризовать уровень потенциала инновационной сферы территории, так как данная совокупность выступает в роли отдельной экономической категории — инновационного потенциала. Следовательно, еще одним принципом, на котором базируется модель инновационного развития территории, будет уровень инновационного потенциала конкретного региона. При этом целью инновационного развития региона является повышение уровня инновационности региональной экономики путем организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и создающих высокую добавленную стоимость продукта.

Основная проблема для инновационной системы — проблема ее развития. Указанная проблема связана напрямую с человеческим фактором, который — главная составляющая экономического роста. Основная движущая сила инновационного развития заключается в повышении интеллектуального потенциала и восприимчивости личности к инновациям.

Научные труды, касающиеся инновационной деятельности, недостаточное внимание уделяют значимости понятия «мотивация» как одному из основных источников движения и развития инновационной системы. При этом общепризнанным фактором является зависимость результата экономической деятельности от того, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, что определяется отношением людей к труду, а также тем, в каких формах и какими методами осуществляется мотивация.

Наиболее существенными для инновационной политики являются экономические виды и способы государственного управления инновационной деятельностью. К ним относятся, в том числе, и становление рыночных отношений в стране, проведение налоговой политики и политики налогообразования, которые обеспечивают рост предложений на рынке инноваций. Сюда же можно отнести и создание выгодных налоговых условий для ведения инновационных процессов всеми субъектами, оказание финансовой поддержки и предоставление налоговых льгот российским предприятиям, которые занимаются осваиванием и распространением инноваций, а также содействие обновлению техники. Кроме этого, это и поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке, развитие экспортного потенциала страны, внешнеэкономическая поддержка, сюда можно отнести таможенные льготы для инновационных проектов, которые включены в государственные инновационные программы.


К финансовым видам и способам государственного управления инновационной деятельностью относятся и такие как, проведение бюджетной политики, которая должна обеспечить финансирование инновационной деятельности, в том числе выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, но которые не привлекли внимания частных инвесторов. А также предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, которые принимают участие в инновационной деятельности и др.

Нормативно-правовое управление инновационной деятельностью происходит на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, законом и других нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров, которые относятся к инновационной деятельности.[31] Как известно, результаты инновационной деятельности представляют собой продукты и технологии интеллектуальной собственности, следовательно, их правовая охрана осуществляется в соответствии требований по охране интеллектуальной собственности, которые установлены Гражданским кодексом РФ, патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Государственное управление инновационной деятельностью происходит на базе инновационных прогнозов, инновационных стратегий, инновационных программ, инновационных проектов, программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Рассмотрим методы государственного управления инновационной деятельностью. Методы воздействия государства в области инноваций подразделяются на прямые и косвенные. Их выбор определяется той концепцией государственного регулирования, которая действует в этот период. Основное различие между этими двумя группами методов заключается в том, что прямые методы воздействия чаще всего ограничивают свободу выбора субъекта инновационного процесса, а косвенные методы государственного регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора предпринимателя. Например, снижение налогов на бизнес является методом косвенного регулирования, который направлен на рост производства и усиление инновационной активности фирм, что в свою очередь приводит к увеличению капиталовложений в соответствии с программой инвестиционной политики.

Но, следует подчеркнуть, что строгого разграничения между прямыми и косвенными методами государственного регулирования нет и это разграничение чисто условное. Поскольку, для того чтобы применить какой-либо косвенный метод регулирования, необходимо получить административное решение соответствующих государственных органов. Например, решение о предоставлении налоговых льгот. И поэтому в этом случае любые экономические регуляторы содержат в себе административные начала, т.е. прямого управления процессами.