Файл: Понятие и виды ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закон ориентирован на либерализацию валютного законодательства и предусматривает важное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.

Уточняются понятия иностранной валюты и валюты РФ, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж.

Устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни.

Дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

В новом законе не учитывается разграничение валютных операций на нынешние и связанные с движением капитала. В случае если порядок осуществления валютных операций и применения счетов не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами исполняются без ограничений, за исключением ряда валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Крайний срок их действия - 1 января 2007 г.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Не считая того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.

В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между резидентами и уполномоченными банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.


Закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся

членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать предварительную регистрацию. Юридическим лицам это право будет предоставлено лишь через год после вступления закона в силу.

Отчётливо расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.

Сохраняется требование о репатриации валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.

С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке открытия/закрытия счетов будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.

Статья 2. Настоящий ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, возможности органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, использования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).

Статья 3. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.


Статья 5. Органы валютного регулирования:

1. Органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

2. Реализации функций, предусмотренных настоящим ФЗ, ЦБ РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об применении специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим ФЗ.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.

4. ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. ЦБ РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим ФЗ, без ограничений.

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля:

1. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим ФЗ и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в РФ являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет ЦБ РФ.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.


6. Правительство РФ гарантирует координацию работы в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти,

являющихся органами и агентами валютного контроля, а ешё их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство Российской Федерации гарантирует взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также воплотит в жизнь координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Валютный своп - финансовая операция, состоящая в обмене фиксированной суммы одной валюты на другую валюту по фиксированному курсу.

Сделки "валютный своп" Банка РФ являются инструментом рефинансирования постоянного действия, средства по которому предоставляются Банком России на условиях "овернайт" по фиксированной процентной ставке под обеспечение иностранной валютой. В практике других центральных банков операции "валютный своп", как правило, не являются ключевыми операциями процентной политики, а применяются как вспомогательный инструмент регулирования банковской ликвидности в относительно небольших масштабах.

Использование данного инструмента характерно для центральных банков стран с высокой открытостью (значительными потоками средств в иностранной валюте), либо экономик с развивающимися финансовыми рынками, для которых низкая емкость внутреннего рынка ценных бумаг приемлемого качества ограничивает

потенциал использования традиционных залоговых инструментов (под обеспечение ценных бумаг). Примеры стран, использующих на регулярной основе данный инструмент - Австралия и Бразилия.

Использование инструмента "валютный своп" Банка РФ даёт банкам дополнительные возможности по управлению собственной рублевой и валютной ликвидностью, а также расширяет возможности Банка РФ по предоставлению ликвидности банковскому сектору в случае недостаточности других видов обеспечения для привлечения средств по операциям Банка РФ.


Механизм предоставления кредитным организациям ликвидности с внедрением сделок "валютный своп" введен Банком РФ в действие с 26 сентября 2002 года. Первоначально заключение сделок производилось по инструменту "рубль-доллар США", а с 3 октября 2005 года - также по инструменту "рубль-евро".

В операционном проекте сделка "валютный своп" (f-reign exchange swap) представляет собой операцию по обмену между 2 сторонами средств в 2 различных валютах по курсу, согласованному при заключении сделки (первая часть сделки "валютный своп") с обязательством совершения в установленный срок обратной операции (вторая часть сделки "валютный своп") также по согласованному при заключении сделки курсу, который, как правило, отличается от курса первой части сделки "валютный своп".

Банк РФ заключает сделки "валютный своп" на условиях "овернайт": осуществляет покупку у кредитной организации, предъявляющей спрос на ликвидность, зарубежной валюты за российские рубли со сроком расчетов "сегодня" по базовому курсу с её дальнейшей продажей со сроком расчетов "завтра" по курсу, равному базовому курсу, повышенному на своп-разницу.

Сделки "валютный своп" заключаются Банком РФ на Единой торговой сессии ОАО ММВБ-РТС с российскими кредитными организациями, имеющими доступ к биржевым торгам, либо на внебиржевом рынке с кредитными организациями, являющимися контрагентами Банка РФ по

сделкам купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, с которыми Банк России заключил соответствующий договор.

Сделки "валютный своп" Банка России являются инструментом постоянного действия - средства по ним предоставляются Баком России на условиях "овернайт" по фиксированной процентной ставке.

Овернайт - однодневный кредит.

Стоимость привлечения ликвидности для кредитной организации отражается в величине своп-разницы. При расчете своп-разницы предусматривается устанавливаемые Банком РФ для целей заключения сделок "валютный своп" процентные ставки по рублям и иностранной валюте, а также базовый курс иностранной валюты к рублю. Процентные ставки по рублям и зарубежной денежной единицы для целей заключения сделок "валютный своп" устанавливаются решением Совета директоров Банка России. В качестве базового курса применяется базовый курс сделки своп, рассчитываемый ЗАО АКБ "Национальный Клиринговый Центр" в соответствии с Правилами клиринга на Единой торговой сессии ОАО ММВБ-РТС.

Банком РФ предусмотрена вероятность установления лимитов на максимальный объем предоставления средств по этому инструменту в течение дня (механизм был введен в действие в кризисный период в октябре 2008 года в целях предотвращения избыточного давления на курс национальной валюты, в 2010 году было принято заключение о приостановлении установления указанных лимитов ввиду нормализации ситуации на финансовых рынках).[9]