Файл: Теоретические основы государственной инновационной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но если административные меры прямо принуждают, например, предпринимателей, выполнять те или иные действия, одновременно они оказывают воздействие на ряд сопутствующих инновационных процессов. Так, например, повышение цен не только прямо определит их уровень, но через цены косвенно окажет влияние на спрос и предложение. То есть, следует отметить, что любые прямые методы управления инновационными процессами содержат в себе черты, которые характерны для экономических, косвенных регуляторов.

Прямые методы государственного управления инновационными процессами действуют в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма государственного регулирования инновационного процесса – это прямое финансирование, которое осуществляется в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью прямой поддержки инноваций. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций – это контрактное финансирование инноваций через государственные целевые программы, с целью поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Иными словами, создается система государственных контактов для приобретения тех или иных новшеств, например, товаров, технологий, и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.

2.2. Государственная поддержка инновационной деятельности

Главную роль в инновационном развитии экономики России призваны играть федеральные целевые программы и их реализация, которые в то же время являются одной из форм государственного управления инновационными процессами. Реализация такого рода федеральных целевых программ направлена на выполнение инновационной политики России, в частности:

– решение проблем, которые имеют большую социальную значимость, для повышения экономической и экологической безопасности;

– поддержку эффективных и конкурентоспособных производств, которые могут привести к обновлению производств;

– обеспечение экономного и эффективного использования всех видов ресурсов, сохранение наработанного научно-технического потенциала;

– адаптации предприятий и научных организаций к рыночным условиям.[32]

Иными словами, в настоящее время инновационная деятельность строится на разработке и реализации целевых программ, которые направлены на создание, освоение и распространение технологий, новых форм хозяйствования, способствующих повышению конкурентоспособности нашей продукции на внутренних и внешних рынках, а также решению социальных проблем.


Соответственно, одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности – руководство формированием федеральных целевых программ. Координацию деятельности государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике. Министерство экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности. Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов РФ.

Целевые программы по развитию инновационной деятельности – это комплексы взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.[33] Подготовку и реализацию Федеральных целевых программ осуществляют в целях обеспечения развития инновационной деятельности органы государственной власти Российской Федерации. Государственная поддержка инновационной деятельности происходит в реализации комплексной инновационной политики, которая проявляется в применении финансовых инструментов, которые обеспечивают повышение экономической заинтересованности всех участников инновационного процесса в разработке нового продукта.

Это означает, что государство финансирует инновационную деятельность путем направления денежных средств на проектирование и организацию производства новых видов продуктов, услуг, создание и внедрения новой техник и, технологии, разработку и применения новых организационных форм и методов управления. Эта финансовая поддержка инноваций в России через реализацию федеральных целевых программ является одним из видов управления инновационной деятельностью в стране, поскольку государство является непосредственным спонсором, а потом и потребителем результатов реализации целевых программ. Следует отметить, что в отличие от развитых экономических стран в России больше всего финансирование научных исследований происходит за счет средств государства.[34]


3. Основные направления государственной инновационной политики и перспективы ее дальнейшего развития

Нашей стране удалось за последние годы устранить нестабильность развития экономики, восстановить производство. Основой государственной политики стало формирование рыночной экономики, которая поставила новые условия для развития государственного управления инновационной деятельностью. Это связано с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению, когда принципиально изменились функции органов государственного управления. Так, например, Правительство России совместно с регионами успешно управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, стимулированием инновационной деятельностью. Это означает, что формирование новых рыночных отношений в России меняет и систему государственного управления инновациями.

Как известно, «основная задача федеральной инновационной политики – создание благоприятных условий для реализации инновационных целевых программ по материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере».[35] Россия уже не одно десятилетие идёт по пути рыночной экономики, и чтобы стать производителем инновационных технологий на мировом рынке товаров и услуг, предстоит достаточно трудная работа по интеграции во всемирное экономическое сообщество. Главная цель государственной инновационной политики – превращение экономики страны в развитую экономику знаний.

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Развитие важнейших

прикладных исследований

и разработок

Развитие

фундаментальной

науки

Интеграция науки

и образования

Формирование

кадрового потенциала

Создание

государственно-частного

партнёрства

Расширение международного

научно-технического

сотрудничества

Рисунок 2. Направления инновационной политики России

Рассматривая основные направления инновационной политики России (Рисунок 2), следует отметить, что приоритетными направлениями являются развитие фундаментальной науки и прикладных исследований. Связано с тем, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Для этого научная идея и разработка такой идеи должна быть внедрена в производство для получения прибыли.


В последнее время мы можем говорить о функционировании научных фондов, есть сеть государственных научных центров, идёт процесс образования наукоградов. Но есть большая потребность в создании большого числа инновационно-технологических центров и технопарковых структур в субъектах Российской Федерации. А для усиления связей государственных научных центров с промышленностью, российской академией наук, отраслевыми академиями наук и высшей школы необходимо осуществлять финансирование как государственных научных центров и прикладных исследований в отраслевых научных организациях, так и поисковых исследованиях, которые проводятся в государственных академиях и институтах высшей школы.[36] Соответственно, государственный заказ и достойное финансирование обеспечит и более широкие исследовательские разработки.

Кадровое обеспечение инновационной деятельности занимает одно из важных мест в инновационной политике государства. Поскольку одной из основных причин медленного инновационного развития является отсутствие кадров, способных эффективно планировать и результативно проводить в жизнь инновационные проекты. Наиболее эффективными социальными направлениями кадрового обеспечения управления инновационной деятельностью производственного предприятия являются, в том числе:

– специальная система школьного образования. Ранняя профориентация и формирование первоначальных знаний, навыков и личностных качеств в средней школе.

– целевая научная подготовка в вузе. Отбор талантливых старшекурсников и целевая подготовка в вузе, аспирантуре, докторантуре. Задача не только обеспечивать массовость обучения, но и внедрять целевую подготовку на результат за счет целевых программ, практической направленности дисциплин, нужных в инновационном проекте

– дополнительное профессиональное обучение в системе корпоративного образования с практической, профессиональной и личностной направленностью развития. Подбор талантливых выпускников вузов, лучших из руководителей строительства, военных, перспективных зрелых менеджеров внутри предприятия и корпоративная целевая подготовка, повышение квалификации и переподготовка и др.[37]

Государственно-частное партнерство является также одним из важных направлений и универсальным способом инновационной политики государства, который способствует объединению организационного и управленческого потенциала частного и государственных секторов экономики на значимых для государства направлениях. Специалисты считают, что «государственно-частное партнёрство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющихся стратегическое значение объектов государственной собственности».[38]


Расширение международного научно-технического сотрудничества играет ключевую роль в развитии инновационной сферы страны. Участие российских учёных и научных организаций в ряде программ международного сотрудничества привели к изменению в российском законодательстве и принятию новых нормативных актов. Помимо того, российская национальная инновационная система будет полноценнее вливаться в международную инновационную среду.[39] Одним из важнейших инструментом такой интеграции может быть инновационный центр «Сколково» и другие центры, которые создаются по всей стране.

Следует отметить, что государственная политика в области развития инновационной системы в долгосрочной перспективе будет реализовываться в соответствии с Концепцией долгосрочного социального экономического развития на период до 2020 года.

В соответствии с основными направлениями инновационной политики в России главными задачами в этой деятельности следует считать разработку и осуществление единой инновационной политики, определение системы стратегий, проектов, программ, ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности, например, выполнение целевой государственной программы и т.д.

То, что в России существует проблема развития инновационной деятельности, неоднократно отмечали специалисты, называя несколько причин, в том числе высокая степень сырьевой зависимости отечественной экономики, низкая производительность труда. А также высокий процент износа основных фондов на предприятиях.[40] Как известно, экономика нашей страны основывается, в основном, на добыче и экспорте газа и нефти. Почти половина ВВП России формируется за счет продажи сырья другим государствам. И главное, что предстоит сделать, «чтобы достигнуть устойчивого развития, нужно избавиться от сырьевой зависимости путем внедрения современных технологий. В связи с этим актуальным представляется переход от сырьевой модели экономического роста к инновационной».[41]

В докладе Организации экономического сотрудничества и развития национальной инновационной системы Российской Федерации сформулирован ряд задач, которые следует решить для формирования эффективной инновационной системы:

– низкая интеграция на мировой рынок инноваций и отсутствие ориентации на потребности экономики:

– фрагментарность инновационной инфраструктуры (многие элементы не соответствуют инновационному процессу в течение формирования и внедрения инноваций);