Файл: Понятие и виды ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмиссия, или выпуск ценных бумаг в обращение, осуществляется при учреждении акционерного общества (АО), увеличении размеров первоначального уставного капитала АО путем выпуска акций, привлечении заемного капитала за счет выпуска облигаций или иных долговых обязательств. Открытое (публичное) размещение ценных бумаг предусматривает регистрацию и публикацию проспекта эмиссии в соответствии с нормативными стандартами эмиссии.

Задачи и возможности фондового рынка

1. Привлечение капитала (первые акции появились, когда начали строить железные дороги).

2. Межотраслевой перелив капитала в более эффективные отрасли (инвесторы ищут всегда лучший рынок с большей отдачей).

3. Фондовый рынок – сегмент для вложений (дает возможность для диверсификации рынка)

4. Фондовый рынок дает возможность извлекать прибыль, зарабатывать.

5. Фондовый рынок дает возможность выявить рыночную стоимость компании (рынок оценивает компанию, назначая цену акции). В закрытом акционерном обществе сложнее оценить стоимость компании, чем в открытом.

6. Перераспределение собственности компании (с помощью продажи акций и т.д. у компании может изменяться собственник).

Рынок ценных бумаг возник в значительной степени благодаря необходимости объединения капиталов для масштабных проектов, например, строительства железных дорог. Инвестор, покупая акции, покупает долю в бизнесе. Если этот бизнес его интересует как таковой и он принимает в нем активное участие, то он – стратегический инвестор. Если же его цель - получать финансовую отдачу в виде дивидендов или увеличение капитала за

счет роста стоимости, то это финансовые инвестиции. Современный финансовый менеджмент ориентирован на повышение рыночной стоимости

компаний, а значит, если это акционерное общество – на повышение цены акций. При этом акционеры компании становятся богаче, имея потенциальную и фактическую возможность продать акции дороже, чем их приобрели. Рыночная стоимость компании - капитализация компании = количество выпущенных акций × рыночная стоимость акций.

Из формулы расчета капитализации видно, что этот показатель рассчитывается на определенную дату, так как рыночная цена акций может постоянно меняться. Так, во время экономического кризиса большинство компаний «худеет», теряя часть своей капитализации за счет падения цены акций. Надо отметить, что капитализация компаний определяется для открытых акционерных обществ, так как цена их акций, справедливая или не очень, формируется на рынке ценных бумаг. Что касается закрытых акционерных обществ, чьи акции не торгуются на рынке, то их стоимость определяется в рамках «оценки бизнеса специальными методами.[4]


2.2 Основные участники рынка ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) — это физические и юридические лица, которые реализуют, покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг.

Всех участников рынка ценных бумаг условно можно разделить на профессионалов и непрофессионалов. В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности:

1. брокерскую деятельность;

2. дилерскую деятельность;

3. деятельность по управлению ценными бумагами;

4. расчетно-клиринговую деятельность;

5. депозитарную деятельность;

6. деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

7. деятельность по организации торговли ценными бумагами.

В зависимости от той позиции, какую занимает участники на рынке ценных бумаг по отношению к рынку, их делят на продавцов, покупателей и организации, обслуживающие рыночные процессы.

В своей книге В. С. Торкановский и В. И. Колесников делят участников рынка ценных бумаг на четыре группы:

1. главные участники рынка ценных бумаг (государство, муниципалитеты, крупные национальные и международные компании), ценные бумаги которых высоконадежны, но не всякий раз обеспечивают высочайшие доходы;

2. институциональные инвесторы — финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (банки, страховые общества, пенсионные фонды и т. п.);

3. индивидуальные инвесторы — частные лица, в том числе обладатели небольших предприятий венчурного бизнеса;

4. профессионалы рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры и т. п.).

В зависимости от функционального назначения всех участников рынка ценных бумаг можно подразделить на:

1. эмитентов;

2. инвесторов;

3. фондовых посредников;

4. органы регулирования и контроля;

5. организации, обслуживающие рынок.

Эмитенты ценных бумаг — это хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить вспомогательные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Закон РФ от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что эмитент — это «юридическое лицо или же органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими».


Эмитент всегда продавец, который поставляет на рынок ценную бумагу, качество которой определяется его статусом, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности. В состав эмитентов входят:

- государство (центральное правительство, региональные и муниципальные органы власти, крупные национальные компании);

- акционерные общества (корпорации производственного сектора, кредитной сферы, крупные международные компании, биржи, финансовые структуры);

- частные предприятия (могут выпускать только лишь долговые ценные бумаги (облигации и векселя));

частные лица (могут выпускать только лишь долговые расписки и чеки).

Инвесторы — физические и юридические лица, имеющие временно свободные средства и желающие вкладывать их для получения дополнительных доходов. Инвесторы покупают ценные бумаги от своего имени и за свой счет.

Различают:

- институциональных (коллективных) инвесторов — 1) государство; 2) корпоративные инвесторы (акционерные общества); 3) специализированные институты: специализированные фонды и фирмы (банки, страховые компании, пенсионные фонды), инвестиционные институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды);

- профессионалов рынка — фондовые посредники (брокеры, дилеры);

- индивидуальных инвесторов — физические лица, использующие собственные сбережения для покупки ценных бумаг;

- прочих инвесторов — предприятия, организации.

В зависимости от цели инвестирования различают следующие основные инвестиционные стратегии:

стратегическая — долгосрочные вложения, покупка ценных бумаг на срок от месяца до нескольких лет с целью получения прибыли от продажи в конце срока инвестирования;

- спекулятивная — рассчитана на краткосрочные и частые операции купли/продажи ценных бумаг как в течение дня, так и на срок до месяца с наибольшей прибылью от каждой сделки;

- страхование — использование ценных бумаг для страхования от возможных убытков в бизнесе или при инвестировании на финансовых рынках.

- В зависимости от этого инвесторов можно классифицировать на:

- стратегических инвесторов, которые предполагают получить собственность, завладев контролем над акционерным обществом, и рассчитывают получать доход от использования этой собственности значительно больший, чем доход от простого владения акциями;

- портфельных инвесторов, которые рассчитывают лишь на доход от принадлежащих им ценных бумаг.

По данным экспертов Альфа-банка, на конец мая 2013 г. менеджмент контролировал 31,5% акций, близкие к менеджменту лица — 14,3, у стратегических инвесторов было 11,6, у государства — 13,6, а в свободном обращении оставалось 27,7% акций. Концентрация контрольных пакетов в руках инсайдеров приводит к дальнейшему сужению инструментальной базы российского фондового рынка, к сокращению возможностей для инвесторов, расширению поля для манипулирования ценами.


По данным Министерства экономического развития и торговли, участниками российского фондового рынка в России является 0,1 % населения, в Южной Корее — 8,3, в Японии — 26,6, Австралии — 36,5, в США — 48,2% домохозяйств.

На практике нет четкого разграничения между эмитентами и инвесторами, зачастую хозяйствующий субъект или инвестиционный институт, эмитирующий свои собственные ценные бумаги, может являться инвестором, т. е. покупать ценные бумаги других эмитентов.

Одними из основных эмитентов и инвесторов ценных бумаг считаются: Банки; инвестиционные компании др.[5]

Структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг – это трудная организационно-правовая и социально-экономическая структура, которая содержит много различных характеристик. Его структуру можно рассматривать с разных сторон, поэтому он может быть условно разделен на отдельные сегменты по различным признакам. По географическому признаку можно отметить:

-международный;

-национальный;

-региональный рынки.

В зависимости от статуса эмитента: рынки государственных (федеральных субъектов федерации и муниципальных) и корпоративных ценных бумаг.

В зависимости от этапа обращения: первичный и вторичный. Первичный рынок обслуживает эмиссию и первичное размещение ценных бумаг. Данный рынок используется эмитентом с целью мобилизации финансовых ресурсов для использования их вложения в развитие предприятия. Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг. На этом рынке посредники ищут инвесторов, которым продают на выгодных для них условиях ценные бумаги. В финансовых системах в качестве покупателя на первичном рынке выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании под протекторатом правительств, брокерские биржевые конторы (полномочные представители организаций), имеющие право ведения посреднической торговой деятельности.[6]

В зависимости от уровня регулируемости рынка ценных бумаг различают два вида рынков: организованный и неорганизованный. Организованный рынок ценных бумаг – это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется по установленным правилам, которые регулируют практически все стороны деятельности фондового рынка. Неорганизованный рынок – это всегда внебиржевой рынок, где участники сделки самостоятельно договариваются по всем вопросам. В зависимости от места торговли различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок. Фондовая биржа представляет собой организованный и периодически функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг.


Внебиржевой рынок – сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке

размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или же не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг ведётся по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается, главным образом, ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или же доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

В зависимости от сроков исполнения сделок с ценными бумагами, рынки подразделяются на кассовые и срочные. Кассовый рынок – это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2-х рабочих дней. Срочный рынок – на нем заключаются сделки со сроком исполнения больше 2-х рабочих дней. В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: традиционной и компьютеризированной.

Традиционный рынок – это традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг встречаются в определенном месте, и происходит публичный гласный торг или же ведутся закрытые торги. Компьютеризированный рынок – это самые различные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи.

2.3 Банк России на рынке ценных бумаг

Надзорные функции Банка РФ в области эмиссии ценных бумаг сводятся к контролю за соблюдением банками указанных нормативными документами процедур эмиссии ценных бумаг. В Федеральном законе «О ЦБ РФ (Банке России)» указано, что ЦБ РФ «регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами». Для установления процедуры государственной регистрации

выпуска в обращение акций коммерческих банков, созданных в виде акционерных обществ, и облигаций банков, Банк РФ разработал Инструкцию №128-и от 10.03.2006 г. «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации».

Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком РФ как органом банковского регулирования и наблюдения направлено на обеспечивание стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов инвесторов и эмитентов. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков ряд ограничений: