Файл: Теоретические основы государственной инновационной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– практически отсутствует спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики;

– старение кадров, снижение уровней исследований;

– низкая эффективность сектора формирования знаний (прикладной и фундаментальной науки).[42]

Решение этих задач будет способствовать внедрению инноваций, что приведет, в конечном счете, к развитию экономики страны и ее интеграции в мировое сообщество. Экономисты считают, что «наиболее успешной управленческой новацией может стать разнообразное стимулирование развития исследовательских и технологических партнерств, нацеленных на увеличение масштабов использования новых технологий, прежде всего, на основе коммерциализации результатов бюджетных исследований и разработок».[43]

В настоящее время, как считают отечественные экономисты, наша страна приступила к формированию государственной инновационной политики, учитывая те изменения, которые происходят в промышленно развитых мировых странах, лидеров инновационной деятельности. Основным документом, который определяет перспективы совершенствования государственной инновационной политики в России, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая разработана в соответствии с положениями Концепции долгосрочного развития РФ на период до 2020 года и Федерального закона «О науке и государственной научно-технической науки».[44] В этой стратегии определены не только цели, приоритеты и инструменты инновационной политики России, но и установлены долгосрочные ориентиры. Как известно, в нашей стране развитие инновационных процессов идет замедленными темпами, национальная инновационная система только формируется. Не смотря на то, что в России есть объективные факторы для создания инновационной экономики, в том числе, высокоразвитая фундаментальная наука, квалифицированные кадры, научно-технический персонал, но поскольку в стране длительное время экономика управлялась внеэкономическими методами управления, соответственно, она оказалась не способной к эффективному освоению научно-технических достижений. И только сейчас, в настоящее время, когда происходит становление наукоёмких отраслей в России, государство стремится использовать различные формы и методы государственного регулирования инновационными процессами, которые используются в мировом сообществе, чтобы добиться заметных результатов в этой деятельности.


Одним из направлений для перспективного развития инновационных процессов является развитие конкуренции. Дело в том, что в стране нет полноценной хозяйственной конкуренции. Именно конкуренция заставляет предпринимателя создавать новые продукты и технологии. Господство олигархов в отраслях, которые заинтересованы в снижение конкуренции за счет ценового сговора или распределении сфер влияния, не ведёт к конкуренции, к росту инновационных процессов. Речь идёт о том, чтобы сделать доступным условия для развития среднего и мелкого предпринимательства. Соответственно, «поддерживая открытие малых форм предпринимательства, власть, помимо роста числа новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджет, сможет обеспечить развитие и усиление конкуренции в отраслях. Это, в свою очередь, должно вызвать рост потребности в инновациях, и, как следствие, всю цепочку инновационных изменений, т. к. для производства инновационного продукта необходима инновационная технология, которая невозможна без внедрения инновационных преобразований по всему периметру бизнес-модели».[45]

Ещё одним направлением перспективно развития инновационной деятельности в России может стать предоставление малому бизнесу больше возможностей в закупке высокотехнологической продукции. Следует подчеркнуть, что в нашей стране не используется в достаточной мере и такой ресурс, как закупка патентов, лицензий на инновационные технологии за рубежом, совместное производство инновационных продуктов с зарубежными партнерами. Так, для дальнейшего развития этого направления инновационной деятельности была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, которая должна содействовать увеличению доли закупок инновационной и высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме товаров, услуг, закупаемых государственных корпорациями и коммерческими организациями с государственным участием.[46] Это направление не получило должного развития, так как санкции замедлили развитие должного сотрудничества. Как считают специалисты, «в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований на развитие науки и проектно-конструкторских разработок, высокой стоимостью освоения нововведений закупка ноу-хау в странах, стоящих на передовых позициях технико-технологического прогресса, вполне уместна».[47] Правовое обеспечение данных предприятий даст толчок к созданию конкуренции во многих отраслях народного хозяйства.


В связи с западными санкциями в России достаточно актуальным становится процесс импортозамещения, поскольку зависимость от импортной продукции тормозит экономический рост страны, а в условиях экономических санкций РФ испытала острую необходимость развития собственного производства. Процесс импортозамещения в нашей стране связан с повышением конкурентоспособности отечественных товаров и вытеснения импорта на внутренних рынках. И такой тип импортозамещения определяется как инновационный. И это также одно из перспективных направлений развития инновационной деятельности в России в настоящее время. Поскольку источником финансирования новых технологий и импортозамещаемой продукции являются государственные инвестиционные программы, которые таким образом также становятся средством решения стратегических задач развития инновационной экономики.

Эффективным перспективным направлением в развитии инновационных процессов признается также государственно-частное партнерство. Специалисты отмечают, что «активное государственно-частное партнерство в инновационных проектах является эффективным способом перехода экономики страны на инновационную модель развития».[48] В 2015 году был принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет основы правового регулирования отношений в проектах государственно-частного партнерства.[49] Следует подчеркнуть, что в настоящее время тесное взаимодействие государства и частного сектора перспективное направление для дальнейшего развития инновационной экономики в России. Так, государственно-частное партнерство с участием иностранного капитала может дать больше возможностей России интегрироваться в мировую экономику и получать не только опыт, но и передовые технологии.

Перспективным направлением будет также и развитие механизмов коммерциализации технологий и повышения их эффективности. И здесь речь идёт о поддержке так называемых «стартапов» в научных центрах и ведущих университетах страны, оказание помощи в правовой защите результатов коммерческих разработок, повышению эффективности управления правом на результат интеллектуальной деятельности. Вместе с этим внедрять использование краудфандинга, то есть, механизм коллективного финансирования стартапов. Опять же, это поддержка малого и среднего бизнеса, выступающего с инновационными продуктами или технологиями. Таким образом, венчурные фонды выступают посредником в отношениях инвесторов и теми, кому в данный момент требуется финансирование. Помимо того, как отмечают специалисты, следует отметить, что в России результаты прикладных исследований не всегда доводятся до их воплощения в качественную и востребованную на рынке продукцию.[50] Государственное финансирование инновационных продуктов недостаточно, а именно рынок может стать источником финансирования. И бизнес поможет освободиться государству от некоторой части затрат, а государство в то же время может переправить ресурсы на развитие инновационных технологий. Вовлечение малого и среднего бизнеса в финансирования инноваций на данном этапе будет способствовать развитию экономики по пути совершенствования


В России в настоящее время происходит поиск различных подходов к осуществлению инновационных процессов, проводится анализ глобальных инновационных процессов, особенностей развития мировых высокотехнологических рынков, изучается опыт развитых стран с высоким инновационным потенциалом. Поскольку переход на инновационный путь развития, основанный на знании, конечно же, должен учитывать настоящее состояние инновационной деятельности в нашей стране, оказывающие непосредственное влияние на процесс инновационной деятельности в России. Экономике России для того, чтобы выйти на международный рынок инновационной продукции, нужна модернизация, основанная на развитой инфраструктуре, на коммерциализации результатов научной и прикладной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно отметить, что государственное регулирование инновационных процессов имеет общенациональное значение, поскольку инновации в настоящее время становятся не только основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами, но и движущей силой развития экономики страны, превращения её в экономику знаний. Но следует подчеркнуть, что при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могут быстро внедряться в практику, поскольку только государству под силу обеспечить развитие национальных систем, включая общие благоприятные институциональные условия, систему образования и повышения квалификации, интеграцию научного капитала, кооперацию исследований, механизмы реализации бюджетной политики финансирования инновационного развития.

Таким образом, изучив государственное управление инновационной деятельности, следует сделать следующие выводы: переход России к инновационному пути развития экономики – основная цель государственной политики в области науки и технологий. В рамках федеральной правовой политики закладывается эффективное развитие конкретного региона и федерации в целом. Основное направление государственной политики в области развития науки и технологии – формирование развития национальной инновационной системы и соответственно – инновационной политики государства. Государство является основным инициатором создания национальной инновационной системы и всесторонне обеспечивает ее развитие ресурсами на основе ежегодного выбора приоритетных направлений инновационной деятельности. К формам государственного управления инновационной деятельностью относятся становление рыночных отношений в стране, проведение налоговой, финансовой политики и правовое обеспечение инновационной деятельности. К методам государственного управления инновационной деятельностью относятся прямые и косвенные методы. Прямые методы государственного управления инновационными процессами действуют в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. К косвенным методам относится установление правил взаимодействия государства и бизнеса, то есть это бюджетная политика, налоговое обложение, законодательное обеспечение и др. направления деятельности государства. Целевые программы по развитию инновационной деятельности – это комплексы взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.


В сложившейся ситуации четкое и продуманное государственное управление инновационной политики позволит решить основные проблемы развития экономики России на современном этапе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ. – 2015. – 20.07.2015 (часть1). – Ст.4350
  2. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011г. №2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020г.» – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/#70006124
  3. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций /А.Н. Асаул, Б.М. Карпов, В.Б. Перевязкин. – СПб: АНО ИПБЭВ, 2008. – 307с.

Блауг м. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер.с анг., 4-е изд. /М. Блауг – М.: Дело Лтд, 1994. – 720с.

  1. Бобрышева В.В. Теоретические аспекты инновационной политики государственного управления. /В.В. Бобрышева //Общественные науки. – 2015. – №2. – С. 18-29
  2. Бондаренко Н.Е. Государственное управление инновационными процессами. /Н.Е. Бондаренко //Вестник ТГУ. – 2009. – №5 (73). – С.195-201
  3. Волков В.Л. Инновационный подход в научных исследованиях /В.Л. Волков //Фундаментальные исследования. – 2008. – №9. – С.70-71. – URL:https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3732 (дата обращения 27.09.2018)
  4. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. /С.Ю. Глазьев – М.: Экономика, 2010. – 255с.
  5. Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. – М.: Наука, 2011. –305с.
  6. Грибанов Д.В. Проблемы и перспективы развития государственной инновационной политики Российской Федерации. /Д.В. Грибанов. //Национальные интересы:приоритеты и безопасность. – 2011. – №28 (121). – С.8-17
  7. Грибовский А.В. Концептуальные подходы к совершенствованию государственного управления инновационной деятельностью в Российской Федерации / А.В.Грибовский //Наука. Инновации. Образование. – 2014.– №15. – С.160-173
  8. Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: / Ж.Д. Дармилова. — М.: Дашков и К°, 2013. – 168 с.
  9. Жариков, В.В. Управление инновационными процессами: учебное пособие /В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 180 с.
  10. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии устойчивого развития: учебное пособие. /В.Н.Иванов– Уфа: ДПС, 2013. – С.351
  11. Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. – М.: КнуРос, 2009. – 418с.
  12. Инновационный менеджмент / под общ. ред. Л. П. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 487 с.
  13. Каблов Е.Н. Курсом в 6-й технологический уклад./Е.Н.Каблов – URL: ttps://www.nkj.ru/archive/articles/17800 (дата обращения 05.12.2018)