Файл: Понятие и виды ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-устанавливает обязательные экономические нормативы, определяет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;

- определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства;

- устанавливает критерии переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами; устанавливает требования к организации банками службы внутреннего контроля. Обязательные экономические нормативы представляют собой количественные лимиты риска, принимаемого на себя кредитными организациями по различным типам рисковых активов, в том числе по ценным бумагам. Предельным случаем лимита риска является установление его на нулевом уровне, т.е. полный запрет на совершение некоторых видов операций кредитными организациями. Обязательные экономические нормативы ограничивают энергичность банков на рынках ценных бумаг следующим образом:

- методом установления требований к капиталу (норматива достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограничение рисков неплатежеспособности);

- прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги, в том числе одного эмитента (ограничение рисков концентрации).

При расчете норматива достаточности капитала Н1 вложения в корпоративные акции и облигации, а также в депозитные сертификаты в случае, если они предназначены для перепродажи, учитываются в составе рисковых активов с коэффициентом риска 50%, во всех других случаях – с коэффициентом 100%. При расчете норматива достаточности капитала (Н1) банки ещё должны учитывать размер рыночного риска, т.е. риска появления у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля. Согласно Положению Банка России «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» № 313-П, совокупный размер рыночного риска рассчитывается по следующей формуле:

РР = 10 х (ПР+ФР)+ВР ,

где: РР – совместный размер рыночных рисков; ПР – величина рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменениям процентных ставок, за исключением балансовых инструментов, приобретенных для инвестирования, т.е. процентный риск; ФР – размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменению рыночных цен на фондовые ценности, за исключением балансовых инструментов, приобретенных для инвестирования, т.е. фондовый риск; ВР – размер рыночного риска по открытым позициям в иностранных валютах уполномоченным банком, т.е. валютный риск.


Расчет показателей ПР и ФР производится в том случае, если совокупная балансовая стоимость торгового портфеля превышает 200% величины собственных средств (капитала) банка на дату составления отчетности. Банк России предложил кредитным организациям при расчете рыночных активов и их взвешивании использовать методику, основанную на разделении процентных, фондовых и валютных рисков по финансовым инструментам.

При определении своих подходов к ограничению рыночных рисков Банк РФ категорически отказался от установления строгих способов их расчета, привязанных к счетам бухгалтерского баланса.

Банки должны выработать и закрепить во внутренних регламентах собственные критерии отнесения ценных бумаг к торговому портфелю, учитывая рекомендации Банка РФ и перспективы развития своей торговой деятельности на рынке ценных бумаг. Такой подход обеспечивает банкам необходимую свободу в управлении рыночными рисками и одновременно позволяет увязать методики их оценки и процедуры регулирования с уже действующими в банках системами управления рисками. Кроме ограничения рисков по ценным бумагам размерами собственного капитала, Банк России через установление обязательных экономических нормативов количественно ограничивает вложения банков в ценные бумаги.

Инвестиции банков в ценные бумаги какого-либо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 – максимальный размер риска на одного заемщика или же группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретенные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по любому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство – эмитента государственных долговых обязательств.

При этом он рассчитывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета.

Важной функцией Банка РФ является обеспечивание специальных мер поддержки рынка ценных бумаг в ходе его функционирования:

- осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, выступает платежным агентом по обслуживанию внутреннего государственного долга в форме государственных ценных бумаг;


- выполняя функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков Федеральных долговых обязательств:

- устанавливает требования к Торговой и Расчетной системам, Депозитарию; - устанавливает требования к дилерам и определяет их высококачественный состав;

- устанавливает правила проведения торгов и проводит аукционы по первичному размещению облигаций, осуществляет их погашение.

Цели Банка России:

1. защита и обеспечивание устойчивости рубля;

2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3. обеспечивание прочности и развитие национальной платежной системы.[7]

3. Анализ адаптивного развития российского рынка ценных бумаг

Анализируя адаптивность российского рынка ценных бумаг к влиянию систем более высокого порядка мы будем учитывать 3 условные периода развития экономики страны: первый период – фаза кризиса, когда началась трансформация отношений собственности, и последовавшая за-тем фаза депрессии, который мы охарактеризуем обособленно, поскольку в это время сформировались основные устойчивые нормы поведения участников рынка ценных бумаг; второй период – это фазы оживления и подъема, когда наиболее четко проявилась сформировавшаяся модель поведения участников, и третий период, т.е. актуальное состояние, будут раскрыты в сравнении.

В конце ХХ века рынок ценных бумаг возник в России в условиях приватизации.

Трансформация отношений собственности сопровождалась спадом промышленного производства вследствие нарушения наработанных десятилетия хозяйственных цепочек, капитал направлялся в высокооборотные сферы.

Поясним, что, в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики, финансовые ресурсы из реального сектора перетекли в финансовый. В следствии этого иностранные инвесторы, в которых нуждались большинство предприятий, не желали кредитовать целые отрасли в России.

В результате трансформации системы собственности сформировалась модель развития системы хозяйствования в которой инвестиции в отношения с властью имели большее значение нежели инвестиции в основные средства, при этом отсутствовали стимулы к технологическим усовершенствованиям.

Важно также учитывать определяющую динамику экспорта сырьевых и топливных товаров при формировании модели роста экономики современной России.

Отметим, что само общество и экономика не были готовы к биржевым технологиям торговли, что напоминает времена Петра I, когда в 1703г. была учреждена первая биржа, которая будучи введенной сверху, принудительно и при существовавшей в то время неразвитой феодальной системе в промышленности и торговле, бездействовала почти 100 лет. Система товарных бирж, призванная регулировать оптовый рынок, начала формироваться с момента начала реформирования системы народного хозяйства, но большинство бирж были ориентированы на обмен информацией, а не на собственно биржевую деятельность. «Отраслевые биржи» возникали по инициативе министерств. И буквально в первые годы биржевая деятельность столкнулась со следующими проблемами: отсутствием ценовых ориентиров, постоянными изменениями в системе налогообложения.


Таким образом, практически сразу была нарушена традиционная последовательность развития рынка ценных бумаг. В короткие сроки была разработана нормативная база. Одним из первых принятых документов было Постановление Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78 "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР"2. Это стало возможным благодаря использованию мирового опыта фондового регулирования и наличию традиции прямого государственного управления в России.

Отметим, что в нормативных документах были нюансы, позволявшие эмитентам не нести ответственность за выпуск ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг в 90-е годы двадцатого века сопровождалось перекладыванием рисков на инвесторов и многочисленными махинациями. А вместе с этим Министерство финансов утвердило нецивилизованную форму выплаты процентов по облигациям, сделав их не интересными для эмитентов.

В результате внебиржевой рынок преобладал над биржевым. Длительное время ликвидными инструментами были акции некоторых банков и приватизационные чеки.

К 1994г. большинство граждан ушло с рынка самостоятельно, покупателями и продавцами выступали институциональные инвесторы или посредники, что делало недостижимым поддержание эластичного равновесия между ценой предложения и ценой покупки.1 Апогеем неустроенности российского рынка ценных бумаг стала финансовая пирамида МММ, которая значительно подорвала доверие на-селения страны к ценным бумагам. Проявлением адаптивности к сложившейся ситуации стало учреждение Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. По сути фондовый рынок служил механизмом перераспределения прав собственности, не выполняя ни перераспределительную, ни аккумулирующую и ни регулятивные функции.2 «Ваучерная приватизация», обеспечив организационный импульс для рынка ценных бумаг, не смогла создать устойчивые тенденции для дальнейшего его развития.

Одной из устойчивых закономерностей адаптивности российского рынка ценных бумаг к развитию мировых финансовых рынков – является поверхностное копирование опыта – в части разработки законодательной базы в первые годы развития рынка, а впоследствии также в организации работы срочного рынка ФОРТС. В момент становления рынок ценных бумаг был лишен возможности реализовывать свои сущностные функции, поскольку фактически сразу начался дисбаланс интересов основных участников. Как обстоят дела в настоящем, мы постараемся раскрыть далее.


Специфической чертой российского фондового рынка середины девяностых годов 20 века была преобладающая доля государственных облигаций над корпоративными бумагами. Таким образом, рынок обслуживал не интересы предприятий, а государства, в результате большая часть денежных средств, находившихся в обращении поглощалась и не была использована в инвестиционной сфере.

Нельзя не отметить расхождение правовой и нормативной базы и уровня развития самого рынка ценных бумаг в конце 90-х годов 20 века. Ситуация осложнялась региональным аспектом, а именно органы власти на местах вмешивались в толкование федеральных законов, что приводило к дополнительным конфликтам. Региональный рынок ценных бумаг, особенно его сектор акций, в переходный период являлся барометром развития приватизационных процессов. Стабильность и оборот рынка ценных бумаг зависели от уровня жизни населения, развитости и эффективности деятельности банковской системы.[8]

3.1 Деятельность Банка России на валютном рынке

Валютный рынок - совокупность финансовых и организационных форм, связанных с покупкой или продажей валют разных стран. Валютный рынок как система включает в себя подсистему валютного механизма и валютных отношений. Под первой понимаются правовые нормы и институты, представляющие эти нормы на национальном и международном уровне. Вторая включает в себя повседневные связи, в которые вступают физические и юридические лица с целью осуществления международных расчетов, кредитных и других денежных операций, направленных на приобретение или продажу иностранной валюты.

Валютный рынок выполняет определенные функции, по которым определяется его назначение и финансовая роль.

Основные функции:

- обеспечение условий и механизмов для реализации валютной политики государства;

- создание субъектам валютных отношений предпосылок для своевременного осуществления международных платежей по текущим и капитальным расчетам и содействие благодаря этому развития внешней торговли;

- обеспечение прибыли участникам валютных отношений;

- формирование и уравновешение спроса и предложения валюты и регулирование валютного курса;

- страхование валютных рисков;

- диверсификация валютных резервов.

В соответствии с ФЗ N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003г.