Файл: Финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия (на примере ООО «ПСК ЯСТРЕБ»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансового анализа бухгалтерского баланса предприятия
1.3. Методы и приемы финансового анализа
2. Финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия на примере ООО «ПСК ЯСТРЕБ»
2.1. Характеристика ООО «ПСК ЯСТРЕБ»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость анализа финансовой отчетности в условиях рыночных отношений обусловлена требованием обоснованности принимаемых деловых решений.
Вступая во взаимоотношения с партнерами, предприятия должны подтвердить свою финансовую устойчивость и платежеспособность. Бухгалтерский баланс - это итоговый документ бухгалтерского учета в организации, который составляется на отчетную дату. Оценить финансовое состояние организации по данным бухгалтерского баланса позволяет анализ.
В настоящие время финансовый анализ бухгалтерского баланса имеет приоритетное значение по сравнению с другими фрагментами экономического анализа, такими как анализ рисков, анализ стратегии проведения на рынке капиталов. В результате финансовых оценок учетных и аналитических показателей пользователи получают аналитическую «материальную» основу деловых решений различного характера. Эти решения могут быть связаны, например, с оценкой целесообразности финансирования, кредитования и инвестирования капитала. В данном случае необходимость методики анализа бухгалтерского баланса, адекватной новому типу хозяйственных отношений диктуется тем, что финансовый и инвестиционный капитал требует прозрачности и сравнимости финансовой информации. Решение этой задачи требует корректировки систем показателей для проведения экспресс- диагностики и рейтингового анализа предприятий-эмитентов.
Финансовый анализ или анализ финансовой отчетности посредством реализации обоснованного состава методологических требований и исследования определенных показателей предоставляет возможность использовать информацию бухгалтерского учета для оценки имущественного положения и финансовых результатов, а также их изменений за отчетные периоды деятельности хозяйствующих субъектов. Учетная или аналитическая информация, чтобы отвечать критерию полезности, должна отвечать определенным требованиям и включать определенный набор показателей. Изменение экономических условий и потребностей пользователей диктуют изменение требований, предъявляемым к методикам финансового анализа и требуют их уточнения в части характеристик и структуры финансового анализа. Эти же изменения вызывают необходимость корректировки используемых наборов аналитических показателей и уточнения применяемых аналитических схем. Главным критерием решения проблем, возникающих при разработке методики вопросов должна быть практическая полезность формируемой аналитической модели для пользователей финансовой отчетности.
Новые модели отечественного бухгалтерского учета и финансового анализа разрабатываются с учетом базовых международных стандартов и результатов научных исследований, практической необходимости и накопленного опыта. Для удовлетворения запросов пользователей финансовой информации и уточнения методик финансового анализа требуется разработка их типологии по критерию заинтересованности каждой из групп пользователей в тех или иных результатах финансового анализа.
По мере развития рыночной экономики в стране изменяются внутренние запросы управления и потребности заинтересованных сторонних лиц в деятельности коммерческих организаций. При этом каждый субъект хозяйствования выступает индивидуально как сложившимися системами управленческой и учетной организаций, так и кругом заинтересованных в его финансовой отчетности пользователей. Эта актуальная задача ставит на повестку дня вопрос об уточнении и углублении существующих методик финансового анализа в части возможностей анализа для учета индивидуальных особенностей каждого хозяйственного субъекта.
Теоретической основной работы явились исследования и научные выводы отечественных и зарубежных ученных в области экономического анализа, бухгалтерского учета, финансового менеджмента: Аринушкина Н.С., Аббасова Г.А., Баканова М.И., Барнгольц С.Б., Блатова Н.А., Видяпина В.И., Джафарли Г.А., Дашдемирова А.И., Ефимовой О.В., Ковалева В.В., Кондракова Н.П., Крыловой Т.Б., Кулиева В.М., Кязимова Р.Н.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в рассмотрении роли и значения финансового анализа бухгалтерского баланса.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические основы финансового анализа бухгалтерского баланса предприятия;
-провести финансовый анализ бухгалтерского баланса предприятия.
Объект исследования. Объектом исследования являются отечественные предприятия функционирующие в современных условиях.
Предмет исследования. Предметом исследования являются методологические и методические проблемы формирования полезной бухгалтерской информации и проведения анализа бухгалтерского баланса.
1. Теоретические основы финансового анализа бухгалтерского баланса предприятия
1.1. Основы и организация анализа финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс - это наиболее информативная форма анализа и оценки финансового состояния предприятия. Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа результатов деятельности предприятия и оценки ее эффективности. Остальная отчетность дополняет и детализирует показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, способствует выстроить более точные прогнозы на следующие периоды. Для этого необходимы статистические данные и плановые (нормативные) показатели предприятия.
Дополнительными источниками информации являются: [12, c. 35]
• законодательные документы (законы, кодексы, указы Президента РФ);
• техническая и технологическая документация;
• хозяйственно-правовые документы организации;
• информация в средствах массовой информации;
• информация в базах данных федеральных и региональных органов;
• публикации в сборниках и информационно-аналитических бюллетенях Федеральной службы государственной статистики;
• специально собранные данные исследований маркетинга. [14, c. 28]
Пользователи информации анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия, и подразделяются на несколько групп: К первой группе относятся следующие пользователи: [8, c. 65]
а) Существующие и потенциальные собственники средств, акционеры и инвесторы предприятия, которым должны вычислить увеличение или уменьшение доли собственных средств, а также дать оценку эффективности использования ресурсов администрацией предприятия. Держателей пакета акций волнует как нынешняя, так и будущая рентабельность, и в том числе стабильность. Для того чтобы составлять планы, нужно дать оценку настоящему финансовому положению предприятия. [24, c. 108]
б) Существующие и потенциальные кредиторы, которые используют отчетность для оценки целесообразности предоставления или пролонгации кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к потенциальному клиенту. Они осуществляют финансовый анализ, для того чтобы минимизировать риски по займам и вкладам. [7, c. 67]
Качество принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их аналитического обоснования. Ликвидностью предприятия прежде всего интересуются - лица, которые могут предоставляют коммерческие кредиты. Так как коммерческие кредиты являются краткосрочными, то лучше всего способность предприятия оплатить эти обязательства может быть оценена с помощью анализа ликвидности. Держатели облигаций, то есть долгосрочные кредиторы, хотят знать не только об уровне ликвидности, но и о способности фирмы обслуживать долги (то есть выплачивать проценты) и погашать основную сумму кредита. Данную способность, владельцы облигаций могут оценить, проведя: [12, c. 57]
анализ структуры капитала предприятия;
анализ основные источники и использование фондов;
анализ рентабельность предприятия на протяжении длительного периода;
анализ прогнозной оценки рентабельности предприятия в будущем;
в) Поставщики и покупатели, которые определяют надежность деловых связей с данным клиентом;
г) Государство, в лице налоговых органов, проверяющие правильность составления отчетных документов, расчета налогов и определяющих налоговую политику;
д) Служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на этом предприятии.
Ко второй группе пользователей финансовой отчетности относятся, не заинтересованные в деятельности данного предприятия. Но, изучение отчетности им необходимо чтобы они смогли защитить интересы первой группы пользователей. К не заинтересованной группе пользователей относятся: [14, c. 25]
а) Аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности с целью защиты прав инвесторов;
б) Консультанты по финансовым вопросам, которые используют отчетность в целях выработки рекомендаций для своих клиентов относительно помещения их капиталов в то или иное предприятие;
в) Биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности при регистрации соответствующих предприятий и принимающие решение о приостановке деятельности предприятии, а также они оценивают необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
г) Законодательные органы;
д) Юристы, которым нужна отчетная информация для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения; [15, c. 37]
е) Пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
ж) Торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне. [21, c. 205]
В системе комплексного финансового анализа по данным отчетности важное место занимает комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятия и его финансового состояния. Оценка деятельности проводится на первом этапе финансового анализа, когда определяются основные направления аналитической работы (предварительная оценка), и на заключительном, когда подводятся итоги анализа (окончательная, заключительная оценка). Окончательная оценка является важным информационным источником для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации. [6, c. 144]
Анализ финансовой деятельности предприятия - это комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятия, то есть совокупность всех хозяйственных процессов.
Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Центральное место в системе управления предприятием занимает анализ хозяйственной деятельности. Анализ предшествует административным решениям и действиям, подтверждает их, и является базой научного управления производством, гарантируя его эффективность. [7,c. 8-9]
Анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и мониторинг над их выполнением, с целью определения недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процессы экономики, корректировки планов и управленческих решений. Анализ результатов деятельности организации является началом и завершением планирования. Он позволяет повысить уровень планирования, а также сделать его научно обоснованным. [8, c. 16]
Проведение финансового анализа предприятия требует использования статистической и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, годовых отчетов. Организация финансового анализа в условиях наличия электронных информационных ресурсов и автоматизированных управленческих систем нуждается в изучении опыта, а также возможностей, которые приобретает предприятие в результате использования современных информационных технологий.
Взаимосвязь групп отдельных показателей показывает схему и последовательность проведения финансового анализа. При этом особое значение имеет объективная основа формирования показателей. При решении вопроса последовательного финансового анализа необходимо учитывать задачи и цели внутреннего управленческого, а также внешнего финансового анализа. [17, c. 21]