Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Сущность и модели жизненного цикла организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Любая организация в современных условиях является основным звеном рыночной экономики, так как именно здесь создаются нужные обществу товары и оказываются различные услуги. Организация имеет право выбрать любую деятельность, не запрещённую законодательством и отвечающая целям создания организации. Деятельность организации связанна с получением прибыли. Фирмы участвуют в конкуренции, что заставляет любую организацию создавать что - то новое, чтоб не оказаться в последних линиях. У владельца того или иного дела всегда появляются желания или предрасположения, которые пока не могут быть удовлетворены имеющимися возможностями. На сегодня, товаров и услуг на рынке очень большое количество и чтоб стать востребованным населением приходится бороться за каждый процент прибыли.

В менеджменте развивается направление, где исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл.

Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста... или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Эмпирическим путем выяснено, что любые компании проходят определенные стадии в развитии, универсальные для любых организаций. Причем переход от одной стадии к другой является предсказуемым, а не случайным.

Актуальность выбранной темы обусловлена важностью для руководителей уделять внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование теоретической части, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.

Объектом исследования данной работы является совокупность закономерностей развития, представляющие собой жизненный цикл организации. Предмет исследования – сущность и стадии жизненного цикла предприятия, а также особенности управления им на этих стадиях.

Цель исследования – провести анализ концепции жизненного цикла организации и сформулировать рекомендации по ее управлению на различных стадиях развития.


Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть понятие и модели жизненного цикла организации;

2) показать взаимосвязь организационной культуры и жизненных циклов организации;

3) выявить особенности управления организацией на различных этапах ее жизненного цикла;

4) исследовать жизненный цикл конкретного предприятия (ООО «Биомир») и определить, на каком этапе своего развития оно находится.

Теоретическая основа работы сформирована путем изучения монографий и научных статей таких авторов, как О.А. Ветрова, А.В. Зверев, Д. Ивашко, Л.В. Килимова, Н.Н. Макарова, О.А. Пахомова и др.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать при анализе жизненного цикла конкретной организации, а также при изучении студентами дисциплины «Теория менеджмента».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Сущность и модели жизненного цикла организации

1.1. Понятие жизненного цикла организации

В научном обороте для описания процессов жизнедеятельности организации принято использовать понятие «жизненный цикл организации», под которым понимают предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение определенного времени. Понятие жизненного цикла показывает наличие определенных этапов, через которые проходят организации за период своего существования.[1] Данные изменения являются не случайными.

Выделяют следующие стадии развития организации:

а) стадия зарождения. На данном этапе зарождается идея, удовлетворяющая определенную потребность, далее подбираются предприимчивые люди, способные претворить эту идею в жизнь. В результате создается бизнес, целью которого является удовлетворение определенной потребности населения в какой-либо хозяйственной области. Данный этап жизненного цикла организации включает в себя регистрацию, подбор персонала, поиск источников инвестирования и выход на рынок производства[2];

б) стадия коллективизма и направленности на единую цель. Данная стадия требует начала построения коллектива и его сплочения в единую команду. Каждый руководитель должен стремиться к этому, т.к. именно в сплоченном коллективе возможно зарождение оригинальных, перспективных идей, способствующих дальнейшему успеху организации[3];


в) стадия формализации и определения структуры. Характеризуется постепенным усовершенствованием организационной системы, включающим в себя появление новых отделов, слияние или разделение изучаемых направлений, утверждение устава, введение определенных правил и жизненного кредо компании, появление неформальных обычаев и законов, стимулирующих как рабочий персонал, так и руководящий состав. На этом этапе организация напоминает молодую и перспективную компанию, утвердившую основной командный состав и успешно набирающую опыт[4];

г) стадия совершенствования. Это этап наивысшего пика успеха организации, занятия ведущего места на рынке реализации своих продуктов или услуг. В этот момент руководителям следует поддерживать темпы роста компании, поскольку конкуренты могут воспользоваться вашими нереализованными идеями. В этот период организации должны осуществлять поиск новых неудовлетворенных потребностей населения и предлагать новые виды товаров и услуг[5];

д) стадия упадка. Влияние изменяющейся внешней среды, конкуренция, накопившиеся проблемы в развитии внутренней структуры организации влекут за собой негативные последствия, основной из которых является сокращение спроса на продукцию и услуги. Руководители стремятся удержать достигнутые позиции и использовать новые возможности для поддержания уровня развития компании. Данный этап характеризуется большей формализацией и бюрократизацией отношений, следствием которых являются внутриорганизационные конфликты. Для удержания рынков и использования новых возможностей осуществляется поиск работников, обладающих наиболее ценными специальностями. Централизованный механизм выработки и принятия решений сопровождается текучестью кадров, способствующей снижению профессионального уровня персонала и моральной обстановки в компании[6].

Современному руководителю организации необходимо знать стадии развития фирмы, а также учитывать цели и задачи, соответствующие каждому этапу. Например, успешный цикл организации таких компаний, как Coca-Cola и Macdonalds, доказывают, что при грамотном руководстве можно оставаться на плаву в течение многих лет после своего основания.[7] Самое главное здесь - применять гибкий подход и иметь правильную маркетинговую стратегию, способную периодически трансформировать организацию под новые требования населения.


1.2. Модели цикличного развития организаций

Любая организация за период своего существования способна реализовывать различные модели своего развития. Модели развития организаций появились и развивались в США во второй половине ХХ века. Особое внимание им уделялось в период с 1967 по 1983 год.[8]

Одна из самых ранних моделей - «Движущие силы роста» (А. Даунс, 1967). Она возникла на примере правительственных комитетов. А. Даунс предложил три основные стадии роста и развития организации: 1) борьба за автономию; 2) стремительный рост; 3) замедление. «Кратко, эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, и затем к формализации и контролю».[9]

Г. Липпит и У. Шмидт в своей модели «Управленческое участие» (1967) предложили три стадии развития организации: рождение, юность и зрелость. На первой стадии менеджеры добиваются жизнеспособности компании благодаря оптимальной управленческой системе. Затем осуществляется борьба за устойчивость и репутацию организации в конкурентной среде. На последней стадии данной модели основной задачей управления является приспособление организационной системы к меняющимся внешним условиям и запросам потребителей, достижение уникальности компании. Эта модель описывает основные задачи управления, трансформирующиеся при переходе от стадии к стадии.[10]

Модель Б. Скотта «Стратегия и структура» (1971) описывает три отдельных типа организации, которые следуют в исторической последовательности. Автор утверждает, что организации в ходе своего развития реализуют следующие модели: неформальную, формальную бюрократию, промышленный конгломерат.[11]

Л. Грейнер, раскрывая «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972), утверждает о способности организации порождать собственные революции, эволюционируя из одной стадии развития в другую. Революции характеризуются бурным развитием компании, требующим анализа и пересмотра методов управления, способствующих преодолению очередного переходного кризиса. По Л. Грейнеру, организация преодолевает: а) кризис лидерства; б) кризис автономии; в) кризис контроля; г) кризис «запретов»; д) кризис новой стадии.[12]


В своей модели «Ментальность членов организации» (1974) У. Торберт утверждает, что организационное развитие способно порождать общность персонала. Не раскрывая механизмов, автор задает направление развития - от индивидуальности к чувству принадлежности к организации.

Ф. Лиден отмечает «Функциональные проблемы» (1975), возникающие на стадиях развития организации. По мнению автора, новая организация должна последовательно преодолеть следующие из них: а) адаптация и завоевание собственной ниши на рынке в условиях трансформации внешней среды посредством внедрения инноваций; б) приобретение ресурсов и развитие методов управления; в) постановка целей и получение прибыли; г) поддержание образцов поведения и институализации структур.[13]

Следующая модель развития отражена Д. Кацем и Р. Каном в работе «Организационная структура» (1978). Авторы обосновывают три основные стадии жизненного цикла организации: а) стадия простых систем; б) устойчивая стадия организации; в) стадия разработки структур.[14] Данный подход дал возможность рассматривать организации как открытые системы, включающие в себя несколько взаимозависимых подсистем, подвергающиеся воздействию внешней среды, в которой сосредоточены предпосылки успеха компании.

В «Теории жизненных циклов организации» (1979) И. Адизес проводит аналогию между развитием организации и биологического организма (см. приложение 1). Автор характеризует организационное развитие как естественный, поэтапный, запрограммированный процесс, предусматривающий последовательное прохождение стадий. Вот эти стадии: а) ухаживание; б) младенчество; в) Вперед (Go-go!); г) юность; д) расцвет; е) стабильность; ж) аристократия; з) Старение (Салем-Сити); и) бюрократия; к) смерть.[15] Трудности и проблемы организации можно условно разделить на болезни роста и организационные патологии. Непреодоленные трудности, относящиеся к болезням роста, становятся патологиями организации, с которыми справиться самостоятельно она не в силах. Социальная организация должна обладать гибкостью и контролируемостью для достижения своего расцвета.

Дж. Кимберли в работе «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» (1979) описывает принципиально новую модель развития организаций. Автор отмечает возможность выстраивания ресурсов и формирования будущей идеологии до фактического создания организации.